МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ В ДЕСТРУКТИВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ




Зимогляд Л.М.

Неконтролируемая деятельность многочисленных деструктивных религиозных организаций и псевдорелигиозных объединений на территории стран СНГ приобрела в 90- е годы большой размах. Идеология всех культовых новообразований направлена на деструкцию (разрушение) национальной духовности, ее замену на собственную систему ценностей.

Наибольшую опасность в сфере духовной жизни представляют возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект. При этом необходимо оказывать противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Деструктивные тоталитарные организации, одни более явно, другие тщательно это скрывая берут свое начало на Западе, и в первую очередь в США, где в основном сосредоточены организационные и финансовые центры различных сект (даже такой восточный культ, как «Общество Сознания Кришны» (ОСК), на самом деле является филиалом Международного ОСК, на самом деле является филиалом Международного ОСК, образованного в 1966 г. в США)(1).

Исключительно агрессивный прозелитизм (то есть распространение учения культа и вовлечение в сферу своей деятельности новых членов), психологическая обработка (зомбирование) членов сект, скрытое воздействие на психику адепта, с помощью которого руководство организации управляет их поведением, - все это наносит ущерб нравственному, психическому, физическому здоровью человека и его личности, обществу, государству. Применение в сектах психотропных средств ставит под угрозу генофонд любой нации.

Психика человека, если он недостаточно осведомлен о ее механизмах и закономерностях, чрезвычайно уязвима для различных методов психологического насилия и психологической эксплуатации. Специалисты считают, что жертвой манипуляторов и их организации может стать любой человек.

Информационный материал Минздравмедпрома России «К докладу о социально- медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» (1996 г.) содержит данные о разрушительном влиянии деструктивных религиозных организаций на адептов и их семьи. В документе подчеркивается, что секты оказывают крайне деструктивное воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (личность), микросоциальном (семья, социальная группа, трудовой коллектив), макросоциальном уровне (все общество). Опасность состоит еще и в том, что у родственников уведенных в секту (их родителей, детей, супругов) нередко возникают длительные стрессовые реакции на развал семьи, на фактическую потерю родных и близких. Здоровье этих людей также стало социальной проблемой. Число разрушенных семей, таким образом, оценивается в десятки тысяч.

По мнению психиатров, в данной проблеме есть особый негативный аспект. Брошенные завербованными в секты родителями дети и подростки обречены на тяжелые психические травмы. Отсюда высокий риск их криминального поведения и психической заболеваемости. Другая сторона проблемы связана с детьми, уведенными в тоталитарные секты или родившимися в условиях «новой жизни». Родина, святость традиций народа, его духовность, родственные связи - все для этих детей становится чуждым, неприемлемым, враждебным. Без доступа к новой информации и иным мнениям такие дети формируются в безропотных слуг авторитетов сект, которые, конечно, не выпускают их из- под своего влияния.

По данным специалистов, сегодня только в РФ в секты вовлечены от 3 до 5 миллионов граждан. Большую половину составляет молодежь от 18 до 20 лет. Чаще всего в секты попадают студенты. В результате около одного миллиона юношей и девушек уже бросили учебу(2).

По заключению ведущих психиатров, представителей научных центров, к числу организаций, деятельность которых сопровождается нанесением серьезного ущерба психическому, физическому, нравственному здоровью человека и его личности, относятся: «Церковь саентологии», «Белое братство», «Богородичный центр», «АУМ Синрике», «Сознание Кришны», «Церковь объединения», «Свидетели Иеговы», «Церковь Христа» и другие(3).

Люди, как правило, присоединяются к культам не в результате разумного решения, а вследствие обмана, которому они подверглись со стороны вербовщиков культа. Этот процесс, называемый «обольщением», соответствует психотехнологии формирования DDD синдрома, который в США принято называть «промыванием мозгов». DDD синдром (diception - dependency - dread – обман, зависимость, страх) состоит в сокрытии действительных целей культа, в первоначальной «бомбардировке любовью», последующей эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинением культу и в страхе как главном инструменте манипулирования, основанном на постоянно поддерживаемом чувстве вины.

Сознание и поддержание членства в деструктивной секте является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать своих адептов, и личной уязвимости потенциального новичка. Уязвимыми чаще всего являются те, кто находится в данный момент в непривычном или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой- то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т.п.), мигранты, беженцы, безработные, то есть те люди, которые испытывают повышенную потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей. Особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, и люди с художественным складом мышления.

Присоединение к культу в большинстве случаев происходит посредством индивидуального контакта со специально подготовленными вербовщиками. Вербовщики, как правило, очень искусны в оценке человека и предпринимают преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, демонстрируя заботу о его благополучии, выражая необычайную осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, показывая острый интерес к его судьбе, что заставляет вербуемого поверить в понимание.

Если вербовщик добился успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контракт. Когда будущие адепты считают готовыми (а это может быть после пятнадцати минут разговора или после нескольких встреч), их могут пригласить присоединиться или посетить группу.

Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного совершенства, может быть приглашен в «духовную дискуссионную группу», в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на «семинар по человеческому потенциалу».

Для наивного или неинформированного человека вербовщики культов кажутся очень озабоченными благополучием тех, с кем они вступают в разговор. Однако их истинное намерение гораздо менее привлекательно – быстро определить, будет ли вербуемый ценным приобретением для группы, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если его считают заслуживающим «вложения», на вербуемого будет обрушен ливень внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. В этот момент первоначальная забота вербовщика перемещается на других вероятных кандидатов. «Чемпионами» по методичности вербовки являются секты «Свидетели Иеговы», которые обходят квартал за кварталом, квартиру за квартирой, иногда по несколько раз, вооружившись подробной информацией, содержащей 86 способов завязывания контакта и вступления в беседу с вербуемыми(4).

Цель обращения в приверженца в деструктивных культах заключается в том, чтобы вербуемый безусловно принял верование, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требуемого на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые культы пытаются совершить полное обращение в течение нескольких дней, другие имеют более смягченный подход и отводят для обработки новообращенных от нескольких недель до месяцев, прежде чем позволить им быть принятыми в группу.

Хотя специфические средства могут варьироваться, существует ряд общих тактических приемов, используемых деструктивными культами, чтобы добиться полного обращения в своих адептов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: