Решающее влияние на культуру оказывали церковь и религия. Великим подвижником земли Русской является Сергий Радонежский (1314 или 1322 -1392). Церковь почитает его святым. Во-первых, он вдохновил Русь, благословил князя Дмитрия и его рать на Куликовскую битву. Более того, дал двух иноков - Пересвета и Ослябю. Тем самым он совершил подвиг самопожертвования. Он не только посылал своих духовных детей на смерть, но также совершал прямое нарушение церковных законов: монах не должен вступать на военную службу. За нарушение этого запрета он подвергается отлучению от церкви. Принцип послушания иноков перекладывал этот грех на плечи игумена, благословившего своих монахов на пролитие крови. Посылая иноков на битву, Сергий рисковал собственным «спасением души».
Во-вторых, Сергий Радонежский был великим миротворцем. Князья подчас по мелочам ссорились друг с другом, воевали, гибли многие люди, этим пользовались враги русской земли. Вот святой отец и спешил с миротворческой миссией, чтобы примирить спорщиков. Например, идет пешком из Троицы в Рязань, чтобы помирить рязанского князя Олега с Дмитрием Донским в 1385 г., и война прекратилась. Он учил уважать человека, учил умению понимать друг друга. В-третьих, Сергий являлся реформатором русской монашеской жизни: ввел в своем монастыре Общежитский Устав - равноправие монахов. И это не только новый порядок, но и сама система отношений. Его ученики создали немало таких монастырей. Утверждались нравственные основы, и это делалось в тяжелое, кровавое время; появились праведники. Таким образом, своей реформой, да и всем своим образом жизни, действиями Радонежский давал надежду людям, что страна обязательно возродится.
|
Надо иметь в виду, что вокруг личности и роли Сергия Радонежского в жизни православной церкви и русского общества немало спорного. Об этом говорят в своих работах ряд ученых, в том числе В. А. Кучкин и В. Л. Егоров (журналы «Вопросы истории», 1985,? 9 и «Наука и религия», 1987,? 7). И это правомерно, ибо до нас дошло слишком мало первоисточников об этом человеке. Прежде всего судят о его делах по труду Епифания Премудрого «Житие Сергия Радонежского». Из современных историков, думается, наиболее всесторонне и аргументирование освещает роль игумена-подвижника Н. С. Борисов в своей книге «И свеча бы не угасла» (М.: Молодая гвардия, 1990).
Христианство сыграло положительную роль в преодолении суровых нравов, невежества и диких обычаев древнерусского общества. В частности, нормы христианской морали оказывали огромное влияние на семейную жизнь, брак, воспитание детей. Правда, богословие придерживалось тогда дуалистического воззрения на разделение полов - на два противоположных начала - «доброе» и «злое». Последнее олицетворялось в женщине, определяя ее положение в обществе и семье.
У российских народов долгое время бытовала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковым линиям. Отличительными чертами большой крестьянской семьи являлись коллективное хозяйство и потребление, общее владение имуществом двумя и более самостоятельными брачными парами. У городского (посадского) населения семьи были меньше и состояли обычно из двух поколений-родителей и детей. Семьи феодалов были, как правило, малыми, так как сын феодала, достигнув 15 лет, должен был служить государеву службу и мог получить как свой отдельный поместный оклад, так и пожалованную вотчину. Это способствовало ранним бракам и выделению самостоятельных малых семей.
|
С введением христианства браки стали оформляться через обряд церковного венчания. Но традиционный дохристианский свадебный обряд («веселие») сохранялся на Руси еще примерно в течение шести-семи веков. Церковные правила не оговаривали препятствий для вступления в брак, кроме одного: «бесноватость» жениха или невесты. Но в реальной жизни ограничения были довольно жесткими, прежде всего в социальном отношении, которые регулировались обычаями. Закон формально не запрещал феодалу жениться на крестьянке, но фактически это случалось очень редко, так как класс феодалов представлял собой замкнутую корпорацию, где браки поощрялись не просто с лицами из своего круга, а с ровней. Вольный человек мог жениться на крепостной, но должен был получить разрешение у барина и уплатить определенную сумму по договоренности. Таким образом, и в деревне, и в городе браки, в основном, могли совершаться внутри одного класса - сословия.
Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод («распуст») разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (с XVI в.) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов.
|
Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался обычно лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещался.
Новорожденного ребенка надлежало крестить в церкви на восьмой день после рождения именем святого этого дня. Обряд крещения считался церковью основным, жизненно важным обрядом. Некрещеный не имел никаких прав, даже права на погребение. Ребенка, умершего некрещеным, церковь запрещала хоронить на кладбище. Следующий обряд после крещения - «постриги» - производился год спустя после крещения. В этот день кум или кума (крестные родители) выстригали у ребенка прядь волос и дарили рубль. После пострижек каждый год праздновали именины, то есть день того святого, в честь которого человек был назван (позже стал называться «день ангела»), а не день рождения. Царские именины считались официальным государственным праздником.
Все источники свидетельствуют, что в эпоху средневековья в семье была чрезвычайно велика роль ее главы. Он представлял семью в целом во всех ее внешних функциях. Только он имел право голоса на сходках жителей, в городском вече, позже - в собраниях кончанских и слободских организаций. Внутри семьи власть главы была практически неограниченной. Он распоряжался имуществом и судьбами каждого из его членов. Это касалось даже личной жизни детей, которых отец мог женить или выдать замуж против их воли. Церковь порицала его только в том случае, если он при этом доводил их до самоубийства. Распоряжения главы семьи должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять любые наказания, вплоть до физических. «Домострой» - энциклопедия русского быта XVI в. - прямо указывал, что хозяину следует бить в воспитательных целях жену и детей. За неповиновение родителям церковь грозила отлучением.
Внутриусадебный семейный быт долгое время был сравнительно замкнутым. Однако простые женщины - крестьянки, посадские- вовсе не вели затворнический образ жизни. Свидетельства иностранцев о тюремном затворничестве русских женщин относятся, как правило, к быту феодальной знати и именитого купечества. Их редко выпускали даже в церковь.
О распорядке дня людей средневековья сведений сохранилось немного. Трудовой день в семье начинался рано. Обязательных трапез у простых людей было две - обед и ужин. В полдень производственная деятельность прерывалась. После обеда по старой русской привычке следовал длительный отдых, сон (что весьма удивляло иностранцев). Затем вновь работа до ужина. Вместе с окончанием светового дня все отходили ко сну.
С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако бедные работали и в праздники.
Относительная замкнутость домашнего быта разнообразилась приемами гостей, а также праздничными церемониями, которые устраивались преимущественно во время церковных праздников. Один из главных крестных ходов устраивался на Крещение - 6 января. В этот день патриарх освящал воду Москвы-реки, а население города совершало обряд Иордани (смывания святой водой). По праздникам устраивались и другие уличные представления. Бродячие артисты, скоморохи известны еще в Древней Руси. Кроме игры на гуслях, дудках, песен, представления скоморохов включали акробатические номера, состязания с хищными животными. В скоморошью труппу входили обычно шарманщик, гаер (акробат), кукольник.
Праздники, как правило, сопровождались общественными пирами - братчинами. Однако представления о якобы беспробудном пьянстве русских явно преувеличены. Только во время 5 - 6 наиболее крупных церковных праздников населению разрешалось варить пиво, а кабаки являлись государственной монополией. Держание частных кабаков строго преследовалось.
Общественный быт включал также проведение игр и забав - как военных, так и мирных, например, взятие снежного городка, борьбу и кулачный бой, городки, чехарду, жмурки, бабки. Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с XVI в.- в карты, привезенные с Запада. Любимым развлечением царей и бояр была охота.
Таким образом, жизнь человека в эпоху средневековья хотя и была сравнительно однообразной, но далеко не исчерпывалась производственной и социально-политической сферами, включала многие аспекты повседневного бытия, на которые историки далеко не всегда обращают должное внимание.
Возрождение русской культуры начинается во второй половине XIV в. Оно было неразрывно связано с освободительной борьбой против татаро-монгольской зависимости и движением за объединение земель.
Тема борьбы за независимость была центральной как в устном народном творчестве, так и литературных работах. Наиболее крупными патриотическими произведениями были «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», прославляющие победу объединенных русских войск в Куликовском сражении.
Напряженная борьба за независимость России способствовала возникновению исторической и политической литературы. Наиболее значительным памятником исторической мысли являлись летописные своды. Центром общерусского летописания стала Москва, где в 1408 г. был составлен первый летописный свод общерусского характера- Троицкая летопись. В 1408 г. был составлен Московский летописный свод, в котором проводилась мысль о преемственности власти московских государей от киевских и владимирских князей.
В исторической литературе на рубеже XV - XVI вв. усиливаются рационалистические взгляды на исторические события. Некоторые из них объясняются причинными связями, обусловленными деятельностью самих людей. Авторы исторических произведений (например, «Сказания о князьях владимирских», конец XV в.) стремились утвердить мысль об исключительности самодержавной власти русских государей как преемников Киевской Руси и Византии. Аналогичные идеи высказывались в хронографах - сводных обзорах всеобщей истории, в которых Россия рассматривалась как последнее звено в цепи всемирно-исторических монархий.
Расширялись не только исторические, но и географические знания людей эпохи средневековья. В связи с усложнением административного управления выросшей территорией Русского государства стали составляться первые географические карты («чертежи»). Этому же способствовало развитие торговых и дипломатических связей России. В конце XV в. начинается освоение морского пути из Белого моря в западноевропейские страны. Русские мореплаватели внесли большой вклад в географические открытия на Севере. К началу XVI в. ими были обследованы Белое, Студеное (Баренцево) и Карское моря, открыто много северных земель - острова Медвежий, Новая Земля, Колгуев, Вайгач и др. Русские поморы первыми проникли в Ледовитый океан, создали первые рукописные карты обследованных северных морей и островов. Они одними из первых освоили Северный морской путь вокруг Скандинавского полуострова.
Определенный прогресс наблюдался в области технических и естественно - научных знаний. Русские мастера научились производить довольно сложные математические расчеты при строительстве зданий, были знакомы со свойствами основных строительных материалов. При постройке зданий использовались блоки и другие механизмы Для добычи соляных растворов применялись глубокое бурение и прокладка труб, по которым жидкость перегонялась при помощи поршневого насоса. В военном деле было освоено литье медных пушек, получили распространение стенобитные и метательные орудия.
В XIV в. в городах Руси возобновилось каменное строительство. Были восстановлены каменные соборы во Владимире, Ростове, Суздале и других городах. В Москве были возведены белокаменные стены и башни Кремля, целый ряд соборов и монастырей. В процессе образования единого государства с центром в Москве стал создаваться новый общерусский стиль монументального зодчества. Для этого стиля было характерно творческое использование архитектурных традиций старых русских городов и вместе с тем их обогащение достижениями европейского зодчества эпохи Возрождения.
Формирование новой национальной архитектуры сопровождалось подъемом русского изобразительного искусства. Этот подъем связан с именем великого русского живописца Андрея Рублева (около 1360 - около 1430). В первой четверти XV в. он вместе с иконописцем Даниилом Черным украсил фресками и иконами ряд московских соборов. Вершиной творчества А. Рублева стала икона «Троица», написанная в Троице - Сергиевом монастыре под Москвой. Творчество Андрея Рублева оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской живописи. По своей художественной ценности и высокому мастерству оно стоит на уровне самых выдающихся достижений современной ему итальянской живописи эпохи Возрождения.
Таким образом, развитие русской культуры XIV - начала XVI вв. было обусловлено процессом объединения Русского государства, проходило под влиянием идей возрождения России и формирования самосознания единства ее народов.