Семинар 1. Тема: «История зарубежной социальной психологии »
Вопросы для обсуждения
1. Социально-психологические работы З. Фрейда.
2. Динамическая теория функционирования группы Д. Байона.
3. Теория поля К. Левина.
4. Социометрическое направление Дж. Морено.
5. Теории агрессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура).
6. Межличностное взаимодействие как обмен (Д. Тибо, Г. Келли, Дж. Хомманс).
7. Теории когнитивного соответствия (Хайдер, Ньюком, Фестингер, Ч. Осгуд и Танненбаум). Новая версия когнитивного подхода (С.Аш, Д. Креч, З. Крачфильд).
8. Теории развития группы В. Бенниса и Г. Шеппарда. Теория В. Шутца.
9. Симвилический интеракционизм Дж. Мид.
10. Ролевые теории.
11. Теории референтной группы.
12. Европейская школа социальной психологии. Серж Московичи, А. Тэшфел.
Форма контроля: Терминологический диктант (см. п. 3.1 ФОС). Опрос. Сообщение с эл. презентацией (см. п. 3.3 ФОС)
Семинар 2. Тема: «Отечественная социальная психология»
Вопросы для обсуждения
1. Деятельностный подход: стратометрическая концепция групповой активности А. В. Петровского.
2. Программно-ролевая концепция группы М. Г. Ярошевского.
3. Концепция Г. М. Андреевой о модели социально-перцептивных процессов в совместной деятельности.
4. Социометрическое направление. Я. Л. Коломинский. И.П.Волков.
5. Параметрическая концепция Л.И. Уманского.
6. Организационно-управленческий подход (Е. С. Кузьмин)
Форма контроля: Терминологический диктант (см. п. 3.1 ФОС). Опрос. Сообщение с эл. презентацией (см. п. 3.3 ФОС)
Семинар 3. Тема: «Психология общения и взаимодействия»
Вопросы для обсуждения
1. Особенности взаимосвязи людей. Особенности межличностного взаимодействия.
|
2. Параметры межличностного взаимодействия (содержание, форма, глубина, частота, устойчивость, интенсивность).
3. Типы взаимодействия (сотрудничество, соперничество – противоборство – конфликт, избегание, однонаправленное содействие, однонаправленное противодействие, контрастное взаимодействие, компромисс).
4. Признаки совместной деятельности. Классификация типов взаимосвязи в совместной деятельности по Обозову.
5. Классификация типов взаимосвязи в совместной деятельности по Уманскому: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимосвязанная деятельность.
6. Эффекты взаимодействия.
7. Обзор методов и средств исследования общения.
8. Обзор методов и средств исследования межгрупповые отношений.
Форма контроля: Терминологический диктант (см. п. 3.1 ФОС). Опрос. Сообщение с эл. презентацией (см. п. 3.3 ФОС)
Семинар 4. Тема: «Психология малой группы»
Вопросы для обсуждения
1. Руководство и управление. Психологические проблемы управления. Проблемы эффективности руководства.
2. Системы управления по Лайкерту: эксплуататорско-авторитарная, благосклонно-авторитарная, консультативно-демократическая, основанная на доверии.
3. Типы власти по Френчу и Равену: принуждение, вознаграждение, экспертная власть (компетентность), эталонная власть (харизма), законная власть (традиционная).
4. Стили руководства по Курту Левину.
5. Стиль влияния, позиция руководителя, способ и характер контроля, принятие решений, наказанье, поощрение.
6. Анализ положительных и отрицательных особенностей различных стилей руководства.
|
7. Компетентность руководителя.
8. Личностная теория лидерства. Харизматический подход.
9. Поведенческая теория лидерства. Теории мотивации и руководства людьми Дуглас Мак Грегора: теория X и теория Y.
10. Ситуационный подход к лидерству. Модель Ф. Фидлера: отношения руководитель-подчиненный, структура задачи, должностные полномочия. Формирование и развитие лидерских качеств.
Форма контроля: Терминологический диктант (см. п. 3.1 ФОС). Опрос. Сообщение с эл. презентацией (см. п. 3.3 ФОС)
Семинар-практикум 5. Тема: «Методы исследования малой группы»
Вопросы для обсуждения
1. Внутригрупповое структурирование. Понятие о внутригрупповом структурировании Формальная и неформальная структура группы.
2. Диагностика формальной и неформальной структур группы. Методы исследования
3. «Вертикальная» и «горизонтальная» структура группы. Диагностика вертикальной и горизонтальной структур группы. Методы исследования.
4. Групповая совместимость. Сработанность и совместимость. Проблема групповой сплоченности. Проблема группового сознания. Методы исследования.
5. Социально-психологический климат малой группы. Особенности психологического климата коллектива. Понятие социально-психологический климат. Структура социально-психологического климата. Методы исследования.
6. Формы коллективного взаимодействия. Факторы, влияющее на социально-психологический климат: стили руководства, виды псевдоавторитетов. Методы исследования.
7. Обзор методов и средств исследования функционирования ученического коллектива.
|
8. Обзор методов и средств исследования малой группы.
Форма контроля: Опрос. Заключение по результатам исследования.
Семинар 6. Тема: «Социально–психологическая адаптация»
Вопросы для обсуждения
1. Социально–психологическая адаптация и её особенности.
2. Механизмы социально–психологической адаптации.
3. Фазы социально–психологической адаптации.
4. Адаптация новичка в группе. Проблемы вхождения новичка в группу.
5. Понятие, особенности, классификация социальных установок. Формирование и изменение социальных установок личности.
6. Обзор методов и средств исследования вопросов социализации.
7. Решение кейс-стади (разбор психолого-педагогических ситуаций)
Форма контроля: Терминологический диктант (см. п. 3.1 ФОС). Опрос. Сообщение с эл. презентацией (см. п. 33 ФОС)
Семинар 7. Тема: «Личность в большой группе»
Вопросы для обсуждения
1. Понятие психологии нации. Структура и свойства психологии нации.
2. Национально-психологические особенности представителей некоторых наций
3. Психология социальных классов. Понятие и своеобразие функционирования психологии классов.
4. Структура социально-классовых различий. Содержание психологии класса.
5. Психология толпы. Определение понятия «толпа». Виды и основные характеристики толпы. Особенности поведения толпы.
6. Психология политики. Сущность и содержание политико-психологических феноменов.
7. Психологическая характеристика политической власти.
8. Психологические особенности политической активности.
9. Обзор методов и средств исследования личностных характеристик и имиджа политического деятеля.
10. Обзор методов и средств исследования психологических условий и восприятия политических решений.
Форма контроля: Терминологический диктант (см. п. 3.1 ФОС). Опрос. Сообщение с эл. презентацией (см. п. 33 ФОС)
Семинар-практикум 8. Тема: «Методы исследования в социальной психологии»
Вопросы для обсуждения
1. Основные методы социально-психологического исследования.
2. Методы сбора и анализа социально-психологической информации.
3. Наблюдение. Опросы. Тесты. Эксперимент как основной способ получения социально–психологической информации.
4. Социометрия, ее характеристики и особенности.
5. Деловые и эмоциональные критерии в социометрии, социограмма, социометрические индексы.
6. Решение кейс-стади (разбор психолого-педагогических ситуаций)
Форма контроля: Опрос. Заключение по результатам исследования.