ПЛАН:
1. Основные понятия.
2. Образовательные отношения: объекты, субъекты, правовой статус.
3. Правовое регулирование отношений в сфере образования.
ВОПРОС 1
Отношения в сфере образования являются частью общественных отношений.
Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности (Владимир Шкатулла).
Необходимо различать понятия «отношения в сфере образования» и «образовательные отношения». Второе является частью первого.
Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование (ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Как частное с общим различаются и понятия «участники образовательных отношений» и «участники отношений в сфере образования».
Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения (ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»).
ВОПРОС 2
Как и другие общественные отношения, по своему составу образовательные отношения складываются из объектов и субъектов (Д.А. Ягофаров).
Целью образовательных отношений является освоение обучающимися содержания образовательных программ. Поэтому объектами образовательных отношений можно считать совокупность характеристик образования определенного уровня, вида и направленности, требования к которым установлены нормативными документами (федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями) и (или) физическими или юридическими лицами, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность:
1) структура основных образовательных программ и их объем;
2) условия реализации основных образовательных программ, в том числе кадровые, финансовые, материально-технические и иные;
3) результаты освоения основных образовательных программ.
Субъекты образовательных отношений – участники образовательных отношений, вступающие между собой в правовуюсвязь на основе того или иного нормативно-правового акта (Д.А. Ягофаров).
Все субъекты образовательных отношений могут быть дифференцированы на индивидуальные (ученик, воспитанник, студент, слушатель, педагог, руководитель образовательной организации, индивидуальный предприниматель) и институциональные (образовательные организации, их подразделения).
Содержание всякого общественного отношения, в том числе образовательного, составляют права и обязанности.
Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей, присущих субъекту образовательных отношений, а также гарантий их осуществления, образуют правовой статус этого субъекта.
При этом каждый субъект имеет особый правовой статус.
В числе основных видов правовых статусов субъектов образовательных отношений можно выделить следующие: обучающихся; родителей обучающихся (законных представителей); педагогических работников; образовательных организаций.
ВОПРОС 3
Правовое регулирование – целенаправленная, организованная деятельность, осуществляемая уполномоченными органами и должностными лицами по упорядочению общественных отношений с помощью правовых средств и механизмов (по определению Д.А. Ягофарова).
Отношения в сфере образования регулируются Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Все вышеперечисленное составляет законодательство об образовании.
В ст. 4 ФЗ «Об образовании в РФ» выделены цели и задачи правового регулирования отношений в сфере образования.
Цели:
- «установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;
- создание условий развития системы образования;
- защита прав и интересов участников отношений в сфере образования».
Задачи:
1) «обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на образование;
2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования РФ;
3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;
5) создание условий для получения образования в РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства;
6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления».