Проезд Дворцовая площадь – Спас на крови




1-й вариант по Машкову переулку.

Мы покидаем Дворцовую площадь и продолжаем нашу экскурсию. Слева находится здание Штаба Гвардейского полка, оно было возведено в 40-х годах 19 века и стало завершающим элементом ансамбля Дворцовой площади. Здание штаба построено в классическом стиле, его главный парадный фасад украшен 12 мощными колоннами и лепными барельефами между окон.

При повороте на Миллионную улицу слева мы видим здание Малого Эрмитаж, оно примыкает к Зимнему дворцу. В переводе с французского эрмитаж означает место уединения. Изначально его появление было связано с желанием Екатерины II пристроить к своей резиденции павильон с Висячим садом. Этот проект был осуществлён Ж. Б. Валлен-Деламотом. Висячий сад располагается на уровне второго этажа, раньше там на клумбах высаживались белые и алые розы, вдоль всего пространства росли ряды берёз, подстригаемые в форме пирамид, летом сад дополняли экзотическими растениями. В Малом Эрмитаже императрица принимала гостей, устраивала увеселительные вечера. В галереях хранились картины, скульптуры и другие предметы искусства, собранные Екатериной II. Сама идея создания музея пришла к Екатерине в покоях Малого Эрмитажа. В одном из писем она призналась, что картинами вместе с ней могут любоваться разве что мыши, и что она желает исправить эту ситуацию. Впоследствии здесь был открыт музей и библиотека. Позже, когда места для коллекции стало не хватать, были построены Большой и Новый Эрмитаж. Главный фасад последнего мы и видим слева. Он украшен монументальным портиком с 10 фигурами атлантов. Эти гиганты, вытесанные из гранита, навсегда прославили их создателя – скульптора А. И. Теребенёва и стали одним из символов города на Неве. Новый Эрмитаж уникален тем, что он стал первым в России публичным художественным музеем, в котором по решению императора Николая I сделали доступными для горожан великолепные художественные коллекции русских царей. Здание было построено в середине 18 века специально для размещения произведений искусств.

Мы подъезжаем к реке Мойке, которая ещё в допетровские времена носила имя Муя или Мья, что в переводе означает «грязная» или «грязь». В прошлом Мойка была небольшой речкой, вытекавшей из болота вблизи нынешнего Марсова поля. Река тянется почти на 5 километров, ширина её достигает 40 метров, а глубина чуть более 5 метров. В первые десятилетия существования Санкт-Петербурга по Мойке проходила граница города. Через реку перекинуто 15 мостов, по одному из них – Большому конюшенному мы сейчас проезжаем, и по одноимённому переулку следуем к Конюшенной площади. Идея постройки придворных конюшен возникла ещё у Петра I, и в начале 18 века здесь, на тогдашней окраине Петербурга было возведено обширное Здание бывшего придворного конюшенного ведомства. Здесь содержались верховые и каретные лошади, располагались каретные сараи и мастерские. В 20-х годах 19 века здание было перестроено по проекту архитектора Стасова, который включил здание Конюшенного двора в ансамбль прилегающих улиц. Так образовалась Конюшенная площадь. Императорские конюшни славились породистыми скакунами, которых было около 500. Их возраст составлял не более 4-х лет. Именно здесь выбрал коня для работы с натуры Этьен Фальконе при создании «Медного всадника», двух лошадей выбрал П. К. Клодт при работе над скульптурами для Аничкова моста.

Сегодня этот замечательный памятник русского зодчества остро нуждается в реставрации. Недавно прошёл международный архитектурный конкурс «Золотой Трезини», в рамках которого выявился победитель с проектом по реконструкции исторического комплекса. Проект предусматривает создание открытого общественного пространства с музейными, выставочными и другими культурными площадями при обязательном сохранении исторического облика Здания придворного Конюшенного ведомства. А пока пространство площади используется как фан-зона для болельщиков и любителей футбола. Летом Санкт-Петербург ждёт гостей в связи с проведением в городе 4-х матчей чемпионата Европы ЕВРО-2020. Опыт проведения таких масштабных мероприятий в северной столице уже есть. В 2018 году Петербург, наряду с другими 10 городами России, достойно принял матчи чемпионата мира по футболу.

В центре здания возвышается Храм Спаса Нерукотворного Образа. Здесь 1 февраля 1837 года отпевали тело А. С. Пушкина, получившем смертельное ранение на дуэле. Особое разрешение на это дал Николай I, который опасался большого скопления людей и общественных волнений. Из-за этого прощание со знаменитым поэтом прошло в столь небольшой церкви. После завершения обряда отпевания гроб с телом Пушкина был перенесён в подвал. В ночь на 4 февраля его тайно ночью отправили к месту погребения в Святогорский монастырь.

Мы находимся около уникального здания храма Воскресения Христова. 1 марта 1881 года террористы из революционной организации «Народная воля» убили императора Александра II. Это случилось на набережной Екатерининского канала (сейчас он называется каналом Грибоедова).Террорист Игнатий Гриневицкий бросил бомбу в проезжавшую карету царя. Это было уже 7-е покушение на монарха-реформатора, и на этот раз оно увенчалось успехом. Император был смертельно ранен. Его отвезли в Зимний дворец, где на следующий день он скончался.

На месте покушения была возведена часовня, но вскоре здесь решили строить храм-памятник. Народные пожертвования на его сооружение стали приходить со всех концов России. Здание строили довольно долго – почти 14 лет. Его открыли только в августе 1907 года, уже при внуке убитого монарха – императоре Николае II. Собор освятили в честь Воскресения Христова, но в народе за ним сразу прочно закрепилось название «Спас на крови». Он стал символом покаяния всего русского народа за содеянное группой террористов.

Храм построен по проекту архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевого монастыря в Стрельне Игнатия в «русском стиле».. 4-х угольное здание храма увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами и с 62,5-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения). Пять куполов покрыты ювелирной эмалью, остальные позолоченной медью. Колокольню собора украшают 134 мозаичных герба городов и губерний Российской империи. Стены храма облицованы мрамором и специальным декоративным кирпичом. Фасады украшены фигурными наличниками, кокошниками, поясками, изразцами, цветной черепицей. На цоколе установлены 20 гранитных досок с высеченными надписями о выдающихся событиях, произошедших за время царствования Александра II. Интерьеры Спаса на Крови поражают своим великолепием. Они выполнены с использованием итальянского мрамора разных оттенков, поделочных и полудрагоценных камней. Стены здания изнутри почти полностью покрыты мозаичными изображениями. Мозаикой украшен даже иконостас. Мозаичная коллекция храма – одна из крупнейших в России. Одной из особых достопримечательностей каменного убранства собора является сень над местом смертельного ранения императора. Сохранены в неприкосновенности фрагменты набережной – части ограды, плит тротуара, мостовой Свод сени облицован лазурью и украшен звёздами из топазов и самоцветов.

После закрытия в 1930 году храм стал использоваться ка склад, его планировали разобрать, как не представляющее исторической и художественной ценности. Тогда этот проект не был осуществлён. К вопросу о сносе храма вернулись к 1941 году. Собор спасла начавшаяся Великая Отечественная война. Взрывники, которые уже приготовили здание к уничтожению, были направлены на фронт. В годы блокады в Спасе на Крови находился морг, куда свозили трупы погибших ленинградцев. Уже после войны храм использовался для хранений декораций Малого Оперного театра. В 1961 году под куполом собора, между сводчатыми перекрытиями был найден неразорвавшийся снаряд весом 150 кг. Как ни удивительно при его попадании, пострадала только крыша здания. Вскоре снова встал вопрос о сносе храма – здесь собирались проводить транспортную магистраль. Только в 1968 году на защиту Спаса на Крови встала Государственная инспекция по охране памятников. С 1970 года храм является филиалом музея «Исаакиевский собор». С 1977 по 1991 год храм стоял в строительных лесах; говорили, что леса стоят до тех пор, пока стоит советская власть. Разобрали их незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Сооружение храма потребовало перепланировки всей прилегающей территории. Вокруг здания устроили площадь и выложили её брусчаткой. Три стороны образованной площади украсили дугообразной оградой, также выполненной по проекту Парланда. Она состояла из 52 пролётов со стилизованным растительным орнаментом. Решётка была выкована на петербургском заводе Карла Винклера. Часть этой замечательной ограды сохранилась до наших дней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: