ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ




ЧЕРТЫКОВЦЕВА М.А.

“ЛЕСНАЯ ШКОЛА”

(На развитие тембрового слуха)

- “Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную – лесную.

Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами.

(Детям раздаются шапочки - эмблемы с изображением соответствующих животных).

- Ну, зверушки лесные, будем учиться различать звучание разных инструментов.

Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастаньеты. Ну а этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами “медвежата”.

Когда зазвучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки “лисята”, а когда колокольчик – “зайчата” будут показывать, как в него играют, - кистями рук покачивать”.

 

 

«ДОМИК КРОШЕЧКА»

Демонстрационный материал: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка.

Ход игры.

Музыкальный руководитель:

Стоит в поле теремок, теремок.

Как красив он и высок, да высок.

По ступенькам мы идём, все идём.

Свою песенку поём, да поём.

Приходите в теремок, в теремок.

Будем печь большой пирог, да пирог.

 

С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку зверюшки. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу:

- По ступенькам я иду…

Затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу:

- В дом чудесный захожу!

Придумывая свой мотив,- и «заходит» в дом.

Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив.

 

Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.

Персонаж спускается по ступенькам и поёт:

- По ступенькам вниз иду…

Затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу:

- По тропиночке уйду.

Также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.

“ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ”.

Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

 

 

«МЕДВЕЖАТА»

Воспитатель раздает каждому ребенку колокольчик и объясняет: «Вы

все медвежата и спите в своих домиках, а я буду мама-медведица, я тоже сплю». Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, закрыв глаза. Под веселую мелодию медведица звенит большим колокольчиком будит медвежат. Те просыпаются и звенят ей в ответ своими маленькими колокольчиками.

 

 

«КАКАЯ ПТИЧКА ПОЕТ?».

На столе находятся игрушечные птички — большая и маленькая. Музыкальный руководитель показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне до первой октавы) и как маленькая (до второй октавы). Затем педагог отгораживает металлофон ширмой и поочередно берет «до» первой и «до» второй октавы, предлагая детям угадать, какая птичка поет.

Эту игру можно повторить в средней группе, но к игре на металлофоне привлекаю детей. При этом учу не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.

 

 

«БУРАТИНО»

Игровой материал

Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям.

Ход игры

Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети должны сами отгадать.

Музыкальный руководитель проигрывает произведение, ребята отгадывают и достают из коробки соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева — ребенок достает карточку с изображением новогодней елки; звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца — достает картинку паровоза и т. п.

 

 

«СТУПЕНЬКИ»

Игровой материал

Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), металлофон.

Ход игры

Ребенок-ведущий играет на инструменте, а другой ребенок определяет, куда движется мелодия — вверх, вниз или звучит на одном звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает ею на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. Эта игра помогает закрепить знания детей о расположении звуков на различных инструментах.

 

«ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»

Игровой материал

Бубен, музыкальная лесенка.

Ход игры

Педагог исполняет на бубне различные ритмические рисунки, передающие движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают предложенные им загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на нижнюю, зайчика на среднюю, птичку на верхнюю). Затем медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика — быстрым постукиванием указательным пальцем, птички — легким потряхиванием бубна над головой.

 

 

«БУБЕН»

Игровой материал

Бубен.

Ход игры

Музыкальный руководитель показывает бубен, дети слушают, как он может звучать при встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. Затем воспитатель берет бубен и, подняв его, вместе с детьми бежит по комнате (на первую часть музыки Г. Фрида. Бубен), на вторую часть останавливается и стучит по нему, дети хлопают в ладоши. После двукратного исполнения малыши выполняют упражнение по одному. Воспитатель напоминает, что сначала надо бежать вокруг стула, а затем остановиться и ударять по бубну ладошкой.

 

 

«НАМ ИГРУШКИ ПРИНЕСЛИ»

Игровой материал

Дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек, кошка (мягкая игрушка), коробка.

Ход игры

Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.

За небольшой ширмой педагог играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудке). Затем кошка передает игрушку другому (одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько). Эта игра подводит детей к самостоятельным действиям с музыкальными игрушками и инструментами.

 

 

«КОЛПАЧКИ»

Игровой материал

Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, колокольчик.

Ход игры

Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка, предлагает ему повернуться и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

 

«НАШ ОРКЕСТР»

Игровой материал

Детские музыкальные игрушки и инструменты (колокольчики, бубны, треугольники и т. д.), большая коробка.

Ход игры

Педагог сообщает детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает детям (предварительное знакомство с каждым инструментом приводилось на музыкальном занятии). Все по очереди играют на этих

 

«К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ»

Игровой материал

Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры

Воспитатель обращается к детям: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук, педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, воспитатель (с мишкой в руках) ритмично переступает с ноги на ногу, как медведь. Дети хлопают. Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточка по металлофону, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

 

 

«НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Игровой материал

Металлофон, бубен, треугольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии и изобразить его на каком-нибудь музыкальном инструменте.

«Послушайте сначала, что придумала я,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне мелодию сверху вниз). Увидела подружку, которая прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне мелодию вверх через один звук). Вы можете продолжить мой рассказ или придумать свой».

«ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ»

Игровой материал

Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детский музыкальные инструменты (металлофон, бубен, коробочка).

Ход игры

Воспитатель (или ребенок) проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок выкладывает его карточками на фланелеграфе. Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе.

 

«НА ЧЕМ ИГРАЮ»

Игровой материал

Карточки по числу играющих, на одной половине изображены детские музыкальные инструменты, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры

Детям раздают по три-четыре карточки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

«ОПРЕДЕЛИ ИНСТРУМЕНТ»

Игровой материал

Аккордеон, металлофон, колокольчик, деревянные ложки.

Ход игры

Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты.

Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок,другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку.

Игра проводится в свободное от занятий время.

 

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО»

Игровой материал

Карточки, по числу играющих, на которых нарисовано пять линеек, металлофон.

Ход игры

Ребенок-ведущий играет звукоряд на металлофоне вверх, вниз или повторяет один звук. Дети должны выложить на карточке кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

 

 

«СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО»

Игровой материал

Карточки по числу играющих, на одной половине которых изображены детские музыкальные инструменты, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры

Детям раздают по три-четыре карточки. Ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют, какой инструмент звучит, и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на четыре-шесть квадратов, изображаются различные инструменты. Маленькими карточками с такими же инструментами эти квадраты закрываются. Каждому ребенку дают по одной большой карте и по четыре-шесть маленьких. Игра проводится также, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой. Игра проводится в старших группах на музыкальных занятиях с целью закрепления знаний о музыкальных инструментах, а также в часы досуга.

 

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ»

Игровой материал

Металлофон, аккордеон.

Ход игры

Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

 

«СКОЛЬКО НАС ПОЕТ?»

Игровой материал

Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-картинки (для каждого играющего), музыкальные инструменты.

В игре можно использовать другой игровой материал — три карточки с изображением поющих детей (на первой один ребенок, на второй двое детей, на третьей трое).

Ход игры

Ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек. Вызванный ребенок выкладывает матрешки на фланелеграфе или вставляет их в кармашки планшета. Детям надо обязательно напомнить, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат.

В музыкально-дидактической игре с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.

 

 

«ОТГАДАЙ ПЕСЕНКУ»

Игровой материал

Карточки по числу играющих с изображением на каждой нескольких картинок, сюжет которых соответствует изученными детьми песням и попевкам, фишки, детские музыкальные инструменты.

Ход игры

Ребенок проигрывает мелодию на любом музыкальном инструменте. Дети определяют песню и в зависимости от услышано мелодии закрывают картинку фишками.

 

«ВОЛШЕБНЫЙ ВОЛЧОК»

Игровой материал

На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениям по слушанию или пению, в центре вращается стрелка.

Ход игры

Вариант 1. В грамзаписи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора.

Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии.

Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку. Остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки, или играют ансамблем на различных инструментах.

 

 

«КАКУЮ ПЕСНЮ ИГРАЕТ ПЕТЯ?»

Игровой материал

На планшете изображен рояль с вставным кармашком, мальчик, играющий на инструменте. На столе иллюстрации к знакомым песням, детские инструменты.

Ход игры

Вызванный ребенок исполняет на одном из инструментов знакомую песню, выученную на музыкальных или индивидуальных занятиях. Другой ребенок находит соответствующую картинку и вставляет ее в кармашек рояля. Если ответ правильный, все хлопают, а этот ребенок исполняет следующую мелодию на одном из инструментов.

 

«КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ У КАТИ?»

Игровой материал

Планшет с изображением девочки. В руках у нее футляр, крышка которого открывается и там находится вставной кармашек. Картинки с изображением различных детских музыкальных инструментов.

Ход игры

Ведущая показывает детям планшет и объясняет, что девочка Катя идет в музыкальную школу и несет инструмент, а какой именно — дети должны будут определить на слух.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: