Искусство работы с металлом




Подъем цивилизации ацтеков

В истории месоамериканской цивилиза­ции ацтеки занимают не такой уж долгий период*. По мнению большинства иссле­дователей, первые жители Мексики через Берингов пролив мигрировали из Азии на Аляску, а оттуда продвинулись на юг. По данным археологии, древнейшая культура Месоамерики — культура ольмеков. Их цивилизация, по сведениям ряда источников, по-видимому, появилась при­мерно в 1200 году до н. э. и просущество­вала, возможно, 800 лет. Ацтеки же вы­шли на первый план лишь к 1200 году н. э., спустя более 2 000 лет. Их культура прожила всего 300 лет. А их могуще­ственная империя господствовала всего сто лет, пока не пала под натиском испан­ских захватчиков.

Когда же империя была в зените свое­го развития, по великолепию она почти не имела, себе рав­ных. Согласно одно­му источнику, «ацтеки основали империю, простиравшуюся на юг до Гватемалы», Вот как описывает ее эн­циклопедия «Уорлд бук" («World Book Encyclopedia»): «Цивилизация ацтеков была одной из самых передовых в обеих Америках. Они строили города, по разме­ру не уступавшие любому европейскому городу тех времен».

 

Легендарное происхождение

Несмотря на видное положение ацте­ков, об их корнях известно не так уж мно­го. Согласно легенде, название «ацтек» происходит от слова «астлан», которое, как полагают, означает «белая земля». Однако никто не знает, где находился легендарный Астлан и существовал ли он вообще.

Во всяком случае, по легенде, из семи групп, покинувших Атслан, ацтеки были последними. По повелению своего бога они отправились в долгий путь на поиски земли для обитания. Пле­мя странствовало не один десяток лет, терпя небывалые трудности и лишения и практически не прекращая воевать с соседями. Но странствование не могло продолжаться бесконечно. Согласно са­мой распространенной легенде, бог велел своим последователям высматривать такой знак: орёл, сидящий на кактусе. Это знамение якобы увидели на топком островке в озере Тоскоко. Там и обосновались странники, построив город, позднее названный Великим Теночтитланом (что значит «камень, поднимающийся из воды»). Есть мнение, что это название происходит от имени легендарного патри­арха Теноча. Сегодня Теночтитлан погре­бен под городом Мехико.

Ацтеки были превосходными инженера­ми и ремесленниками. Сделав насыпи на дне озера, они расширили город. Дороги, проходившие по гребням дамб, соединя­ли остров с берегом. Была построена сеть каналов.

Однако в то время строители в об­щем-то не были известны как ацтеки. По легенде, когда они вышли из Астлана, их бог дал им но­вое название — мехикас. Со временем оно закрепилось за соседними землями и их оби­тателями.

Но этот район населяли не только мехикас, или ацтеки.Им,окруженным врагами, нужно было заключать союзы с соседями. Тем, кто не желал вступать с ацтеками в мирные отношения, вскоре приходилось биться с ними не на жизнь, а на смерть. Впрочем, войны ацтекам были на руку. Помимо их бога солнца множество других богов и богинь требовали регу­лярных приношений кровоточащих сер­дец и человеческих жертв. А в качестве жертв служили главным образом плен­ники. Зная о том, как поступают ацтеки с военнопленными, враги испытывали перед ними трепет.

Так империя ацтеков начала распро­страняйся из Тенотчитлана, вскоре достигнув некоторых областей современной Центральной Америки. Ацтекская культура впитывала в себя новые религиозные представления и обычаи. В тоже время казна ацтеков обильно пополнялась предметами сказочной роскоши — данью, взимаемой с покорённых племён. Процветала ацтекская музыка, литература и искусство. В журнале «Нэшнл джиографик» говорится: «По своему пора­зительному мастерству ацтеки должны считаться одними из самых одаренных скульпторов в истории». Когда пришли испанцы, цивилизация ацтеков пережива­ла расцвет.

 

 

Главный храм Теночтитлана (реконструкция).

Религия ацтеков

Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока (“Курящееся Зеркало”), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль (“Пернатый Змей”), “давший людям маис”. Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем.

Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.

Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода.

Покорение

В ноябре 1519 года мексиканский им­ператор Монтесума II мирно встретил испанцев и возглавлявшего их Эрнана Кортеса, приняв его за ацтекского бога Кецалькоатля, явившегося во плоти. Ис­панцы воспользовались гостеприимством суеверного народа. А простодушные ацте­ки дали им увидеть золотые сокровищни­цы Теночтитлана. Кортес начал лихора­дочно соображать, как бы ими завладеть. Ценой немалой отваги он захватил в плен Монтесуму в его же городе. По некоторым источникам, Монтесума практически не сопротивлялся. Во всяком случае столи­цу огромной империи Кортесу удалось покорить без единого выстрела.

Но вскоре после бескровной победы кровь все же пролилась. Кортесу неожи­данно пришлось отправиться на побере­жье по неотложному делу, и он назначил вместо себя вспыльчивого Педро де Аль-варадо. Опасаясь, что в отсутствие Корте­са жители Теночтитлана не сегодня за­втра взбунтуются, Альварадо решил их опередить. Во время праздника он звер­ски убил немало ацтеков. Вернувшийся Кортес застал город охваченным волнени­ями. В разыгравшейся битве, возможно, от рук испанцев погиб Монтесума. Однако по версии испанцев, захваченного Монтесуму Кортес вывел к народу, чтобы монарх призвал своих воинов к миру. А когда Монтесума обратился к ацтекам, они сами же забросали его камнями. Как бы там ни было, Кортес спасся бегством вместе с несколькими ранеными солда­тами.

Обессилевший и израненный, Кортес перегруппировал свои войска. К испанцам примкнули соседние племена, кото­рые ненавидели ацтеков и горели желани­ем сбросить с себя их иго. Тогда Кортес вернулся в Теночтитлан. Во время последовавшей кровопролитной осады ацте­ки, как сообщается, приносили в жертву пленных испанских солдат. Воинов Кор­теса это привело в ярость, и их решимость победить любой ценой укрепилась. Как пишет один ацтекский автор, вассальные племена, взяв инициативу в свои руки, «безжалостно мстили за все, что сделали им мексиканцы [ацтеки], и разграбляли их имущество».

13 августа 1521 года Великий Теночтит­лан пал. Испанцы вместе со своими союзниками теперь безраздельно властво­вали над мексиканцами. В «Нэшнл джиогрэфик» отмечается: «За едва за­метный промежуток исто­рии испанцы, вывозившие из страны золото, прев­ратили в руины великие города и культовые цен­тры Месоамерики. Корен­ные народы были пора­бощены и обращены в христианство, и империя ацтеков — последняя ве­ликая туземная цивили­зация — распалась».

 

Но покорение принесло с собой не только полити­ческие перемены. Испан­цы привезли ацтекам новую религию — католи­цизм,— и зачастую мечом насаждали ее среди мек­сиканцев. Бесспорно, религия ацтеков была кровожадной и идолопоклоннической. Однако, отнюдь не искоренив всех пережитков язычества, католицизм самым любопытным образом слился с ацтекской религией. Тонацин, богиню, которой поклонялись на холме Тепеяк, заменили Девой Гваделупской, причем ее базилика стоит именно на том месте, где раньше почитали Тона­цин. (Базилику построили там, где когда-то якобы явилась Дева Мария.) Во вре­мя священных праздников в честь Девы туземцы прямо перед базиликой ходят по кругу, танцуя языческие танцы своих предков.

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ ИНКОВ

 

Светает. Лучи солнца, пробившись в утреннее небо, окрасили снежные вершины Анд в бледно-розовые краски. Здесь, на высоте 4 300 метров над уровнем моря, индейцы, встречающие рассвет, радуются теплу, которое прогоняет ночной холод. Солнечные лучи уже осветили храм солнца в центре столицы государства инков, городе Куско (что означает «центр мира»). Засияли на солнце золотые стены храма. Засверкали в саду инков* перед храмом отлитые из чистого золота статуи лам, викуний и кондоров. В знак благоговения перед богом солнца индейцы, проходящие мимо храма, посылают воздушные поцелуи. Они верят, что солнце дает им жизнь и обеспечивает их всем необходимым,— как же признательны они за эти щедрые дары!

В XIV — XVI веках на западном побе­режье Южной Америки распростра­нилась власть могущественной «зо­лотой империи». Благодаря руководству талантливых архитекторов и инженеров общественная жизнь инков достигла очень высокого уровня. Территории государства охватывала все земли от южных районов современной Колумбии до Аргентины и достигала протяженности 5000 киломе­тров. «Инки считали, что они завоевали почти весь мир»,— писалось в журнале «Нэшнл джиогрэфик». А те земли, что еще оставались за пределами их государ­ства, не представляли, по их мнению, ни­какой ценности. Однако в другой части света никто даже и не знал о существова­нии их государства.

Кто же такие инки? Каково их проис­хождение?

 

Предшественники инков

 

Археологические находки свидетель­ствуют о том, что инкам предшествовали другие развитые культуры. Они существо­вали за сотни и тысячи лет до появле­ния инков. Археологи выделяют культуры Ламбаек, Чавин, Мочика, Чиму и Тиауанако.

Эти древние народы поклонялись раз­личным животным — ягуару, пуме и ры­бам. Кроме того, было широко распростра­нено поклонение богам гор. Найденные керамические изделия показывают, что у некоторых племен существовал культ сла­дострастия. В храме, построенном одним из племен неподалеку от озера Титикака высоко в горах (на границе Перу и Боли­вии), были найдены фаллоидные пред­меты — им поклонялись во время ри­туалов плодородия, чтобы получить от Пача-Мама (матери-земли) хороший уро­жай.

 

Миф и реальность

Как народ инки сформировались при­мерно в 1200 году. Историк Гарсиласо де ла Вега, сын испанского конкистадора-зем­левладельца и инкской принцессы, пишет, что, согласно легенде, бог солнца послал своего сына Манко Капака, который стал первым Инкой, вместе с его сестрой (и в то же время невестой) к озеру Титикака, что­бы они научили всех людей поклоняться солнцу. Эту легенду до сих пор рассказы­вают детям в школе.

Однако если оставить мифы и обратить­ся к реальности, мы узнаем, что инки, ве­роятно, произошли от племени Тиауанако, жившего в районе озера Титикака. Расту­щее инкское государство присваивало себе достижения покоряемых племен, достраи­вая и совершенствуя созданные ими кана­лы и террасы. Инки возводили грандиоз­ные сооружения. Существует множество предположений, касающихся того, как уда­лось инкам построить крепость-храм Сак-саваман, которая возвышается на холме в городе Куско. Она сложена из каменных глыб весом по сто тонн. При строительстве не использовалось никакого скрепляюще­го раствора. Однако эти стены древнего Куско, построенные из тщательно обтесан­ных и точно подогнанных один к друго­му камней, даже во время землетрясений практически не пострадали.

 

В храме столичного города Куско, по­строенном из отшлифованных камней, жрецы совершали служение солнцу. Из­нутри стены храма были отделаны чи­стым золотом и серебром. В дополнение к служению жрецов были созданы своего рода монастыри, здание одного из них было реконструировано, этот монастырь относился к храму солнца в Пачакама-ке, неподалеку от Лимы. Самые красивые девушки, начиная с восьми лет, прохо­дили специальное обучение, чтобы слу­жить «девственницами, предназначенны­ми солнцу». Археологические раскопки показывают, что инки совершали и чело­веческие жертвоприношения. Они прино­сили детей в жертву апу — богам гор. На вершинах Анд были найдены замерзшие детские тела.

Хотя ни у инков, ни у предшествовав­ших им племен не было письменности, они создали специальный способ хране­ния сообщений — так называемое кипу. Кипу использовалось теми, кому поруча­лось хранить память о различных исчислениях и событиях и «состояло из систе­мы шнуров различной толщины и разных цветов. Числа и другие данные пере­давались узелками различных размеров» («Археологический словарь», У. Брей, Д. Трамп).

Искусство работы с металлом

 

Никакие другие народы доколумбовой Америки не располагали таким богатым набором технических приемов обработки металлов, как индейцы чиму и инки. Действительно, во многих аспектах перуанские ремесленники этого периода были куда более искусными, чем их современники в Старом Свете, даже если они имели точно такие же инструменты.

С помощью гладких, крепких камней, которые служили им одновременно и молотом и наковальней, кузнецы и ювелиры выковывали из сырой заготовки слитка первоначальную форму будущего изделия. После этого они приступали к завершающей стадии, отбивая полученную форму молотком на рельефном шаблоне или гравируя ее иглой. Хотя ремесленники пользовались в работе и открытыми, и закрытыми формами для литья, холодная штамповка была наиболее распространенной практикой. Чтобы преодолеть ломкость металла при обработке, его иногда подвергали прокаливанию, заключавшемуся в нагревании заготовки, что улучшало ковкость металла.

 

Искусство ткачества или истинное ”золото” инков

Для вторгшихся в страну испанцев золото, несомненно, было самой желанной добычей. Но среди инков наиболее ценным сокровищем считались ткани, это объяснялось трудоемкостью их производства. Многие слои населения были задействованы для изготовлений одежды, начиная с крестьян, выращивавших хлопок, и кончая теми, кто обеспечивал поступление шерсти альпак, лам и викуний. Во всех, кроме самых элитных, домах шерстяное волокно промывалось, прочесывалось, красилось, затем из него получали пряжу, из которой ткали куски материи; они никогда не кроились, их просто сшивали вместе, и в результате получалось то, что в данный момент необходимо, - от мешков для зерна до одежды или изысканных декоративных тканей.

Туника с шахматным узором
Большая часть населения носила простые одежды, такие, как, например, мужская туника, сделанная из относительно тонкой хлопковой ткани или из материи, выработанной на основе шерсти альпака, которая называлась "уаска". Ткани тончайшей выделки, называемые "кумби", предназначались для изготовления роскошных одежд самого Сапа Инки, членов его семьи и привилегированных лиц, которые получали на это специальное разрешение императора. Сделанные из тончайшего волокна, окрашенного в самые невероятные цвета, сотканные в виде стандартных образцов с геометрическими фигурами, такие наряды кумби сразу указывали на высокий статус того, кто их надевал. Туника с шахматным узором и треугольником вверху, с отлично подрубленными швами, указывала либо на выдающуюся отвагу владельца, либо на его высокое воинские звание; ярко раскрашенную узорчатую тунику мог носить только Сапа Инка или его наследники.

Начало конца

 

Около 1530 года испанский завоеватель Франсиско Писарро, узнав из рассказов о золотых сокровищах Перу, двинулся туда из Панамы вместе со своей армией — Перу в то время было ослаблено междоусобной войной. Атавальпа, направляясь к столи­це, одержал победу над принцем Васка-ром, своим сводным братом и законным на­следником престола, и взял его в плен.

Писарро и его солдаты, добравшись с трудом до города Кахамарка в глубине страны, были радушно встречены узурпа­тором Атавальпой. Однако испанцы, хитростью взяв его в плен, лишили его пре­стола и убили тысячи его воинов, которые совершенно не были готовы к тому, чтобы дать отпор.

Однако даже плен не помешал Атаваль-пе продолжать междоусобную войну. Он направил в Куско посыльных, что­бы убить своего сводного брата Инку Васкара и сотни остальных членов королевской семьи. Этим он, сам того не подозревая, сыграл на руку Пи­сарро.

Заметив, что испанцы неравнодушны к золоту и серебру, Атавальпа пообещал в обмен на освобождение дать Пи­сарро столько золотых и серебряных статуй, что ими можно было бы запол­нить огромную комнату. Но план Ата-вальпы не удался. Его опять обвели вокруг пальца! После того как обещан­ный выкуп был уплачен, Атавальпа, Инка XIII, которого священники счи­тали идолопоклонником, был крещен как католик, а потом задушен.

 

Захват и убийство Атавальпы стало смертельным ударом по государству инков. Однако индейцы продолжали бороть­ся, поэтому «предсмертная агония» растя­нулась на сорок лет.

Когда прибыло подкрепление, Писар­ро и его солдаты устремились к Куско, городу несметных сокровищ инков. Дви­жимые жаждой золота, испанцы жесто­ко пытали индейцев, чтобы выведать у них тайны скрытых сокровищ, а всех, кто пытался им противодействовать,— запуги­вая, заставляли молчать.

В сопровождении принца Манко II, который был братом Васкара и дол­жен был стать следующим Инкой (Ман­ко Инка Юпанка), Писарро и его солда­ты ворвались в Куско и разграбили все золотые сокровища. Большую часть зо­лотых статуй они переплавили в слит­ки и отправили в Испанию. Неудивитель­но, что испанские корабли, переполненные сокровищами Перу, были желанной до­бычей для британ­ских пиратов! Сам же Писарро, награ­бив немало добра, отправился на по­бережье материка и в 1535 году основал там новую столицу, город Лиму.

Ясно увидев, на­сколько жадны и ве­роломны завоевате­ли, Манко Инка Юпанки поднял вос­стание. Вспыхивали и другие мятежи против испанцев, но в конце концов индейцам все же при­шлось отступить и укрепиться в бо­лее отдаленных районах. Одним из мест, где, возможно, укрывались индейцы, был расположенный в горах священный город Мачу-Пикчу.

 

Последний Инка

Последним Инкой стал Тупак Амару (1572), сын Манко Инки Юпанки. В это время в Перу правили испанские вицекороли. Вице-король Толедо решил во что бы то ни стало уничтожить инков. Собрав большую армию, он направился в область Вилькапампа. В джунглях Тупак Амару был схвачен. Вместе с беременной женой его повели в Куско — их ожидала смерт­ная казнь. Индеец из Каньяра был испол­нителем приговора. Один удар — и Инка был обезглавлен, в этот момент раздался скорбный вздох тысяч индейцев, собрав­шихся на рыночной площади. Его прибли­женные были замучены до смерти или повешены. Так быстро и жестоко был по­ложен конец правлению Инков.

Постепенно на жизни индейцев, к кото­рым долгое время относились как к рабам, стало отражаться влияние на­значенных Испанией правителей, а так­же католических монахов и священников, что имело как положительные, так и от­рицательные стороны. Многим индейцам пришлось работать на месторождениях зо­лота и серебра, одно из которых, серебря­ное, находилось в Потоси, Боливия. Чтобы уйти от страшной действительности, ин­дейцы начали употреблять листья коки, которые обладают наркотическими свой­ствами. И только в начале XIX века Перу и Боливия обрели независимость от Испа­нии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: