1. Держу ли я данную мною клятву трудиться в гармонии с законом Любви? Удерживаю ли я постоянно в памяти истину о том, что Любовь есть Бог и что только по вере моей и любви к Богу, материализованному во всех созданиях Его, могу я узнать что бы то ни было о Боге?
2. Повинуюсь ли я законам жизни, насколько это в моих силах, – законам здоровья, законам духовным, ментальным, нравственным и государственным, законам ученичества? В какой мере нарушаю я один или более этих законов? Могу ли я заставить себя подчиниться закону, который нарушил?
3. Веду ли я нравственно чистую и праведную жизнь? Грешу ли я против своего тела или тела ближнего своего?
4. Стремлюсь ли я повергнуть нечистые элементальные силы, порожденные сознательным или бессознательным желанием, единственным способом, каким они могут быть повергнуты, – то есть подавляя их чистыми, истинными и прекрасными идеями, стремлением узнать, существует ли какая-либо физическая причина возбуждения таких сил, и удаляя ее, насколько возможно? Всегда ли я помню о том, что, беспорядочно растрачивая жизненную сущность своего тела, я призываю на свою голову множество страданий, ибо порочу и растрачиваю саму субстанцию Божества – Созидательный Огонь?
5. Говорю ли я ложно, необдуманно или несострадательно против ближнего своего, тем самым злоупотребляя способностью использовать высшие созидательные силы звука и слова, коими обладаю? Упоминаю ли я имя Божие или имена Мастеров всуе в обычном разговоре или богохульстве?
Стараюсь ли я быть добрым в речах с другими и о других; пытаюсь ли оказать всю помощь и утешение, что в моих силах, бедствующим и нуждающимся; использую ли я каждую крупицу знания и мудрости, обретенную мной, ради блага других?
|
Всегда ли протестую, когда другие говорят зло, немилосердно или ложно о моих соучениках?
6. Стараюсь ли я всегда держать в уме мысль о том, что человеческий род – это одна великая семья и что различные подразделения, группы, ассоциации представляют собой членов этой семьи? А следовательно, пытаюсь ли я обращаться со всеми людьми, и особенно – с моими соучениками, так, как если бы они были моими кровными родственниками?
Вдохновлены ли мои поступки по отношению к ним любовью и чувством братства – или только мыслью о том, что я могу эгоистично получить от них?
Позволяю ли я зависти, ревности или амбиции заставлять меня вредить другим?
7. Посвящаю ли я некоторую часть своего утра или вечера медитации и устремлению, воспитанию веры, благодарности, смирения и преданности?
8. Держусь ли я своих обетов отдавать все свое время, средства и мысли продвижению работы Храма?
Отдаю ли я свое служение, средства, поддержку и защиту, кои обещал отдавать, на поддержание представителей Ложи – или беспечно и своевольно пренебрегаю этими обязанностями и таким образом лишаю себя и других преимуществ, помощи и водительства, которые мог бы получить, тем самым позволяя возникать огромным брешам в крепостной стене, через которые враги Ложи могут пробраться внутрь, чтобы сеять смерть и разрушение в рядах членов Храма?
9. Сознаю ли я и действую ли в соответствии с истиной о том, что материя, форма и субстанция в той же мере являются частью Бога, что дух и душа, и что, презирая заботу о своем теле, пренебрегая им или постоянно желая освобождения от его уз, я презираю Бога и пренебрегаю Им?
|
10. Чту ли я указания Мастеров и повинуюсь ли им во всех отношениях?
Стремлюсь ли я узнать, кто среди великих исторических личностей мог или должен был принадлежать к Ложе Мастеров? Пытаюсь ли воспользоваться с пользой их советом и опытом и помочь делать то же самое другим?
Усердно ли я предаюсь самоисследованию в установленные сроки, как меня учили? Стараюсь ли я по мере сил исправить сотворенное мною зло и усилить свои старания исполнять любой закон, который я нарушил, прежде чем осмелиться предстать за столом Пира Надежды?
Наконец, стараюсь ли я сделать свое тело, душу и дух приемлемым подношением в глазах Бога и Учителей всякой мудрости?
ИМЕНА
Пока человек не достигнет последнего Ордена Четвертой Ступени Ложи (человечества), он носит имя, данное ему ради удовольствия родителей или друзей. Это имя служит ему покровом, становится его частью и осуществляет свою роль в его эволюции. Когда усилия над собой приводят его к завершению Четвертой Ступени и он осознает великое Единство и свою индивидуальную связь с ним, он получает новое рождение (инициацию или посвящение). Он принимает новое имя – имя, под которым он отныне и впредь будет известен всем прочим составляющим частям Ордена, в который вступает, – но не тем, кого он обошел на низших ступенях. Это имя – его самая сокровенная собственность, и оно никогда не должно «произноситься всуе», то есть без необходимости. Впервые его произносит Иерофант Ордена, в который человек вступает; оно начинает процесс своего формирования с момента первой инкарнации Эго в человеческой форме и указывает на те качества – таланты, – которые достигли своего апогея, величайшей высоты, достижимой для Эго до тех пор, пока оно заключено в физическую субстанцию.
|
Число, цвет и звук – основные принципы каждого из этих качеств, духовные силы – медленно меняли часто́ты своей вибрации по мере того, как в предшествующие циклы развивалась одна [человеческая] форма за другой. Достигнув наивысшей возможной для себя вибрации, они создали благодаря этому единственное имя, которое могло бы правильно интерпретироваться и указывать на личность, которой оно принадлежит.
Если бы родители в полной мере понимали силу влияния, оказываемого на характер и строение тканей тела путем повторения и отождествления с одним словом или именем, они бы с большей тщательностью подходили к выбору имен для своих детей. Если бы они сами неспособны были выбрать правильное имя для высокоразвитого ребенка по методу Посвященных, они могли бы выбирать имена, указывающие на высокие и благородные атрибуты других выражений жизни. Таким образом они могли бы оказывать соответствующее влияние на развитие своих детей, вместо того чтобы, как это часто происходит, взваливать на них бремя бессмысленных, лишенных характера или неприемлемых созвучий, которые могут нанести лишь вред, а не оказать помощь.
На важность имени указывают многие изречения Библии. Иегова воспрещает произнесение имени Своего всуе. Ученикам Иисуса было дано право творить добрые дела во имя Христово. Вас учили, что неправедное использование любой духовной силы – худшее из преступлений. Я своими словами доказал вам, что истинные имена являются сгустками духовных сил, поэтому вам будет нетрудно распознать первопричину провозглашения таких заповедей, о которых я говорил. Каждая буква символизирует эзотерическое число, а числа священны и тайны, и не только потому, что указывают на частоты вибрации, но и потому, что являются этими частотами. С первым трепетом Космического Яйца число Один начало свое бытие как проявленная сущность.
Человек, чтобы сделать мир пригодным для обитания бессмертной души, истощил все способы, все известные ему планы, кроме одного; и это – план непротивления. Подвигнет ли его необходимость самосохранения к принятию этого плана и последующему совершенству – или он продолжит расточать свои возможности, пока великий молот не упадет, вбивая гвоздь на место? Подвигнут ли человека со временем мучения разума и тела, утраты и отчаяние к серьезному исследованию этого плана, чтобы он мог таким образом усвоить, что непротивление – это положительный аспект сопротивления и, будучи положительным, должен быть благой первопричиной всего, что следует из блага?
КОРНИ
Представление о соответствии между всеми телами, принадлежащими к растительному царству, чьи корни покоятся в земле, и человечеством настолько общепринято и столь широко обсуждается, что могло бы показаться, что последнее слово в этой дискуссии уже сказано. Беглый взгляд назад, на некоторые из прежних аргументов может пролить некоторый свет на затруднительные проблемы, с которыми сталкиваются новообращенные нашей философии.
Розовый куст, покрытый утонченными цветами, которые поражают чувства своей красой и ароматом, в существовании своем полностью зависит от корней, прячущихся в земле, на которой он растет. Если бы эти корни можно было наблюдать в их естественном положении, не потревожив даже тончайшего корневого волоска из тех, что отходят во всех направлениях от главных корней, взгляд немедленно уловил бы их сходство с ветвями розового куста, располагающимися над землей.
У каждой ветви есть внутренняя связь с соответствующим корнем или корешком. Объединяющие, удерживающие и питающие силы обретаются в корне куста, частично под земной поверхностью, а частично над ней.
Эта сила струится через растение, оживляет и сохраняет его в неповрежденной форме: сам куст – и каждый корешок, ветку, лист и цветок, его составляющие ныне и в будущем.
Хотя куст и его корни взаимозависимы и объединены главным стволом, существование одного разительно отличается от существования других. Они управляются различными законами, испытывают воздействие разных жизненных токов; жизнь каждого зависит от совершенного разного окружения. У корней куста общая жизнь с другими обитателями почвы. Их желания и нужды одинаковы. Они подчинены магнетическим токам земли. Солнечный свет, запасенный в почвенной материи, вновь претворяется в созидательную энергию, положительные токи жизни, а тепло и влага, происходящие от внутренних огней, являются отрицательными, материнскими токами.
МАТЕРИНСТВО
Нужен Нерон или один из подобных ему дикарей-святотатцев, зверь в человеческом обличье, чтобы намеренно ранить или убить мать, которая родила его, – человек совершенно потерянный для всех человеческих чувств, апогей амбиции, жадности и похоти. Однако существуют более предосудительные поступки – как и узы более священные, – чем те, которые связаны с земной матерью. Пусть велики страдания и муки деторождения на физическом плане, они легки в сравнении с теми, которые претерпевает мать-душа взрослого человека. Ибо именно она черпает из собственного своего существа, чтобы дать ему жизнь – жизнь на высшем плане его бытия, нежели тот, на котором он прежде существовал.
Человек о часе рождения своей собственной души помнит не более, чем дитя помнит о своем рождении. Одна только мать обладает знанием об этих событиях в обоих случаях; человек, не считая исключительных случаев, и не может этого узнать прежде, чем его душа достигнет той же степени развития, которой достигают все души-матери. И слишком часто нероноподобный демон в человеке убивает свою мать жестоким безжалостным ударом, или макает ее лицом в грязь своей неблагодарностью или слепотой, или делает это по воле какого-либо иного матереубийцы, который не в силах в одиночку вынести бремя собственного греха и потому вынужден искать себе сообщника.
Каждая женщина, которой случалось погрузиться в глубины своей души и воспитать дух материнства, интуитивный дух бескорыстного служения и преданности, украшенный перлами мысли и мудрости, и излить его на человека, является матерью душ. Она раздувает пламенем живые угольки в золе его невежества или бездарно потраченной жизни и приносит хворост для поддержания этого огня, пока человек не наберется достаточной силы и не обретет вновь свое прирожденное право через решительные усилия, что позволит ему собирать отныне этот хворост самому.
А что же человек, который однажды инстинктивно или интуитивно распознал это материнство своей души – а потом намеренно напал на нее или позволил испачкать ее слизью и грязью? Что же человек, который омочил слезами матери свой плащ и набросил его себе на плечи, дабы пламя гнева и презрения во взгляде, брошенном на него братом, не достигло его жизненных органов? История сего холодного железного века будет запятнана многими такими событиями. День за днем все новые из них добавляются к и без того длинному списку. День за днем душу-мать отвергает, высмеивает, ущемляет и отдает на растерзание диким хищникам этого мира духовное дитя, которое отравили коварные подстрекатели злобных мыслей. Те, кто ищут оправдания собственным поступкам, могут найти его только таким образом.
Мир смотрит и смеется, демоны преисподней пляшут на радостях; но великое братство душ возрожденных склоняет головы от стыда – стыда за тех, кто отныне потерян для искупления.
РЕШЕНИЕ
«Должно же существовать какое-то решение для тайны всех этих, явно чистосердечных, утверждений!» – сказал мне один искренний ученик, когда мы обсуждали пророчества о пришествии Христа и различные индивидуальные утверждения, приводимые ясновидящими, пророками, психиками и.т.д. относительно их личной связи с Христом. Вера последователей каждого из таких утверждений в подлинность данных откровений продолжает существовать, несмотря на то что каждое из них оказывается прямой противоположностью всем остальным.
Такое решение есть, и оно было на самом деле дано в наставлении Учителя о матерях младенца-Христа.
Даже зная об этом, мы постоянно забываем, что каждое истинное откровение, полученное из высшего астрала, плана души, и данное развоплощенным существом, обитающим на этом плане, ясновидящему или психику, обитающему на нижнем астральном или физическом плане, исходит с плана единства и дано существом, достигшим единства. Это единство отождествляет его со всеми прочими существами или состояниями субстанции и силы на данном конкретном плане его бытия. На этом плане сознание таких дифференциаций, какие существуют на земном плане, теряется в сознании единства всего сущего. Поэтому откровение, которое может быть уловлено любой индивидуальной личностью на низшем плане, делается с точки зрения одного уровня сознания другому уровню сознания.
Если только ясновидец не является полностью развитым совершенным Мастером, такое откровение с высшего плана, весьма вероятно, будет окрашено его личной идиосинкразией. Если он склонен к эгоцентризму и самоутверждению, он неизбежно свяжет личность и подробности откровения с собственной персоной. Если он является учеником учителя, которым всей душою восхищается, он свяжет откровение со своим учителем. Если он обладает ярким концентрированным идеалом, он свяжет откровение исключительно с этим идеалом. Во всех таких примерах практически невозможно убедить самообольщенного в том, что он ошибается, ничем, кроме печального опыта.
Местоимения «я» и «вы» в передаче откровения почти неизменно смешиваются. Пребывающий в высшем астрале автор откровения желает, чтобы его понимали как Эго, «Я есмь», обращающееся с космической точки зрения к объединенной единице «вы», включающей всю организованную жизнь этого плана. Каждый индивидуум, чье внутреннее чувство слуха открыто для плана откровения, естественным образом уверовал бы, что откровение адресовано ему одному – когда, возможно, сотни других психически услышали то же откровение и уверовали, что оно адресовано лично им.
Такое космическое откровение, как весть о пришествии Христа, касающееся каждого существа, каждой мельчайшей формы жизни в мире, было бы неизбежно уловлено всеми теми, чей слух настроен на вибрацию Христа. Если они искренни в своем убеждении, многие, ныне утверждающие, что они – реинкарнация Христа, или ищущие такой инкарнации в плотском теле, которая должна родиться или уже родилась на Земле, могут быть жертвами собственного эгоцентризма, как уже говорилось раньше. И тот факт, что каждое человеческое существо является Христом в зародыше, подкрепляет такое убеждение.
Либо все библейские откровения, равно как и прямые утверждения Мастеров, касающиеся второго пришествия великого Учителя Иисуса, ложны – либо существует способ, при котором все они могут исполниться буквально. Этот способ отчетливо указан в учениях Храма, и он не противоречит ни физической науке, ни откровению. Он согласуется с законом циклической эволюции; то есть с быстрым развитием расы ближе к завершению циклического периода вплоть до того момента, когда автор пророчества и его герой могут восприниматься как одно существо, при посредстве того же духа в ясновидце, которому явлено видение. Именно тогда духовные чувства расы могут подняться на высоту вибрации, равную вибрации автора откровения и его героя, и все трое осознают свое единство. Тогда придет ответ на молитву Иисуса: «Отец Мой, не о них же только молю, но о всех, кто придет за ними, да будут все едино, как Мы едино, Я в них, и Ты во Мне, и да познает мир, что Ты послал Меня» [115]. Иисус не стал бы возносить молитву о несбыточном.
Если бы сияющее тело этого великого Аватары понизило свои вибрации, пока не отождествилось бы с субстанцией тел астрального плана, и психические чувства всего человечества или его части были возвышены до такой степени, что наблюдение феноменов этого астрального плана сделалось бы возможным, тогда, разумеется, у смерти было бы вырвано жало, а у могилы – ее победа. Жало смерти – разделение, а победа могилы – запечатывание этого разделения. Что же касается тех, кто будет таким образом осенен, то есть кто приобщится природы [Аватары], – они обретут бо́льшую способность оглашать новые откровения о Христе, когда Он грядет. Кто будут эти люди – зависит от вас, меня или любой другой воплощенной души, проходящей инкарнацию, которая более всего приблизится к Его собственному состоянию в этот промежуток времени. Ныне же для нас настали дни приуготовления.
АДЕПТСТВО
«Адептство – ступень, предшествующая Мастерству, или Совершенству. Адепт еще не Мастер, но приближается к состоянию мастерства. Адепт находится под личным управлением и властью Мастера той ступени Великой Белой Ложи, к которой кармически принадлежат и Мастер, и его ученик. Адепт становится таковым, следуя правилам и указаниям своего Мастера с того момента, как он осознает свою потребность в водительстве и становится принятым чела. Это водительство он должен оберегать, чтобы обрести знание, которое подготовит его для более высоких областей деятельности, чем можно достичь путем приверженности любой образовательной системе, которая ограничивает его усилия трехмерным миром. В процессе занятий наступает момент, когда он должен отделить себя от масс человечества и провести несколько лет в строгом уединении. В случае мужчины, который находился под сознательным водительством Мастера в предыдущей инкарнации, этот период будет включать годы между его двенадцатым и двадцать четвертым днем рождения, или пока не пройдет период полового созревания. Ни один человек этой эпохи и этого мира не может обрести адептство за одну инкарнацию. Следственно, если он достигает полного адептства, то очевидно, что он прошел множество меньших ступеней в предшествующих жизнях. В некоторых случаях его память об этих этапах не пробуждается, пока он не пройдет период созревания; но эта корреляция между памятью души и низшей ментальностью не освобождает его от строгого курса подготовки, который он должен впоследствии пройти, если желает достичь своей цели.
Невежество среднего человека, подошедшего к границе между таким знанием, которого можно добиться мысленным прилежанием, и знанием, которое можно получить путем духовного просветления, не дает ему попытаться пересечь эту черту. Поэтому он даже не сознает, что она существует или что ее можно перейти, когда он разовьет необходимые для этого перехода средства. Те, кто руководят его эволюцией, знают, когда он станет готов совершить такую попытку, и видят, что для этого представляется возможность. С момента принятия решения он подчиняется строгим правилам ученичества, в каком бы возрасте он ни был, и более не входит в мир людей и их дел, пока не достигнет определенной ступени.
Ни один великий адепт не станет объявлять себя таковым и не позволит делать подобные заявления тем, кто поступает под его личное водительство. Признание его положения может происходить только через пробужденное духовное восприятие тех, кому он является. Тот факт, что адепта распознают как такового, гарантирует уважение к его инкогнито. Его открытое явление неизбежно должно призывать к действию против него значительную негативную силу с внутренних планов – от сущностей, противодействующих эволюции человека. Поэтому он ищет такого уединения, которое даст ему возможность успешно сражаться с антагонистическими силами, и избегает всякой толпы, всяких споров, всякой известности. Он делает это с целью сохранить свое физическое тело для служения старшим до того времени, пока не будет готов и не получит разрешения совершить конечное отречение; этот момент наступает после того, как он восходит на ступень Мастерства. Его ближайшие ученики могут не знать его в настоящем качестве, пока не возникнет некая необходимость, в каковом случае он может сделать то, что сделал один великий Учитель, то есть отвести своих учеников «на вершину горы» и позволить им узреть преображение; иными словами – пробудить их внутреннее зрение, которое может увидеть его истинное «я» – тело Нирманакайи».
В ответ на вопрос, касающийся пророчества о пришествии Аватары и времени Его явления, Учитель сказал: «Я могу только повторить слова того же великого Учителя: «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого [116]; о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» [117].
То же, хотя и в меньшей степени, верно в случае явления каждого адепта в поле внешнего зрения человека, ибо только Отец – Высшее «Я» адепта – знает, как, когда и где он выступит на арену мирских дел. Многие высокоразвитые учителя человечества приходили и будут приходить в будущем, являясь среди масс человечества; но они – не адепты. Изредка появляется тот, кто является признанным учеником Мастера, и исполняет великую работу, готовя людей к более высокой ступени эволюции; но он пока не способен сознательно перейти вышеупомянутую разделительную линию.