ЛЕКЦИЯ № 3
Дисциплина: Судовождение на ВВП.
Тема: Необходимая информация для обеспечения судовождения на ВВП и методы ее получения.
Вопросы: 1. Информация, получаемая судоводителем при плавании по ВВП.
2. Ориентировка в пути при использовании глазомерного (лоцманского) метода судовождения.
3.Приемы и способы определения расстояния при использовании глазомерного (лоцманского) метода судовождения.
Санкт-Петербург
2015г.
Информация по судовождению и ее значение при плавании по ВВП.
Интегральная и оперативная информация необходимая для обеспечения судовождения на в ВВП.
Информация (от лат. Information – разъяснение, изложение) это первоначальные сведения о чем-либо и передаваемые каким-либо образом.
Под информацией по судовождению понимают сведения о местонахождении судна, характере его движения относительно каких-либо ориентиров и отсчетных плоскостей, о наличии опасных объектов, условий плавания, состоянии внешней среды и др.
Деятельность судоводителя в процессе проводки судна включает:
- сбор необходимой информации по судовождению;
- анализ информации по судовождению;
- принятие решения на основе анализа информации по судовождению;
- выполнение принятых на основе информации по судовождению решений и контроль за их исполнением.
Практика судовождения связана с двумя задачами управления движением. Одна задача связана с анализом движения судна в больших временных и пространственных интервалах. Перемещение судна из одной точки в другую при современных скоростях движения происходит в течение часов или дней. При решении этой задачи интерес представляют интегральные показатели движения, усредненные по времени. Эту задачу и обеспечивает, так называемая, интегральная информация. Часть этой информации хранится в памяти судоводителя. Она представляет собой те знания, которые судоводитель получил в процессе теоретического обучения и практической отработки. Состав и объем этой информации в процессе работы (практической деятельности) судоводителя постоянно увеличивается.
|
Судоводитель на память должен знать характеристику своего судна (длину L, ширину В, осадку Н и высоту надстроек и мачт h), маневренные качества, особенно при воздействии внешних факторов на судно.
Судоводитель хранит в памяти или получает с навигационной карты сведения о пути следования, о конфигурации судового хода, особенностях береговой черты, о габаритных размерах судового хода, направлении и скорости течения, расположений надводных и подводных препятствий и т.п.
Оперативное управление движением требует непрерывной оценки его состояния с последующей корректировкой. Оперативную информацию по судовождению судоводитель получает визуально, наблюдая за окружающей судно акваторией или с помощью навигационных приборов во время плавания.
Оперативная информация по судовождению включает данные о месте судна на судовом ходу, скорости его движения, курсе относительно ориентира, о направлении течения относительно берега, о запасе глубины под днищем, наличии навигационных знаков на их штатных местах, наличие движущихся судов и их характеристик (по огням, УКВ, по РЛС) и т.п.(рис.2.1)
В дневных условиях при хорошей видимости судоводитель, не применяя какие-либо технические средства, может получить большую часть требуемой оперативной информации зрительно и на слух.
|
В темное время суток при полной ночной видимости судоводитель не имеет возможности видеть естественные и искусственные ориентиры, если они не освещены, так же ограничена видимость и плавающих предметов.
В ограниченную видимость судоводитель лишается возможности получения большой части оперативной информации.
Если состав информации по судовождению, получаемой судоводителем с помощью его органов зрения и слуха принять за 100%, то судоводитель визуально может получать днем 89%, ночью 74%, а в ограниченную видимость всего 11%.
По этой причини, плавание в темное время суток считается трудным, а в условиях ограниченной видимости невозможным без применения технических средств судовождения (РЛС, компаса, эхолота, датчиков угловой скорости, УКВ).
3.1.2. Алгоритм процесса управления судном.
Проводка судна по выбранному пути полностью определяется условиями плавания и для каждого конкретного случая применяются свои способы. Несмотря на то, что каждый из этих способов имеет свои отличия, а общим для всех является следующий алгоритм:
- непрерывный контроль за движением судна;
- сравнение заданного режима движения с фактическим;
- осуществление корректирующих действий, в результате которых фактическое и заданное движение судна должно как можно меньше отличаться друг от друга.
Процесс контроля, сравнения и корректуры повторяется непрерывно на всем протяжении движения судна на ВВП.
Этот алгоритм можно представить схематично (рис.3.2)