Развитие познавательной сферы подростков




 

• Когнитивное развитие. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:

1) развитием способности к абстрактному мышлению;

2) расширением временной перспективы.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток рассуждает гипотетико- дедуктивно. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, он способен на системный поиск решений.

• Память развивается в направлении интеллектуализации, растет быстрота запоминания, увеличивается объем долговременной памяти, расширяется объем усваиваемого словесного и образного материала. Подростки сознательно применяют приемы осмысленного и опосредованного запоминания, мнемотехнические приемы.

• Увлечения. Наиболее выраженные увлечения подростка:

- интеллектуально-эстетические (связаны с глубоким интересом к любимым занятиям — истории, литературе, музыке, рисованию и т. п.);

- эгоцентрические (изучение редких иностранных языков, изучение старины, занятие модным и дорогостоящим видом спорта, например, большим теннисом);

- телесно-мануальные увлечения (занятия спортом);

- накопительские увлечения (коллекционирование разного рода);

- информативно-коммуникативные увлечения (в современных условиях чаще всего, это — увлечение Интернетом) (по классификации А.Е. Личко).

Особо выделил проблему интересов подростков Л.С. Выготский, назвав их доминантами. Он указывал на присутствие следующих доминант:

- эгоцентрической (интерес подростка к собственной персоне);

- доминанты дали (ориентация на будущее, порой видение себя в профессии, не отвечающей реальным способностям);

- доминанты усилия (направленность подростка на преодоление, сопротивление, противостояние, что порой выражается через хулиганство, упрямство и т. п.);

- доминанты романтики (стремление к риску, неизвестности, к приключениям, авантюрным поступкам).

 

Задачи:

Задача 61. Катя ревниво сравнивает свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на журнальных обложках или на прохожих. Все чаще и чаще по этому поводу происходят острые разговоры с мамой, которая не разделяет её желаний иметь такую одежду. Предположите возраст Кати. Какова особенность её развивающейся личности? Дайте обоснование своему ответу.

Подростковый возраст – возраст формирования самооценки, «Я-концепции», поэтому в данном периоде наблюдается повышенное внимание к своей внешности и личности в целом. Интенсивное половое созревание сопровождается гормональными изменениями, которые влияют на весь организм и на психику в том числе. Возраст Кати – подростковый, предположительно 12-14 лет. Её поведение обосновывается причинами, изложенными выше.

Задача 62. Подросток активно стремится найти свою группу, компанию и занять свое место среди сверстников. Происходит так называемая реакция «группирования» со сверстниками. Почему подросток должен пройти через трудности новых контактов, через обиды, даже унижения?

В процессе общения со сверстниками подросток находит себя: формируются его увлечения, интересы и так называемая «философия» жизни. Также подростку важно осознавать своё место в группе, это влияет на самооценку и отношение к себе. Часто, опыт общение, приобретенный в подростковом возрасте, формирует модель поведения в коллективе и в интимно-личностных отношениях. По этой причине подростку необходимо устанавливать множественные контакты со сверстниками.

Задача 63. В подростковый период имеет место стремление в подражании взрослым, их одежде, прическе, манере поведения (свидания, вечера отдыха и др.), подростки подражают поведению мужчин и женщин, по их мнению, «настоящих», их взрослым умениям и др. Почему подросток копирует образцы поведения и внешний вид взрослого человека (иногда копируя и не лучшие образцы)?

Подростки выбирают кумиров, которые популярны в определённой группировке. Это делается для того, что поддержать свой статус наряду с другими подростками. Также особенностью этого возраста является постоянное оценивание взрослых, так подростки выбирают для себя понравившийся объект, и в силу своей неопытности, стремятся подражать ему. Через плагиат приходит самосознание и формируется здоровая самооценка. Логика = я буду делать то, что делает он (а он хороший) и я тоже стану хорошим. Кумиры берутся из области увлечений, это тоже важно отметить.

Задача 64. Миша (14 лет) пожаловался маме, что тренер не взял его для занятий в спортивной секции, после того как он сказал, что раньше никогда не занимался спортом. В чем причина отказа тренера Мише в его просьбе?

Возможно тренер отказал по той причине, что предполагал, что Миша не справится с физической нагрузкой и его результат будет влиять на всю команду. Но сказать, что это забота о психологическом здоровье подростка – нельзя. Отчего тренер стремился уберечь Мишу? От неудач? Насмешек сверстников? Но при таком подходе подросток воспитывает в себе нерешительность, пассивность перед трудностями и это в любом случае влияет на его самооценку. Каждый человек имеет право реализовывать свой потенциал, а подросткам это необходимо вдвойне. Поэтому здесь стоило предложить альтернативный вариант или хотя бы пробные занятия.

Задача 65. «Мой Федя, - говорит мама, - до 12 лет был очень тихим, скромным мальчиком. Я даже беспокоилась как он будет в коллективе? Затопчут ведь... Потом как-то помрачнел. Злой какой-то, стал огрызаться. Один раз во дворе на замечания старика накричал такие слова, что уши вянут. И, наконец, в школе с друзьями стёкла поразбивали. Зачем? Никто не понял. «Да пошли они все», — говорит». С чем связана такая реакция подростка? Каковы причины агрессивности? Можно ли изменить поведение подростка?

Такое поведение обусловлено данным возрастным периодом. Также прослеживается эпилептоидная акцентуация характера (по Личко) в связи с злобно-тоскливыми мотивами поведения. Возможен вариант, что это механизм психологической защиты. Ведь как описывает мать: изначально ребёнок был очень мягким, тихим и скромным. И таким образом подросток справляется с негативом, которому был подвержен в подростковой группе. А злобно-агрессивное поведение часто приветствуется определённых группировках и дает авторитет. Здесь необходимо выяснить у самого подростка: что именно послужило причиной поведения? Провести беседу и опросники на акцентуации характера (возможно добавиться лабильный тип – такие дети часто стремятся изменить поведение, в соответствии с окружением). А дальше работа зависит от причины, изменить поведение можно и нужно.

66. Мама обратила внимание на то, что её сын-подросток стал стыдиться появляться вместе с ней. Связано ли такое поведение подростка со стыдом, как считает мама?

Такое поведение связано не со стыдом. Дело в том, что основное новообразование подросткового возраста – чувство взрослости, подросток требует взрослого отношения к себе и избегает вещей, которые делают его младше в глазах других. Поэтому часто подростки начинают вести себя агрессивно, перестают выполнять прилежно домашнее задания и избегают того, чтоб их видели рядом с родителями.

Задача 67. На определённом этапе развития подросток испытывает, с одной стороны, влияние родителей, а с другой, - группы. Чьё мнение подросток ценит выше?

На подростка влияет его окружение, семья, школьные учителя – и всё они значимы в какой-то степени для человека. Здесь нельзя однозначно ответить, что только мнение сверстников подросток ставит при выше всего. В большинстве случаев это так, но необходимо учитывать степень близости отношений подростка и группы/родителей/учителей и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: