АТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
по учебной дисциплине
«Дифференциальная психологии»
для специальности 030301.65 Психология
Киров
АПИМ составлен в соответствии с ГОС высшего профессионального образования для специальности 030301.65 Психология, утвержденным зам. Министра образования РФ В.Д. Шадриковым 17.03.2000 г., № государственной регистрации 235 гум/сп.
АПИМ разработан: Е. В. Сараевой, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры практической психологии ВятГГУ.
Рецензент – С.Г. Касимова, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии ВятГГУ.
АПИМ утвержден на заседании кафедры практической психологии 12.01.2010г. протокол № 8.
Аттестационные педагогические измерительные материалы предназначены для проверки и оценки качества знаний студентов вуза, завершивших изучение учебной дисциплины «Дифференциальная психология».
© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2010
© Сараева Е.В., 2010
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Дифференциальная психология» знакомит студентов факультета психологии с индивидуальными, групповыми и типологическими различиями между людьми, проявляющимися в специфике организации нервной системы и психических процессов, интеллекта и сознания, в разнообразных чертах личности и поведения. В рамках данной дисциплины анализируются общепсихологические закономерности, лежащие в основе индивидуальных свойств – темперамента, способностей и интеллекта, характера и стиля человека. Освещаются наиболее известные концепции как зарубежных, так и отечественных исследователей. Задача дифференциальной психологии как науки состоит в том, чтобы установить закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека, разработать теоретические основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ
Аттестационный педагогический измерительный материал (АПИМ) по «Дифференциальной психологии» разработан в соответствии с учебно-методическим комплексом учебной дисциплины, составленным кандидатом психологических наук, доцентом кафедры практической психологии Е.В. Сараевой. АПИМ предназначен для проверки и оценки качества знаний студентов вуза, завершивших изучение учебной дисциплины «Дифференциальной психология» по основной образовательной программе подготовки специалистов по специальности 030301.65 Психология.
Учебная дисциплина «Дифференциальная психология» Р. 04 относится к национально-региональному (вузовскому) компоненту ОПД. Р. ОО. Программа авторская.
Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Дифференциальная психология»:
Индивидуальные, групповые и типологические различиями между людьми. Общепсихологические закономерности, лежащие в основе индивидуальных свойств – темперамента, способностей и интеллекта, характера и стиля человека. Источники индивидуальных различий. Специфика организации нервной системы и психических процессов, интеллекта и сознания, в разнообразных чертах личности и поведения. Индивидные характеристики: асимметрия полушарий и темперамент. Индивидуальность. Интегральная индивидуальность. Типологический подход к изучению личности и характера. Предметно-содержательные характеристики: теория черт личности. Стилевые особенности индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности. Индивидуальный стиль жизни. Гендер. Маскулинность и феминность. Психологические особенности мужчин и женщин. Половая идентификация. Культурные и профессиональные различия.
В соответствии с требованиями ГОС по завершении курса обучения студент должен:
Иметь представление:
- об индивидуальных, групповых и типологических различиями между людьми;
- об источниках индивидуальных различий;
- о закономерности возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека;
- о наиболее известные концепциях как зарубежных, так и отечественных исследователей;
- об основных экспериментальных путях решения ключевых проблем дифференциальной психологии, закономерностях ее становления и развития
Уметь:
- активно использовать знания дифференциальной психологии при проведении эмпирических исследований в психологии;
- самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с индивидуальными и групповыми различиями;
- решать прикладные задачи дифференциальной психологии в сфере образования и консультирования;
- интерпретировать результаты психологического исследования с учетом основных закономерностей индивидуального развития испытуемых.
Владеть:
- базовыми понятиями по дифференциальной психологии;
- знаниями об индивидуальных и групповых различиях;
- знаниями о гендерной психологии;
- целостным представлением и теоретико-методологической базой для последующего совершенствования своих профессиональных навыков в соответствии с собственными предпочтениями;
- навыками работы с учебной и научной психологической литературой по проблемам дифференциальной психологии;
- навыками самостоятельного выполнения практических, курсовых и дипломных работы по проблемам дифференциальной психологии..
Общие сведения о дидактических единицах содержания учебной программы и количестве контрольных заданий с учетом изучения дисциплины по семестрам и планируемых контрольных мероприятий
согласно учебному плану
№ п/п | Основные разделы учебной дисциплины (дидактические единицы учебной дисциплины) | Количество тем | Семестр | Количество часов на изучение по УМК | Итоговая форма контроля по учебному плану | Общее количество контрольных срезовых заданий |
Введение в дифференциальную психологию | Экзамен | |||||
Теоретические основы дифференциальной психологии | ||||||
Психология индивидуальных различий | ||||||
Итого |
Содержательная структура учебной дисциплины
№ п/п | Наименование дидактической единицы учебной дисциплины | Наименование темы Задания | Количество контрольных срезовых заданий по теме | Уровень сложности заданий |
Введение в дифференциальную психологию | 1.1. Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии 1.2. Методы дифференциальной психологии 1.3. Источники индивидуальных различий | I II II | ||
Теоретические основы дифференциальной психологии | 2.1. Индивидные характеристики: асимметрия полушарий и темперамент 2.2. Личность, индивид, индивидуальность 2.3. Психология характера 2.4. Типологический подход к изучению личности и характера 2.5.Предметно-содержательные характеристики: теория черт личности | II II II II II | ||
Психология индивидуальных различий | 3.1. Психология способности 3.2.Стилевые особенности индивидуальности 3.3. Психология пола 3.4.Культурные и профессиональные различия | II II II II |