СОЗДАНИЕ АРХИВА в организации
В зависимости от объема документооборота архив создается как самостоятельное структурное подразделение организации или подразделение в составе службы делопроизводства (секретариата).
Чтобы создать архив организации, необходимо выполнить комплекс мероприятий:
- выбор и оборудование помещения,
- техническое оснащение архива,
- создание нормативных условий хранения,
- организация архивных документов в архивохранилище,
- разработка и утверждение нормативных документов архива.
Все эти мероприятия позволят обеспечить поддержание архивных документов в нормальном физическом состоянии.
Архив размещают в специально приспособленных для хранения документов зданиях или отдельных помещениях.
В нашей организации давно обсуждается возможность создания своего архива, уже выделено помещение и начаты работы по его подготовке к хранению документов. А вот какие требования предъявляются к работникам архива? Всегда ли эти функции должен выполнять отдельный сотрудник, или должность архивариуса может совмещать, например, секретарь?
Архивариус организует работу архива и отвечает за выполнение задач, возложенных на архив. Он проходит инструктаж, а в необходимых случаях – стажировку в государственном архиве, куда в дальнейшем будут передаваться документы организации на хранение.
Функции архивариуса может исполнять и сотрудник другого структурного подразделения. В данном случае эта работа для него будет являться совместительством.
Ответ на вопрос о том, должен ли архивом заниматься сотрудник, чьей единственной обязанностью будет именно ведение архива, зависит от количества документации, оформляемой на хранение, и объема работы. В случае если организация крупная и архив в ней достаточно велик, рекомендуем внести в штатное расписание должность работника архива. Целесообразно также составить должностную инструкцию, указав виды работ, возлагаемых на работника архива, его права и обязанности.
|
Передача дел в архив организации осуществляется по графику, который составляется архивом, согласовывается с руководителями структурных подразделений, передающих документы, и утверждается сотрудником архива.
Прием каждого дела производится руководителем архива в присутствии работника структурного подразделения.
Поскольку архив организации предназначен не только для хранения документов, но и для их использования, необходимо установить регламент выдачи документов из архива по заявкам сотрудников, а также сторонних организаций.
В пункте 4.5.4 Основных правил установлено, что выдача документов должна регистрироваться в книгах выдачи дел работникам организации, а также в книгах выдачи дел во временное пользование другим организациям (приложение 1). Процесс оформляется заказами (требованиями) на выдачу дел сотрудникам организации (приложение 2), актами о выдаче дел во временное пользование другим организациям, в т. ч. органам суда и прокуратуры (приложение 3).
Срок выдачи документов во временное пользование не может превышать одного месяца для использования работниками организации и трех месяцев – для временного пользования другими организациями (п. 4.5.2 Основных правил).
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АРХИВЕ: СТАТУС, СОСТАВ, ЗАДАЧИ
|
Как любое структурное подразделение организации, архив, как правило, действует на основании положения о структурном подразделении - положения об архиве, утверждаемого руководителем организации, а сотрудники архива - на основании должностных инструкций.
При разработке комплекса этих документов рекомендуем основываться на Примерном положении об архиве государственного учреждения, организации, предприятия, утв. приказом Роскомархива от 18.08.1992 № 176. Примерное положение распространяется на архивы организаций, создающих в процессе своей деятельности документы Архивного фонда РФ. Если организация (как государственная, так и негосударственная) не является источником комплектования государственного или муниципального архива и не передает свои документы в установленном порядке в соответствующий архив, она должна исключить из положения об архиве все, что относится к документам Архивного фонда РФ.
Положение об архиве организации определяет статус архива, его задачи, функции, права и ответственность, состав документов.
Так, основными задачами архива организации являются:
- комплектование архива документами (состав документов, поступающих на хранение в архив, должен быть предусмотрен в отдельном разделе положения об архиве);
- учет и обеспечение сохранности документов;
- создание научно-справочного аппарата к документам архива;
- использование хранящихся в архиве документов.
Если в процессе деятельности организации создаются документы, относящиеся к Архивному фонду РФ, то одной из важнейших задач архива является подготовка и передача этой части документации на постоянное хранение в соответствии со сроками и требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами в области архивного дела, принятыми Российской Федерацией и субъектами РФ.
|
Из задач архива вытекают выполняемые им функции, к основным из которых относятся:
1) ведение списков организаций и (или) структурных подразделений организации - источников комплектования архива;
2) прием упорядоченных документов от структурных подразделений организации и организаций - источников комплектования архива;
3) учет и обеспечение сохранности принятых в архив документов;
4) создание и поддержание в актуальном состоянии научно-справочного аппарата к документам архива;
5) информационное обслуживание руководителей и структурных подразделений организации;
6) организация использования документов по запросам организаций и частных лиц, учет и анализ использования архивных документов организации;
7) подготовка ответов на социально-правовые запросы граждан;
8) проведение экспертизы ценности документов, организационных и методических мероприятий по передаче документов на постоянное хранение в государственный или муниципальный архив (если организация является источником комплектования соответствующего архива);
9) проверка правильности формирования и оформления дел в структурных подразделениях организаций и других организациях - источниках комплектования;
10) организация работы по составлению номенклатуры дел организации;
11) оказание методической и практической помощи структурным подразделениям в работе с документами;
12) участие в разработке нормативных и методических документов по архивному делу и документационному обеспечению управления;
13) участие в мероприятиях по повышению квалификации работников архива и службы документационного обеспечения управления, в т. ч. в организациях - источниках комплектования архива.