Заявление в Прокуратуру Алтайского края.




Прошу провести прокурорскую проверку законности действий со стороны руководства Театра Музыкальной комедии, который расположен по адресу: г. Барнаул, проспект Комсомольский, 108, также прошу провести проверку в отношении прокуратуры Алтайского края, я получил ответ на мою жалобу, который, по-моему мнению, является непонятным мне.

26.02.2022 года Я пришел в театр на премьеру, где при входе с меня сотрудники начали требовать QR-код. Поясняю, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не установлен запрет на посещение общественных мест без QR-кода, в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации мои права могут быть ограничены только Федеральным Законом Российской Федерации, Федеральным законом не предусмотрен режим повышенной готовности, следовательно в правовом поле данного режима нет и они носят рекомендательный характер, также поясняю, что губернатор является органом исполнительной власти, а не законодательной, у него нет полномочий ограничивать меня в моим правах. Поясняю, что в Федеральном Законе существует два режима: режим Чрезвычайного положения (ЧП) и режим Чрезвычайной ситуации(ЧС), которые не были введены на территории Российской Федерации. Полагаю, что руководство театра нарушило мои конституционные права и право на медицинскую тайну. Полагаю, что руководство театра нарушает права граждан, требуя у них документ, удостоверяющий личность - паспорт, поясняю, что в соответствии с действующим законодательством сотрудники учреждений, охрана и прочее не имеют полномочий требовать паспорт, расцениваю это как нарушение статьей 286 Уголовного кодекса, 330 Уголовного кодекса и статьи 203 УК РФ. Свидетельством того является наклейка на двери театра (Покажите QR-код и документ, удостоверяющий вашу личность) Также при входе висит наклейка "Наденьте маску", поясняю, что постановление губернатора носят рекомендательный характер, так как он не законодательная власть, полагаясь на постановление правительства Российской Федерации № 417, театр обязан выдавать СИЗ(средства индивидуальной защиты) респираторы и противогазы, но также поясняю, что в России нет Федерального закона, который обязывает гражданина носить маску и СИЗ, так как тем же Федеральным законом не прописаны действия во время режима повышенной готовности.

Прошу провести прокурорскую проверку по факту нарушения моих прав и привлечь к ответственности руководство театра.

Также прошу учесть, что по смыслу положений п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Закон об информации) и п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 17.12.2020 № 43 официальный электронный документ должен: содержать документированную информацию; восприниматься человеком при использовании ЭВМ; быть пригодным для передачи через интернет или обработки в информационных системах; создаваться, выдаваться либо заверяться уполномоченным органом (лицом); удостоверять юридически значимый факт; предоставлять права или освобождать от обязанностей.

Официальный электронный документ должен содержать информацию документированную, то есть с определенными реквизитами (п. 11 ст. 2 Закона об информации). Определение понятия «реквизит» можно найти в ГОСТе по делопроизводству и архивному делу (ГОСТ Р 7.0.8-2013., утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст), согласно которому это элемент оформления документа, к которым относятся подпись (в том числе электронная), заголовок, дата, а также всевозможные грифы согласований, резолюции и т.п.

В QR-кодах подобных элементов нет. В них нет информации о владельце, его личных данных и вакцинации (перенесенной болезни, тестировании). Есть только гиперссылка на страницу в интернете. QR-код для доступа в общественные места содержит только ссылку на сайт immune.mos.ru или gosuslugi.ru, что не позволяет считать его официальным электронным документом.

Учитывая сказанное, крайне неправдоподобными представляются угрозы некоторых публичных лиц о том, что за подделку QR-кодов наших граждан будут привлекать к ответственности по ст. 327 Уголовного кодекса РФ «Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков». Вместе с тем, понимая какие ресурсы (прежде всего, административные) брошены сейчас на реализацию цифрового контроля и как «творчески» порой правоохранительные органы трактуют нормы законодательства – по моему мнению ничего нельзя точно утверждать.

Рассмотрим вопрос законности требований о предоставлении документа, удостоверяющего личность, документа о прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, выданного медицинской организацией, или сертификата о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19, или QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг "Госуслуги. Стопкоронавирус", или документа, выданного медицинской организацией о перенесенном не более шести календарных месяцев назад заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417) в п. 3 д) предусматривают обязанность граждан предъявлять документ, удостоверяющий личность, но только по требованию уполномоченных должностных лиц, коими ни официанты, ни охранники различных заведений не являются.

Учитывая сказанное выше, можно констатировать, что ни права, ни обязанности требовать у клиентов документ, удостоверяющий личность, у бизнеса нет. Попросить-то можно, но право клиента отказать в этой просьбе.

Документ о прохождении вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, выданный медицинской организацией, или сертификат о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19 содержат в себе врачебную тайну, а именно информацию о проведенном медицинском вмешательстве. Следовательно, требование о предоставлении подобного документа также напрямую противоречит законодательству РФ (ст. 13 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Важно также отметить, что согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", введение ограничений и запретов на продажу товаров допускается только в случаях, преЕсли сложившаяся эпидемиологическая ситуация не расценивается федеральными органами власти как достаточно серьезная для того, чтобы вводить чрезвычайную ситуацию, то, исходя из логики права, очевидно, что меры, принимаемые сейчас, не могут выходить за рамки мер, максимально допустимых при чрезвычайной ситуации.

Согласно ст. 28 ФКЗ от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайной ситуации» любые меры, применимые во время чрезвычайной ситуации, должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Положения ч.3 ст.56 Конституции РФ о недопустимости ограничения ряда прав и свобод человека и гражданина при введении чрезвычайного положения соотносятся с требованиями Международного пакта о гражданских и политических правах. В соответствии с пп.1 и 2 ст.4 Пакта, во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в этом Пакте государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по данному Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры и не влекут за собой дискриминации. Это положение не может служить основанием для ограничения права на жизнь, недопустимость пыток, запрет рабства, недопустимость лишения свободы, недопустимость обратной силы уголовного закона, признание правосубъектности человека, свободу мысли, совести и религии предусмотренных федеральными законами.

Однако, позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 25 декабря 2020 г. № 49-П от нашей сильно отличается. Так, суд определил, что необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий - учитывая, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна, -предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, в том числе и свободы передвижения, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности.

Реализация гражданами индивидуального по своей правовой природе права на свободу и передвижения в условиях возникновения реальной общественной угрозы предполагает проявление с их стороны разумной сдержанности.

Как отмечено в данном Постановлении, введение тех или иных ограничений прав граждан, обусловленных распространением опасных как для жизни и здоровья граждан, так и по своим социально-экономическим последствиям эпидемических заболеваний, требует обеспечения конституционно приемлемого баланса между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина в целях поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества, в том числе вызванных уникальным (экстраординарным) характером ситуации распространения нового опасного заболевания.

При этом Конституционный суд подчеркнул, что ограничение права на передвижение является конституционно допустимым, если оно является вынужденным и временным.

Однако, даже в этом постановлении можно выделить два важных критерия:

- «жизнь человека является высшей конституционной ценностью», а, значит, введение в некоторых регионах требования о предоставлении плановой медицинской помощи/госпитализации лишь при предъявлении QR-кода явно идет вразрез с требованием Конституционного суда об обеспечении «конституционно приемлемого баланса между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина в целях поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества».

-любые меры, ограничивающие конституционные права граждан, должны быть временными и могут вводиться лишь тогда, когда все иные меры не принесут должного результата.

Также полагаю, что Музыкальный театр без кода не впускает в помещение посетителей(до 01.03.2022, т.к 1.03.2022 года Томенко отменил коды, но нарушение моих прав произошло 26.02.2022, то есть до отмены кодов, поясняю, что исполнение региональных постановлений приведет к нарушению целого ряда федеральных законов, а именно: ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ст. 13 «Соблюдение врачебной тайны»), Гражданский кодекс РФ (ст. 426 «Публичный договор»), Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Не говоря уже о Конституции.

Кроме того, сами региональные постановления не содержат четкого запрета на пропуск и обслуживание клиентов без указанных выше документов.

Согласно ст. 43 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Пункт 5 ст. 14.8. КоАП РФ предусматривает ответственность за отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом

Статья 5.62. КоАП РФ запрещает дискриминацию, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за дискриминацию, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина (ст. 136), за самоуправство (ст. 330).

Кроме того, полагаю, что предприниматели, допуская в свои помещения потребителей без QR-кода или иных документов для продажи товаров и/или оказания услуг, действуют в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ), то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей правам потребителей, а также охраняемым законом интересам общества или государства, с целью недопущения совершения перечисленных выше правонарушений и преступлений.

Дополнительно следует отметить, что в недавнем решении Конституционного Суда (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. № 17-П), в котором суд прояснил конституционно-правовое значение норм КоАП РФ, касающихся наличия умысла в случае совершения административного правонарушения юридическим лицом, указывалось, что умышленным такое правонарушение может быть признано лишь когда установлено наличие умысла у его должностных лиц (работников), ответственных за исполнение соответствующих требований. Далее суд отмечает «в иных же случаях, когда умышленный характер действий (бездействия) должностных лиц (работников) юридического лица, ответственных за исполнение требований..., из обстоятельств дела не усматривается и при этом имелась возможность для соблюдения соответствующих требований, но юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, административная ответственность юридического лица может наступать только за неисполнение требований..., совершенное по неосторожности».

Таким образом, неисполнение заведомо невыполнимых требований не может послужить законным основанием для привлечения юридического лица (как и физического лица) к административной ответственности.

Предприниматели и бизнес поставлены в условия, когда они, не имея законных оснований требовать от клиента документы и какой-то «QR-код», у которого даже нет определения, должны отказать в обслуживании в случае, если клиент отказывается выполнять их незаконные «просьбы».

Поэтому указанное требование руководителей регионов можно расценивать как заведомо невыполнимое.

Уважаемая Прокуратура Алтайского Края, прошу вас разъяснить:

1.Нормами какого федерального закона предусмотрено право региональных властей ограничивать перемещение граждан, а также право граждан на врачебную тайну и охрану персональных данных (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

2.В законодательстве РФ отсутствует определение понятию «QR-код человека». Оно также отсутствует и в указе Губернатора Алтайского Края. В связи с чем прошу вас предоставить данное определение и описать характерные признаки данного предмета, его реквизиты (если имеются). Прошу сообщить как отличить настоящий QR-код от поддельного, а также разъяснить каким образом должна проводиться проверка достоверности этих кодов, с использованием какого оборудования и с привлечением каких технических экспертов?

3.На основании каких норм законодательства РФ сотрудники предприятия/магазина/кафе имеют право ограничивать допуск граждан, препятствовать свободе их перемещения и требовать какие-либо документы, содержащие их персональные данные и врачебную тайну? Необходимо ли оформлять согласие на обработку персональных данных потребителей, предоставивших для сличения свои паспорта и/или иные документы?

4.За нарушение прав потребителей законодательством предусмотрена ответственность. В связи с этим прошу пояснить, какие гарантии защиты от возможных исков потребителей, а также возможных штрафов предоставляются предприятиям обслуживания правительством региона и лично Губернатором?

5.Также прошу вас предоставить гарантийное письмо, в котором вы предоставите гарантии защиты от возможных будущих исков, административного и уголовного преследований руководителя предприятия, его сотрудников и самого предприятия за исполнение положений вашего указа, противоречащих законодательству и нарушающих права граждан, а именно:

Ст.ст. 23, 24, 27 Конституции РФ

Ст. 13 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"

Ст. 426 Гражданского кодекса РФ

Пункта 10 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", согласно которому введение ограничений и запретов на продажу товаров допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Приложение: ответ Прокуратуры

Алтайского края



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: