Современный учитель в современной школе




Введение

 

Проблема профессионального самоопределения долгое время и достаточно интенсивно исследуется в социологии, педагогике, в психологии труда и в возрастной психологии, а также в возникшей на их стыке самостоятельной науке акмеологии, изучающей закономерности психического развития личности в период ее расцвета (акме), зрелости, в том числе процесс профессионального роста и совершенствования, восхождения к профессионализму.

Наиболее существенным для проблемы самоопределения в профессии учителя является анализ того, как в рамках данных наук решается вопрос о сущности процесса профессионального самоопределения, его временных границах и соотношении с личностным самоопределением учителя.

Профессиональное самоопределение долгое время рассматривалось в контексте двух проблем: проблемы выбора молодым человеком своей профессии, а также проблемы профессионального становления личности В последние десятилетия ХХ века появился ряд работ, посвященных непосредственно проблеме профессионального самоопределения. Несмотря на достаточно детальную ее разработку в психолого-педагогической науке, существует большой разброс мнений о сущности и содержании процесса профессионального самоопределения. Большинство исследований направлено на изучение различных аспектов выбора старшеклассниками профессии и организации профориентационной работы с учащимися.

Анализ исследований показывает, что в них, как правило, дефиниции «профессиональное самоопределение» и «выбор профессии» отождествляются, а процесс профессионального самоопределения рассматривается как выбор профессии из нескольких возможных вариантов и как узко направленный процесс, ориентированный на соотнесение своих возможностей с требованиями профессии, а также на развитие профессионально необходимых качеств.


Составить аннотацию научной статьи по проблеме профессионального самоопределения

 

Алексеев Н.А., Гусельникова О.В., Молокова В.П. Методика изучения профессиональных ориентаций. - Тюмень: ТГКППТ, 2000. - 84 с.

Важную роль в жизни человека имеет выбор профессии. По подсчётам специалистов, правильный выбор специальности (профессии) в 2 - 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5 - 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Отрицательные последствия неадекватного выбора затрагивают как самого человека, так и общество в целом.

Любой выбор специальности (профессии) можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности человека совпадают с требованиями специальности (профессии).

Несмотря на имеющиеся в арсенале профконсультанта методики, не прекращается поиск валидных и наиболее надежных методов диагностики профессиональной направленности и ориентированности учащихся. Предлагаемая методика изучения профессиональных ориентаций (МИПО) дает возможность изучить склонности человека к различным сторонам профессиональной деятельности, оценить степень соответствия и готовности человека к осуществлению предпочитаемого типа профессиональной деятельности.

Определяясь в выборе той или иной специальности (профессии), человек ищет такую профессиональную деятельность, которая бы позволила ему упражнять свои навыки и способности, выражать свои установки и убеждения, решать волнующие его проблемы. Существует шесть «сфер» профессиональной деятельности, в которых действует человек:

социальная (С)

эстетика и искусство (И)

умственная (У)

мобильная (М)

производственная (П)

планово-экономическая (Э).

Привлекательность «сферы» деятельности и реализация себя в ней связана с различными сторонами (элементами) профессиональной деятельности. Среди них выделяют:

личность (Л)

объект (О)

условия (У)

задачи (З)

процесс организации (П)

На основе выделенных «сфер» и структурных элементов профессиональной деятельности человека авторами была разработана анкета для изучения профессиональных ориентаций и бланк ответов.

Современный учитель в современной школе

 

Профессия учителя - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, о том, что учитель должен быть оптимистом и т.д.

Попробуем нарисовать портрет современного учителя, работающего в современной школе.

сентября 2010 года в России начали действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, второго поколения.

Основное отличие новых стандартов в том, что обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет.

В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». На это и направлены новые стандарты.

Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов - женщины - 1 миллион 99 тысяч. Примерно шестая часть из педагогов - 213 тысяч - пенсионного возраста.

Пока у молодёжи учительская профессия остается малопопулярной и непрестижной - у учителей небольшие зарплаты и очень сложная работа. Но кто-то все-таки работает в школах. Требования к образованию меняются, меняются и учителя. Кто они - современные учителя?

По-моему, одно из главных качеств современного учителя - желание не потерять ощущение радости от работы и от жизни в целом. Даже неудачи после тщательного анализа должны стать для учителя источником мобилизации всех его знаний, опыта и последующей за этим победы.

Это очень важно для современного учителя, работающего в школе XXI века - в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно- исследовательской деятельности.

Сегодня перед учителем стоит непростая задача - создать условия для развития творческих способностей учеников, развивать у них стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать себя, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Роль учителя - «стоять не над учеником, а рядом», показывать ему: «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сегодня надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».

Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Ведь учитель:

это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет: ведь только большой багаж знаний дает право учить других.

Учитель сегодняшнего дня - это человек преданный своему делу и своим ученикам.

Современный учитель - это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется - писатель, певец.

Цель учителя - не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.

Учитель должен быть всегда настроен на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь; всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации; всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;

Учитель никогда: не должен быть равнодушным к состоянию, поступкам и высказываниям детей; не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим; не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, в результате таких уроков возрастает эффективность самостоятельной работы учащихся, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из учеников свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а должен понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.

На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.

Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, так как только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. То есть он должен быть хорошим психологом.

Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. У учителя должен быть большой словарный запас. Он должен быть добрым и иметь чувство юмора. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.

Учитель должен быть современным интеллигентным человеком, должен уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч.

Учитель должен осознавать, что его труд - работа на отдаленное будущее.

Он должен экспериментировать, быть в поиске. Дети, в отличие от взрослых, умеют прощать ошибки

Быть современным учителем трудно - но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.


План внеклассного профориентационного занятия

 

Профориентационный проект: «Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат»

Класс: 9 (11)

Время работы: два месяца

Цели:

· популяризация рабочих профессий;

· анализ регионального компонента трудовых вакансий;

· социально-трудовая адаптация школьников.

Задачи:

· расширение знаний обучающихся о рабочих профессиях;

· воспитание личности, умеющей ставить перед собой достижимые цели;

· развивать умение выбирать оптимальный путь самореализации.

Реализация проекта

Запуск проекта

На занятиях по курсу «Технология», девятиклассники познакомились с такими понятиями, как «рынок труда», «профессиональные вакансии», «престижные и непрестижные профессии». Возникает необходимость проведения социально-значимого проекта, актуального и важного для города, для учащихся.

Выбор проблемы

Основной круг проблем:

острая нехватка рабочих кадров;

кризис, угрожающий промышленным предприятиям города;

непрестижность рабочих профессий.

Проблема проекта - «Непрестижность рабочих профессий. Нехватка рабочих кадров».

Главная цель проекта - популяризация рабочих профессий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: