Современная ситуация на рынке труда Украины существенно отличается от той, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населения сократилась на 9%. В настоящее время более 6,5 млн. человек не имеют занятия, но активно его ищут и почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных.[4]
В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшением числа работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемы занятости.
Региональная дифференциация остроты безработицы с первых же месяцев регистрации оказалась весьма значительной. Уже к концу 1991 г. самый высокий и самый низкий региональные уровни безработицы отличались более чем в 10 раз, но за прошедший период указанное различие возросло еще почти в 5 раз.
Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных на Украине составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи.
Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах, как правило, невелики, хотя расти они могут высокими темпами. В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране
|
В общем случае все области Украины по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.
Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднеукраинских), большой напряженностью на рынке труда.
Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднеукраинские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью.
Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднеукраинских, но темпы роста уровня безработицы выше среднеукраинских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.
Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднеукраинских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью.
Итак, на Украине острая безработица имеется в регионах двух типов.
Во-первых, это районы с высоким естественным приростом населения. Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количество молодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономического кризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В регионах данного типа безработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения.
|
Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболее кризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкая промышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшим сокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х.
Важен также вопрос сельской безработицы на Украине. В прогнозах начала 90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развала промышленности, сформировавшейся за советский период (гигантские предприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособны, адаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считалась крайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных из городских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы не оправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельского населения превышает аналогичный показатель для городского населения. Очень высока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочих мест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается в регионах с высоким естественным приростом и в северных несельскохозяйственных регионах.
Итак, развитие безработицы в Украине на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем в 2 раза) уровень безработицы с учетом незарегистрированных безработных не превышает 10%. При этом уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Существенными оказались и социальные причины (высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях, незначительный - в других). За низким показателем официально регистрируемой безработицы не видна, например, скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию, сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставит необходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его стагнации и, как следствие, безработице. В 1994 - 1995 гг. дифференциация доходов продолжала расти. При сохранении этой тенденции мы уже через два года догоним латиноамериканские страны по глубине расслоения общества по доходам. Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в Украине проходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономической сфере демографические являются самыми точными в силу того, что демография как наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полную информацию. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 5,1 млн. человек в 1993 году до 4,4 млн. человек в 2005 году (с 10,2% до 8,4%). Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной Украины доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.
|
Под рынком работы понимают определенную форму отношений, которые отбивают содержание и баланс интересов между субъектами рынка: работодателями, работниками и государством. Активная роль в этом процессе принадлежит профсоюзам.
Рынок работы - это динамическая форма отношений, что постоянно развивается и изменяется, в результате чего изменяются требования и круг проблем, связанных с интересами нанимаемой рабочей силы, нанимателей, предпринимателей и посредников-профсоюзов.
В Украине постепенно складываются системы необходимых законодательных нормативов формирования и регулирования на рынке работы, а также социального партнерства, социальной защиты через разветвленную сеть служб занятости, центров подготовки и переподготовки работников.
Процесс формирования региональных рынков работы Украины определяется накопленным здесь производственно-ресурсным и социальным потенциалом, темпами реформирования экономики регионов, их природно-географическими условиями. Сбалансированное состояние рынков работы предусматривает:
· динамическое соответствие между предложением рабочей силы и потребностями в ресурсах работы расположенных на данной территории субъектов хозяйствование разных форм собственности;
· высокопроизводительную занятость трудоспособного населения;
· минимальный уровень скрытого и социально принятой границы явная
региональная безработица.
Экономическую вместительность территориальных рынков работы по сути определяют субъекты хозяйствования государственной и коллективной собственности. На них в 1996 г. приходилось 80 процентов численности занятого населения. Тем не менее важного значения приобретают функции экономического регулирования региональных рынков работы. Существенная структурная и организационная разбалансированность свойственна рынкам работы Волынской, Житомирской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской, Ровенской, Тернопольской областей. их частица в территориальной структуре занятости население равняется 20 процентам. При этом на них приходится 36,6 процента общей численности зарегистрированных безработных. Наибольшая степень разбалансированности между зарегистрированной потребностью в рабочей силе и ее предложением наблюдается в Ивано-Франковской, Закарпатской и Волынской областях.
Резко изменилась общая ситуация с обеспечением трудовыми ресурсами и дополнительным спросом на них в регионах, которые традиционно характеризовались как большая зона тяготения наиболее мобильной части рабочей силы. Это касается прежде всего индустриальных центров Донбасса и Приднепровье, мощный производственный потенциал которых формировал широкий территориальный обмен рабочей силой, ориентируясь в значительной мере на внешние источники пополнения состава занятых на территории работников
За показателями движения рабочей силы на рынке работы группу с крайне неблагоприятными условиями образовывают Карпатский, Причерноморский экономические регионы и Автономная Республика Крым. их частица в региональной структуре совокупного предложения рабочей силы в 1,4-1,6 раза превышает соответствующие структурные показатели потребности в рабочей силе. Ухудшения условий занятости население этих регионов отбивается на низкому равные трудоустройство лиц (в особенности женщин). В полесских областях незначительное превышение структурных показателей спроса над предложением рабочей силы объединяется с высокой частицей ожидаемого высвобождения. За нестабильной экономической ситуации это угрожает резким ухудшениям условий занятости в случае сокращения или полной ликвидации рабочих мест, которым может сопровождаться процесс реального высвобождения рабочей силы.
Основные стадии занятости населения состоят в формировании, распределении, перераспределении и использовании трудового потенциала. Вместе с тем занятость населения оказывается в специфических ее формах в зависимости от социальных и экономических условий жизнедеятельности отдельных регионов. Занятость - это деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных потребностей через доход в денежной или натуральной формах.
Чаще всего различают такие формы занятости, как общая, полная, оптимальная и рациональная. Занятость населения целесообразно рассматривать из позиции ее эффективной формы сравнительно с другими формами. Тем не менее каждая форма занятости имеет самостоятельный критерий оценивания.
Усовершенствования межотраслевых и межрегиональных форм перераспределения трудовых ресурсов следует осуществлять с учетом особенностей региональных рынков работы. Для рационального использования резервов работы нужно устранить недостатки, связанные с размещением производства. Это требует разработки научно обоснованных систем производства за регионами Украины, перераспределения трудоспособного населения из регионов, где есть излишек рабочей силы, к малонаселенным регионам, осуществления приватизации собственности и развития предпринимательства и фермерства, перераспределения освобожденных рабочих по областями и сферами деятельности. Решения этой проблемы имеет обоснование на экономическом механизме государственного регулирования занятости население.
Уровень эффективности формы занятости трудоспособного населения определяется отношением численности работающих на производстве к общей численности трудоспособного населения. Особенности определения уровня разных форм занятости обуславливаются социальными, экономическими, отраслевыми и региональными аспектами, поскольку в условиях рыночного отношения активизируется такой фактор, как конкурентоспособность отдельных слоев населения на рынке работы.
Эффективная занятость населения - это полезная трудовая деятельность граждан, направленная на повышение производительности работы, увеличения объемов производства и сокращения затрат рабочего времени. Основными факторами повышения эффективности работы и использования основных засобов производства являются капитал и рынок.
Важнейшим элементом надежной системы социальной защиты населения есть обеспечения эффективной занятости трудоспособного населения. С этой целью был принят Закон Украины "О занятости населения". Он определил правовые, нормативные, организационные и экономические формы занятости в условиях рыночной экономики, равноправного функционирования разных форм собственности, а также государственные гарантии прав граждан на работу. Этот законодательный акт конкретизирует цель и задачу экономического механизма государственного регулирования занятости население. Соответственно него региональные администрации имеют право принимать решение в сфере занятости с учетом конкретной ситуации относительно использования трудовых ресурсов, которая обусловленная демографическими, организационными, экономическими и социальными особенностями регионов.
Регулирования рынка работы может быть органически связано с комплексом системных преобразований, которые стимулируют экономическое возрастание. В связи с этим возникает две группы проблем: первая - общее оживление экономической ситуации и инвестиционной активности капитала, который будет оказывать содействие развитию системы рабочих мест и возрастанию потребности в рабочей силе; вторая - повышение потребительского спроса населения через усовершенствование системы распределительных отношений, увеличения возможностей для получения дополнительных доходов. Все мероприятия государственного регулирования рынка работы, сориентированные на решение пересчитанных проблем, могут быть классифицированы за направленностью, характером, объектом влияния и источниками финансирование.
В мировой практике распространенные такие методы административного регулирования занятости:
· увольнения временных работников;
· "замороження" найму;
· временный или окончательный отказ от политики резервирования рабочих мест для выпускников учебных заведений;
· стимулирования преждевременного и своевременного выхода на пенсию или увольнение по собственному желанию;
· политика прямых увольнений.
Основное функциональное назначение рыночного регулирования сферы трудовых отношений можно определить как создание экономических условий относительно постоянного и расширенного воспроизведения совокупной рабочей силы на качественно новом уровне. Это прежде всего предусматривает: возможность по возможности полного удовлетворения потребностей населения региона в обретении просветительно-профессиональных знаний, широкая альтернативность выбора сферы прикладывания работы, определенные социальные гарантии в случае вынужденной незанятости. Такой подход берут за основу оценивания осуществляемых преобразований и определения направлений достижения эффективного воспроизведения рабочей силы.
Реальная величина стоимости рабочей силы и ее динамика складывается под влиянием комплекса факторов, взаимодействие которых формирует две противоположных тенденции. Первая состоит в возрастании стоимости рабочей силы вследствие повышения интенсивности работы, объективного расширения потребностей работников в потребительских товарах и услугах, равные просвещения и квалификации. В связи с этим увеличиваются общественно необходимые затраты на повышение профессионально-образовательного уровня рабочей силы и приведение его в соответствие с требованиями обновленной материально-технической базы производства. Вторая - это снижения стоимости рабочей силы под влиянием возрастания общественной производительности работы. Учитывая направления действия факторов, которые определяют динамику цены рабочей силы, можно приходить к выводу, что в экономике Украины сформировались тенденции, прямо противоположные к мировых.
В Украине пока что не создан высоко координированной и всеохватывающей системы экономического регулирования процессов регионального воспроизведения рабочей силы. Однако простое заимствование механизмов развитого рынка есть довольно непроизводительным при условиях упадока товарного производства и нарушение его материально-технической базы.
Современная экономика Украины требует создания смешанной регулирующей системы, которая объединяла бы элементы сугубо рыночного регулирования с государственными. Регулирования может быть направлено на достижение действительно активного характера рыночных преобразований. Доминирующими должны стать методы опосредствованного регулирования, которые постепенно вытеснили бы внеэкономические методы, которые сохранились из времен административного управления трудовыми ресурсами. Механизму регулирования следует предоставить свойств гибкой адаптации к изменениям общеэкономической ситуации, адекватно реагировать на них. Наряду этим нужна определенная стабильность экономических регуляторов на определенный промежуток времени.
Наиболее общие направления, перспективные методы и функции экономического регулирования спроса и предложения рабочей силы могут быть конкретизированы относительно условий воспроизведения рабочей силы регионов Украины. На основе общих черт, доминантных тенденций и существенных отличий региональных рынков работы осуществляется их структуризация. Она опирается на оценки демоэкономического и социально-экономического режимов регионального воспроизведения рабочей силы, а также на информацию об интенсивности территориального движения рабочей силы, соотношения численности зарегистрированных безработных и количества свободных рабочих мест и вакантных должностей.