Интегральная и оперативная информация необходимая для обеспечения судовождения на в ВВП.




ЛЕКЦИЯ № 3

 

 

Дисциплина: Судовождение на ВВП.

Тема: Необходимая информация для обеспечения судовождения на ВВП и методы ее получения.

 

 

Вопросы: 1. Информация, получаемая судоводителем при плавании по ВВП.

2. Ориентировка в пути при использовании глазомерного (лоцманского) метода судовождения.

3.Приемы и способы определения расстояния при использовании глазомерного (лоцманского) метода судовождения.

 

 

Санкт-Петербург

2015г.

 

 

Информация по судовождению и ее значение при плавании по ВВП.

Интегральная и оперативная информация необходимая для обеспечения судовождения на в ВВП.

Информация (от лат. Information – разъяснение, изложение) это первоначальные сведения о чем-либо и передаваемые каким-либо образом.

Под информацией по судовождению понимают сведения о местонахождении судна, характере его движения относительно каких-либо ориентиров и отсчетных плоскостей, о наличии опасных объектов, условий плавания, состоянии внешней среды и др.

Деятельность судоводителя в процессе проводки судна включает:

- сбор необходимой информации по судовождению;

- анализ информации по судовождению;

- принятие решения на основе анализа информации по судовождению;

- выполнение принятых на основе информации по судовождению решений и контроль за их исполнением.

Практика судовождения связана с двумя задачами управления движением. Одна задача связана с анализом движения судна в больших временных и пространственных интервалах. Перемещение судна из одной точки в другую при современных скоростях движения происходит в течение часов или дней. При решении этой задачи интерес представляют интегральные показатели движения, усредненные по времени. Эту задачу и обеспечивает, так называемая, интегральная информация. Часть этой информации хранится в памяти судоводителя. Она представляет собой те знания, которые судоводитель получил в процессе теоретического обучения и практической отработки. Состав и объем этой информации в процессе работы (практической деятельности) судоводителя постоянно увеличивается.

Судоводитель на память должен знать характеристику своего судна (длину L, ширину В, осадку Н и высоту надстроек и мачт h), маневренные качества, особенно при воздействии внешних факторов на судно.

Судоводитель хранит в памяти или получает с навигационной карты сведения о пути следования, о конфигурации судового хода, особенностях береговой черты, о габаритных размерах судового хода, направлении и скорости течения, расположений надводных и подводных препятствий и т.п.

Оперативное управление движением требует непрерывной оценки его состояния с последующей корректировкой. Оперативную информацию по судовождению судоводитель получает визуально, наблюдая за окружающей судно акваторией или с помощью навигационных приборов во время плавания.

Оперативная информация по судовождению включает данные о месте судна на судовом ходу, скорости его движения, курсе относительно ориентира, о направлении течения относительно берега, о запасе глубины под днищем, наличии навигационных знаков на их штатных местах, наличие движущихся судов и их характеристик (по огням, УКВ, по РЛС) и т.п.(рис.2.1)

В дневных условиях при хорошей видимости судоводитель, не применяя какие-либо технические средства, может получить большую часть требуемой оперативной информации зрительно и на слух.

В темное время суток при полной ночной видимости судоводитель не имеет возможности видеть естественные и искусственные ориентиры, если они не освещены, так же ограничена видимость и плавающих предметов.

В ограниченную видимость судоводитель лишается возможности получения большой части оперативной информации.

Если состав информации по судовождению, получаемой судоводителем с помощью его органов зрения и слуха принять за 100%, то судоводитель визуально может получать днем 89%, ночью 74%, а в ограниченную видимость всего 11%.

По этой причини, плавание в темное время суток считается трудным, а в условиях ограниченной видимости невозможным без применения технических средств судовождения (РЛС, компаса, эхолота, датчиков угловой скорости, УКВ).

3.1.2. Алгоритм процесса управления судном.

Проводка судна по выбранному пути полностью определяется условиями плавания и для каждого конкретного случая применяются свои способы. Несмотря на то, что каждый из этих способов имеет свои отличия, а общим для всех является следующий алгоритм:

- непрерывный контроль за движением судна;

- сравнение заданного режима движения с фактическим;

- осуществление корректирующих действий, в результате которых фактическое и заданное движение судна должно как можно меньше отличаться друг от друга.

Процесс контроля, сравнения и корректуры повторяется непрерывно на всем протяжении движения судна на ВВП.

Этот алгоритм можно представить схематично (рис.3.2)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: