Наиболее важным является вид трудовой деятельности, ее тяжесть и напряженность, а также условия, в которых осуществляется трудовая деятельность.
1. Виды трудовой деятельности
Трудовую деятельность делят на физический и умственный труд. Основные виды трудовой деятельности представлены на рис. 1.
Физический труд характеризуется прежде всего повышенной мышечной нагрузкой на опорно - двигательный аппарат и его функциональные системы – сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и т. д. Физический труд развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время может иметь отрицательные последствия, например заболевания опорно - двигательногo аппарата, особенно в том случае, если он не правильно организован или является чрезмерно интенсивным для организма.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для умственного труда характерно снижение двигательной активности - гипокинезия. Гипокинезия может являться условием формирования сердечно - сосудистых нарушений у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние на психическую деятельность - ухудшаются внимание, память, функции восприятия окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние здоровья в значительной мере зависит от правильной организации умственного труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная деятельность человека.
В современных видах трудовой деятельности чисто физический труд встречается редко. Современная классификация трудовой деятельности выделяет формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве; труд на конвейере; труд, связанный с дистанционным управлением, и интеллектуальный (умственный) труд.
|
Жизнедеятельность человека связана с затратами энергии: чем интенсивнее деятельность, тем больше затраты энергии.
Механизированный труд требует меньших затрат энергии и мышечных нагрузок. Однако механизированный труд характеризуется большей скоростью и монотонностью движений человека. Монотонный труд приводит к быстрой утомляемости и снижению внимания. Труд на конвейере характеризуется еще большей скоростью и однообразием движений. Человек, работающий на конвейере, выполняет одну или несколько операций; т. к. он работает в цепочке людей, выполняющих другие операции, то время выполнения операций строго регламентировано. Это требует большого нервного напряжения и в сочетании с высокой скоростью работы и ее однообразием приводит к быстрому нервному истощению и усталости. На полуавтоматическом и автоматическом производстве затраты энергии и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций - подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов.
Формы интеллектуального (умственного) труда: операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций - памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.
|
Наиболее сложная форма умственной деятельности - творческий труд (труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников). Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что приводит к повышению кровяного давления, изменению электрокардиограммы, увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменeний в работе организма, вызванных повышенной нервно - эмоциональной нагрузкой.
2. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса
Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности определяются интенсивностью мышечной работы, степенью нервно - эмоционального напряжения, а также условиями окружающей человека среды.
Условия труда человека классифицированы по степени тяжести и напряженности трудового процесса и по показателям вредности и опасности производственной среды (Р2.2.755-99. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999).
Факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, определяются мышечными усилиями и затратами энергии:
|
- физическая динамическая нагрузка,
- масса поднимаемого и перемещаемого груза,
- стереотипные рабочие движения,
- статическая нагрузка,
- рабочие позы,
- наклоны корпуса,
- перемещение в пространстве.
Факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда:
- интеллектуальная нагрузка – содержание работы, восприятие сигналов и информации, оценка информации, степень сложности задания, характер выполняемой работы;
- эмоциональная нагрузка – степень ответственности, значимость ошибки, степень риска для собственной жизни, степень риска за безопасность других лиц;
- нагрузка на анализаторы человека – сенсорные (слуховой, зрительный);
- монотонность нагрузок;
- режим работы.
Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и. тяжелый трех степеней (вредные условия труда).
Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются: величина внешней механической работы (в кгм), выполняемой за смену; масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза; количество стереотипных рабочих движений в смену; величина суммарного усилия (в кгс), прилагаемого за смену для удержания груза; удобство рабочей позы; количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.
Оценка класса тяжести физического труда проводится на основе учета всех критериев, при этом оценивают класс по каждому критерию, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по наиболее чувствительному критерию.
Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы: оптимальный - напряженность труда легкой степени, допустимый - напряженность труда средней степени, напряженный труд трех степеней.
Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности; длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов; эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей; монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций; режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.
Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности, который проводится с учетом всего комплекса факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний и перенапряжений.
Труд учащихся средних учебных заведений требует решения простых задач по известным правилам и алгоритмам, восприятия информации с последующей коррекцией своих действий, выполнения заданий, длительного сосредоточенного наблюдения, нагрузки на зрительные анализаторы. По этим критериям труд учащихся в зависимости от организации процесса обучения, продолжительности учебных занятий в день, одно- или двухсменного обучения можно по напряженности отнести к легкой (оптимальные условия трудового процесса) или средней степени (допустимые условия).
Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный - по напряженности.
Труд, требующий физической нагрузки, эмоционального, интеллектуального напряжения, ответственности, напряжения анализаторов и т. д., классифицируется как по тяжести, так и по напряженности труда.
3. Классификация условий труда по факторам производственной среды
Параметрами производственной среды, которые влияют на состояние здоровья человека, являются следующие факторы:
· физические факторы: климатические параметры (температура, влажность, подвижность воздуха), электромагнитные излучения различного волнового диапазона (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное - тепловое, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрические и магнитные поля, ионизирующие - радиационные излучения, шум, вибрация, ультразвук, аэрозоли раздражающего действия (пыли), освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещенность);
· химические факторы: вредные вещества, в том числе биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты);
· биологические факторы: патогенные микроорганизмы, микроорганизмы-продуценты, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты.
По факторам производственной среды условия труда подразделяются на четыре класса:
· 1 класс - оптимальные условия труда - условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для высокой работоспособности.
· 2 класс - допустимые условия труда - характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, при этом возможные изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья работающих и их потомство;
· 3 класс - вредные условия труда - характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих воздействие на организм работающего и(или) его потомство;
· 4 класс – опасные (экстремальные). Работа в опасных условиях допускается в крайних случаях.
В зависимости от тяжести и напряженности труда, степени вредности или опасности условий труда определяется размер оплаты труда, продолжительность отпуска, размер доплат и ряд других устанавливаемых льгот, призванных компенсировать отрицательные для человека последствия трудовой деятельности. Речь идет о создании таких условий, при которых негативные воздействия не превышают защитных способностей организма.