Работу выполнила
Студентка группы ПСД-18-1-о
Пантеева Алина Дмитриевна
Тема: Диагностика определения акцентуаций характера
Психологические особенности подростков. Особенности общения и поведения подростков в зависимости от типа акцентуации характера.
Решение задач на определение типа акцентуации
Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральные новообразования подросткового возраста
Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития, у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими.
Три линии развития:
-подросток - сверстники (Ведущее место). На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей;
-подросток – учитель. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Даже качества учителю они подбирают, ориентируясь на сверстников. Устанавливая отношения со многими учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит своё отношение к учителям;
-подросток - семья. Влияние родителей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. Происходит изменение положения подростка в семье: с ростом физических и умственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение сложной домашней работы, включать в обсуждение семейных проблем.
|
Потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении в наибольшей степени удовлетворяется в общественно-полезной деятельности.
ОПД, по мнению Д.И. Фельдштейна, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать». Общественно – полезная деятельность становится ведущей деятельностью.
Ведущие позиции начинает занимать и интимно-личностное общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин).
Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.
Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием подросткового возраста считал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке (младший подростковый возраст 11—13 лет).
Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:
- подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);
- ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков — «настоящего мужчины» — силу, смелость, волю и т.д.);
|
- взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);
- интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков)
К концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» (центральное новообразование старшего подросткового возраста).
Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.
Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.
Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны — они отражают все богатство его жизни.
Физическое «Я», то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я-концепции» — так называемое реальное «Я».
Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.
Другие важнейшие новообразования: абстрактное мышление; половая идентификация, переоценка ценностей, автономная мораль.