- Отличительные особенности и основные теоретические проблемы феминистской теории
Новый всплеск женского движения на Западе в 60-е годы обусловил значительную агитацию за социальные и политические права женщин. Феминистские идеи начали оказывать влияние на научные споры по множеству предметов, в которых ранее преобладали интересы мужчин.
Для начала следует дать определение феминистской теории. Это обобщенная сложная система воззрений на социальную жизнь и человеческий опыт, предусматривающая в качестве отправной точки приоритет женщины.
Феминизм отличается от большинства социологических теорий двумя ключевыми особенностями. Во-первых, это продукт междисциплинарный, в создании которого участвуют не только социологи, но и представители других областей, например, антропологии, биологии, экономики, истории, права, литературы, философии, политологии, психологии и теологии. В ее образовании принимают участие люди, добившиеся известности как писатели, политические деятели, активисты движений в защиту цветных женщин, представители самых разных интеллектуальных обществ из Европы и стран третьего мира.
Во-вторых, социологи феминистского толка преследуют двойную цель – расширить изначальные параметры своей области (в данном случае – социологии), пересматривая ее с учетом совершаемых приверженцами феминистских направлений открытий; и выработать критическое понимание общества, дабы сделать мир более справедливым и гуманным.
Патриция Хилл Коллинз подчеркивает важность приверженности идее справедливости и борьбы с несправедливостью.
Теоретические изыскания феминистов во многом были основаны на квалификационном вопросе: каковы различия среди женщин? Этот вопрос был назван квалификационным, т.к. ответ на него ведет к главному признанию, что незаметность, неравенство и отличие от ролей, выполняемых мужчинами, обусловлены социальным положением женщины – т.е. расой и классом, к которым она принадлежит, возрастом, привязанностями, семейным положением, религиозными верованиями, этнической принадлежностью и местом жительства.
|
Основные теоретические вопросы, которые волновали приверженцев феминизма, привели к революционному перевороту в нашем понимании мира. Они подвели к пониманию того, что знание о мире, которое мы принимали за универсальное и абсолютное, на самом деле всего лишь продукт части общества, располагающей властью, его «господ» - мужчин. Но это знание относительно, если заново посмотреть на мир, учитывая превосходство до сих пор незаметного, непризнанного «дна» - женщин, которые, исполняя роли подчиненного, или «обслуживающего» плана, но являющиеся в то же время необходимыми, способствовали поддержанию и воссозданию общества, в котором мы живем. Это вновь поднимает вопросы обо всем, что, как нам казалось, известно об обществе. Данное открытие и связанные с ним выводы определили значимость современной теории феминизма в социологической теории.
Феминизм разрушает системы общепринятого знания, выявляя их «мужскую» обусловленность, а также гендерную политику, создаваемую и формируемую ими. Однако и сам феминизм, особенно в последнее десятилетие, испытал на себе деконструктивистское воздействие. Первое и наиболее сильное давление оказывают женщины, находящиеся в оппозиции к белым, к людям из привилегированных классов, ко многим известным феминисткам гетеросексуальной ориентации.
|
Второе деконструктивистское воздействие на феминизм оказывает постмодернистская литература, поднимающая вопрос о гендере. Эти аспекты влияют, главным образом, на феминистскую эпистемологию – систему ее притязаний на истину. Рассмотрим основные феминистские направления.
1. Что, по Фрейду играет главную роль в поведении человека? (удовольствие)
2. Что, согласно Фрейду, обнаруживает масса? (масса обнаруживает картину психического регресса).
3. Как рассматривает Фрейд взаимоотношения между индивидуумами в обществе? (каждый индивидуум рассматривает другого только в качестве объекта, позволяющего (или не позволяющего) ему получить удовольствие)
4. Какое свойство культуры выделил в своем произведении «Недовольство культурой» З. Фрейд? (мораль навязывается человеку культурой (обществом), подавляет его естественные влечения, сковывает его личность, что является причиной внутренних психических конфликтов и расстройств)
5. Назовите основные школы неофрейдистского направления в психоанализе. (группа А. Адлера и К. – Г. Юнга, Э. Фромм, преодолевший индивидуализм Ф. и связавший психоанализ с общественными науками, левоэкстремистское направление фрейдизма, пытавшееся связать это учение с марксизмом, но положившее в основу учения об эксплуатации принцип сексуальной репрессивности. К этой школе относятся В. Райх, Г. Рохейм и Г. Маркузе).
6. Назовите основных представителей феноменологического направления в социологии. (А.Щюц, П. Бергер, Н. Лукман)
|
7. В чем состоит суть представлений А. Щюца об интерсубъективности мира? (Суть этих представлений состоит в том, что позиции, взгляды на социальные реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни).
8. Что представляет собой у Щюца «когнитивный стиль»? (Каждая из конечных областей значений представляет собой совокупность данных опыта, демонстрирующих определенный «когнитивный стиль»)
9. Из скольки элементов складывается когнитивный стиль? (Когнитивный стиль складывается, по Щюцу, из шести элементов: (1) особенная форма активности; (2) специфическое отношение к проблеме существования объектов опыта; (3) напряженность отношения к жизни; (4) особое переживание времени; (5) специфика личностной определенности действующего индивида; (6) особая форма социальности).
10. Как называется теория, созданная Бергером и Лукманом? В чем ее суть? (Теория «легитимизации», развиваемая этими американскими учеными, исходит из того, что внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды».)
11. Что выступает предметом социологии знания, согласно Бергеру и Лукману? (По мнению Бергера и Лукмана предметом социологии знания является взаимосвязь человеческого мышления и социального контекста, в рамках которого он возникает).
12. Какие направления германской мысли выступили непосредственными интеллектуальными предшественниками социологии знания? (Авторы отмечают, что эта проблема не нова и уходит корнями во времена античности, однако непосредственными интеллектуальными предшественниками социологии знания являются три направления германской мысли 19-го столетия – марксизм, ницшеанство и историцизм)
13. На основе чего была создана современная конфликтологическая теория в социологии? (Теории социального конфликта создавались на основе критики структурного функционализма).
14. Кто стоял у истоков современной теории конфликта? (Ч. Миллс – американский социолог).
15. Какие идеи в творчестве Миллса были отражены наиболее ярко? (В творчестве Миллса наиболее ярко отражены идеи властвующей элиты и роли интеллектуалов в обществе)
16. Кто, согласно Миллсу, способен противостоять господству элит в обществе? (Единственной группой, способной противостоять господству элит и возродить «великую американскую общественность» времен Т. Джефферсона, Миллс признает интеллектуалов (и прежде всего социогуманитарную интеллигенцию) в силу их особого места в культуре общества).
17. Что, согласно Р. Дарендорфу лежит в основе конфликтов? А кто выступает источником конфликтов? (в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек, а поскольку одно перераспределение власти выдвигает на очередь другое, социальные конфликты имманентно присущи любому обществу).
18. Назовите наиболее распространенные формы разрешения конфликта, по Дарендорфу. (переговоры, посредничество (наиболее мягкая и весьма эффективная с его т.з. форма участия третьей стороны), арбитраж и обязательный арбитраж (который находится на границе между регулированием и подавлением конфликта)).
19. Что, согласно Л. Козеру, является механизмом, поддерживающим равновесие внутригрупповой структуры? (Частичное участие в массе конфликтных ситуаций, по мнению Козера, является механизмом, поддерживающим равновесие внутригрупповой структуры).
20. Какой вывод делает Козер в конце своего знаменитого произведения «Функции социального конфликта»? ( Он приходит к заключению, что дело не в конфликте как таковом, а в характере самой социальной структуры и социальной системы).
21. В чем заключается принципиальное отличие постмодернизма от модернистского социального мышления? (Постмодернистское мышление склоняется к релятивизму, иррационализму и нигилизму).
22. Кто положил начало постмодернистскому взгляду на мир? (Начало тому положили Ницше и Фуко).