Виды и условия трудовой деятельности человека




Наиболее важным является вид тру­довой деятельности, ее тяжесть и напряженность, а также условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.

1. Виды трудовой деятельности

Трудовую деятельность делят на физический и умственный труд. Основные виды трудовой деятельности представлены на рис. 1.

Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно - двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно - двигательногo аппарата, особенно в том случае, если он не­ правильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активно­сти - гипокинезия. Гипокинезия может являться условием форми­рования сердечно - сосудистых нарушений у человека. Продолжи­тельная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность - ухудшаются внимание, память, функ­ции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в ко­нечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависит от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятель­ность человека.

В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой дея­тельности выделяет формы труда, требующие значительной мышеч­ной активности; механизированные формы труда; труд на полуавто­матическом и автоматическом производстве; труд на конвейере; труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуаль­ный (умственный) труд.

Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии.

Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мы­шечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотон­ный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания. Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и од­нообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выпол­няет одну или несколько операций; т. к. он работает в цепочке лю­дей, выполняющих другие операции, то время выполнения опера­ций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и в сочетании с высокой скоростью работы и ее одно­образием приводит к быстрому нервному истощению и усталости. На полуавтоматическом и автоматическом производстве затра­ты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций - подаче обрабатываемого ма­териала, включении или выключении механизмов.

Формы интеллектуального (умственного) труда: операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответ­ственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд уча­щихся характеризуется напряжением основных психических функ­ций - памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связан­ных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.

Наиболее сложная форма умственной деятельности - творче­ский труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительно­го нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повыше­нию кровяного давления, изменению электрокардиограммы, увели­чению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменeний в работе организма, вызванных повышенной нер­вно - эмоциональной нагрузкой.

2. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности опреде­ляются интенсивностью мышечной работы, степенью нервно - эмо­ционального напряжения, а также условиями окружающей человека среды.

Условия труда человека классифици­рованы по степени тяжести и напряженности трудового про­цесса и по показателям вредности и опасности производственной сре­ды (Р2.2.755-99. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процес­са. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999).

Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физиче­ского труда, определяются мышечными усилиями и затратами энергии:

- физическая динамическая нагрузка,

- масса поднимаемого и переме­щаемого груза,

- стереотипные рабочие движения,

- статическая нагруз­ка,

- рабочие позы,

- наклоны корпуса,

- перемещение в пространстве.

Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда:

- интеллектуальная нагрузка – содержание работы, восприятие сигналов и информации, оценка информации, степень сложности задания, характер выполняемой работы;

- эмоциональная нагрузка – степень ответственности, значимость ошибки, степень риска для собственной жизни, степень риска за безопасность других лиц;

- нагрузка на анализаторы человека – сенсорные (слуховой, зрительный);

- монотон­ность нагрузок;

- режим работы.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и. тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являют­ся: величина внешней механической работы (в кгм), выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; ко­личество стереотипных рабочих движений в смену; величина сум­марного усилия (в кгс), прилагаемого за смену для удержания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполне­нии работы.

Оценка класса тяжести физического труда проводится на основе учета всех критериев, при этом оценивают класс по каждому крите­рию, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному критерию.

Труд по степени напряженности трудового процесса подразделя­ется на следующие классы: оптимальный - напряженность труда легкой степени, допустимый - напряженность труда средней степени, напряженный труд трех степеней.

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и ха­рактера выполняемой работы, степени ее сложности; длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов разли­чения, длительностью работы за экранами мониторов; эмоциональ­ная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности дру­гих людей; монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций; режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.

Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой де­ятельности, который проводится с учетом всего комплекса факто­ров (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для воз­никновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний и перенапряжений.

Труд учащихся средних учебных заведений требует решения простых задач по известным правилам и алгоритмам, вос­приятия информации с последующей коррекцией своих действий, выполнения заданий, длительного сосредоточенного наблюдения, нагрузки на зрительные анализаторы. По этим критериям труд учащихся в зависимости от организации процесса обучения, продолжи­тельности учебных занятий в день, одно- или двухсменного обуче­ния можно по напряженности отнести к легкой (оптимальные усло­вия трудового процесса) или средней степени (допустимые условия).

Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный - по напряженности.

Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, ин­теллектуального напряжения, ответственности, напряжения анали­заторов и т. д., классифицируется как по тяжести, так и по напря­женности труда.

 

3. Классификация условий труда по факторам производственной среды

Параметрами производственной среды, которые влияют на со­стояние здоровья человека, являются следующие факторы:

· физические факторы: климатические параметры (температура, влажность, подвижность воздуха), электромагнитные излуче­ния различного волнового диапазона (ультрафиолетовое, ви­димое, инфракрасное - тепловое, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрические и магнитные поля, ионизирующие - радиационные излуче­ния, шум, вибрация, ультразвук, аэрозоли раздражающего действия (пыли), освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещенность);

· химические факторы: вредные вещества, в том числе биологи­ческой природы (антибиотики, витамины, гормоны, фермен­ты);

· биологические факторы: патогенные микроорганизмы, микро­организмы-продуценты, препараты, содержащие живые клет­ки и споры микроорганизмов, белковые препараты.

По факторам производственной среды условия труда подразде­ляются на четыре класса:

· 1 класс - оптимальные условия труда - условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для высокой работоспособности.

· 2 класс - допустимые условия труда - характеризуются таки­ми уровнями факторов среды, которые не превышают уста­новленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, при этом возможные изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых или к нача­лу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воз­действия на состояние здоровья работающих и их потомство;

· 3 класс - вредные условия труда - характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказы­вающих воздействие на организм работающего и(или) его по­томство;

· 4 класс – опасные (экстремальные). Работа в опасных условиях допускается в крайних случаях.

 

 

В зависимости от тяжести и напряженности труда, степени вредности или опасности условий труда определяется размер опла­ты труда, продолжительность отпуска, размер доплат и ряд других устанавливаемых льгот, призванных компенсировать отрицательные для человека последствия трудовой деятельности. Речь идет о создании таких условий, при кото­рых негативные воздействия не превышают защитных способно­стей организма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: