Введение
Железнодорожный транспорт является основным видом транспорта России, имеет важнейшее значение для нашей страны. Большое значение имеет рациональность конструкции вагонов и их технико-экономических показателей, провозную способность дорог, возможность широкого внедрения механизации и автоматизации при изготовлении и ремонте вагонов, а также их эксплуатации.
Важное значение в совершенствовании перевозочного процесса принадлежит вагонному хозяйству, которое объединяет вагоны и материально - техническую базу их ремонта.
Вагонное хозяйство берет свое начало в конце 19. Сейчас основные фонды этого хозяйства составляют пятую часть основных фондов железнодорожного транспорта, создана мощная материально - техническая база, вагонный парк по своему техническому уровню является одним из лучших в мире. Совершенствуется структура вагонного парка, повысилась надежность вагонов и существенно возросла их грузоподъемность.
Ежегодно на ремонт и техническое обслуживание вагонного парка расходуется значительный объем средств. Вагонное хозяйство непрерывно развивается. Особое внимание уделяется оптимизации межремонтных периодов и сроков службы вагонов, повышению качества ремонтных работ, внедрение новых и совершенствование существующих форм организации производства, созданию поточно-конвейерных линий ремонту вагонов и их отдельных частей.
На вагоноремонтных предприятиях совершенствуется система планирования и материального стимулирования с широким внедрением научной организации труда, специализации и прогрессивной технологии ремонта на основе широкого использования передовых достижений науки и практики.
Наряду с решением задач максимального использования существующих производственных мощностей ведется строительство новых и реконструкция действующих линейных предприятий вагонного хозяйства.
Большое внимание уделяется развитию технической базы для текущего ремонта вагонов. Необходимо создание крупных механизированных пунктов подготовки вагонов к перевозкам. Совершенствуется работа пунктов технического обслуживания, расположенных на сортировочных и участковых станциях. Широко внедряются средства механизации трудоемких процессов.
Таким образом, вагонное хозяйство железных дорог, развивая современную техническую базу для обслуживания и ремонта вагонов, приобретает прочную индустриальную основу для обеспечения высокого уровня работоспособности вагонного парка в современных и перспективных условиях его эксплуатации.
Большую часть парка железнодорожных вагонов составляют грузовые вагоны различных типов.
Полувагоны составляют значительную часть грузового вагонного парка, используемую наиболее интенсивно.
Актуальность выбранной тематики исследования
Важную роль в развитии экономики Российской Федерации играет эффективная работа железнодорожного транспорта, на который приходится значительный объем и номенклатура перевозимых грузов, особенно в полувагонах. Полувагоны на сегодняшний день являются самым массовым видом подвижного состава, который насчитывает более 300 тыс. единиц. В полувагонах перевозят как единичные специфические грузы, так и массовые насыпные. Самым массовым грузом, перевозимым в полувагонах, является уголь, доля перевозок которого составляет 57% от общего объема грузов, перевозимых в полувагонах.
В настоящее время парк полувагонов включает в себя более 20 различных моделей. Многолетний опыт эксплуатации и испытания, проведенные проектными и исследовательскими организациями, подтвердили преимущества полувагонов перед другими типами грузового подвижного состава.
Однако возрастающие требования эксплуатирующих организаций к надежности и удобству эксплуатации полувагонов позволили выделить ряд существенных недостатков в их конструкции. Основные проблемы полувагонов связаны с недостаточной надежностью при действии нагрузок и имеющих место в ходе их эксплуатации, особенно при погрузке/разгрузке, усталостной повреждаемостью и высокой степенью коррозии отдельных элементов конструкции.
В течение последних десятилетий универсальный полувагон подвергался многочисленным модернизациям, однако накопленный опыт эксплуатации показывает, что его конструкция не в полной мере соответствует современным требованиям предъявляемым к полувагонам.
Таким образом, исследования, направленные на совершенствование универсальных полувагонов, являются актуальными и вытекают из первоочередных задач, стоящих перед железнодорожным транспортом страны.