Меры предупреждения профессионального выгорания




 

Существуют и позитивные методы, которые позволяют сгладить или вообще избежать выгорания - без отчуждения и конфликтов.

В первую очередь можно использовать богатый арсенал психотерапии и всевозможных психотренингов, которым владеют профессионалы-психологи и игротехники. На крупных предприятиях должны регулярно проводятся подобные мероприятия, которые обостряют внимание, повышают работоспособность, способствуют сближению сотрудников. Чаще всего используются ролевые игры, деловые игры, тренинг толерантности (терпимости к раздражающим факторам), ситуативный тренинг.

Обучение остается, пожалуй, самым эффективным средством избежать выгорания. Человека стимулирует и нацеливает на успех в работе даже не столько приобретение новых знаний и освоение технологий, сколько «преодоление себя». Поэтому очень важно почувствовать этот переход на новый уровень, освоение промежуточных ступеней, особенно если на память о «преодолении» остается какой-то символ: свидетельство, диплом, награда, сувенир. Обычно участие в тренингах, выездных семинарах, курсах повышения квалификации становится сильным стимулом для преодоления рутины и выгорания. Кроме того, эти мероприятия сглаживают так называемую «профессиональную деформацию личности» (когда юрист в каждом собеседнике помимо воли видит потенциального правонарушителя, психиатр - скрытого психопата, а учитель - нерадивого ученика).

Еще один стимул - конструктивная оценка. Взрослые, как и дети, нуждаются в том, чтобы их работу кто-то оценил. На предприятиях для этого используется целая технология «ассесмента» персонала. Там учитывается личностный потенциал, возможности для той или иной деятельности, аттестуются объективные результаты труда и субъективные отзывы коллег, руководства, а главное - клиентов.

Другой способ избежать выгорания - новизна. Смена деятельности, введение технических новшеств, обновление программы, перемена места жительства и работы может оказаться весьма продуктивным средством. В крупных организациях существует традиция «ротации персонала», особенно актуальная для менеджеров. Они регулярно переходят на руководство другими отделами, нередко в филиалы других городов. Это позволяет избежать стагнации.

Объединение обучения, оценки и обновления достигается на выездных мероприятиях. И короткая поездка на конференцию, публикация печатной работы могут дать большой эффект в борьбе с выгоранием.

Снизить монотонность помогает обогащение работы и создание сверхзадачи. Что такое сверхзадача, хорошо иллюстрирует притча о трех строителях, один из которых «тащил проклятую тачку», другой «зарабатывал хлеб для семьи», а третий «строил прекрасный храм».

Качественное управление организацией невозможно без распределения заданий с учетом индивидуальных склонностей работников. Одни нуждаются в строгом контроле, другие требуют большой свободы и не терпят надзора. Некоторые люди предпочитают разнообразную работу, других пугают непривычные задания.

Для профилактики профессионального выгорания целесообразны следующие меры:

. Использование «технических перерывов» - это необходимо для психического и физического благополучия.

. Освоение путей управления стрессом, обучение приемов саморегуляции в стрессовых ситуациях (системы личностного роста и саморазвития фактически направлены на то, чтобы сделать человека более устойчивым к стрессовым ситуациям, научить его находить быстро эффективные выходы в экстремальных и сложных ситуациях).

. Повышение квалификации, создание условий для профессионального развития и самосовершенствования. Одним из эффективных способов профилактики профессионального выгорания является обмен информацией с представителями других служб (читай систем, техник, конфесий, социумов и т.д.), что дает более широкое ощущение и понимание мира (системы личностного роста предполагают развитие не только в профессиональном плане, но развитие личности в целом, развивая кругозор, а также развитие человека как личности и индивидуальное личностное самовосприятие и самоуважение).

. Сокращение ненужной конкуренции в коллективе, особенно среди сотрудников, непосредственно работающих в команде (с точки зрения систем личностного роста, избавление от чувства собственной важности и понимание того, что все люди равны и нет никого лучше кого либо или хуже кого либо).

. Поддерживать хорошую физическую форму сотрудников. Это значит придерживаться правил здорового отдыха и сбалансированного питания, заниматься физическими упражнениями, не злоупотреблять алкоголем и другими энергетическими стимуляторами.

. Кроме того, в целях направленной профилактики эмоционального выгорания, каждый должен рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой. Проще относиться к конфликтам на работе и в быту. Не пытаться быть лучшим всегда и во всем (освобождение от чувства собственной важности; ваша цель должна быть только вашей, а не как факт доказательства вашего превосходства над кем либо).

. Очень важно то, что для большей эффективности необходимо чтобы увлечения и занятия вне работы носили системный характер. Системность дает чувство стабильности и уверенности, именно это помогает преодолеть стресс.

Рекомендации по профилактике профессионального выгорания:

. Самое очевидное и важное - никогда не забывайте об отдыхе! Звучит банально, но это факт. И именно к этому факту мы часто относимся с пренебрежением. Любому много и хорошо работающему человеку знакомы эти мысли: «еще пару часиков поработаю, а спать лягу попозже», «в качестве перерыва я лучше разберу рабочий стол», «какой отпуск, когда у меня столько дел!».

Так и накапливаются стресс, напряжение и усталость. Именно поэтому все восстановительные процедуры лучше всего начать с отпуска. Причем провести его нужно по полной программе: он должен длиться минимум две недели и включать в себя смену местности, вкусную еду, различные достопримечательности, море и солнце. Солнце, кстати, очень важно для здоровья. Вы наверняка замечали, как ухудшается ваше состояние в течение осени и зимы? Это все связано с недостатком солнца - даже сильному и здоровому организму без него плохо, что уж говорить об истощенном.

В общем, постарайтесь отправиться в отпуск. Даже если нет возможности уехать в другую страну к морю, попробуйте пикники на природе, прогулки в лесу, катание на лыжах или посещение спа-салонов с подругами - выберите подходящий для вас отдых.

. Перемены в рабочей обстановке. Даже если вы съездили в полноценный и насыщенный впечатлениями отпуск, возвращение на приевшееся рабочее место может стать дополнительным стрессовым фактором. Чтобы этого не произошло, попробуйте его обновить. Наиболее простым способом внести изменение будет предложение поменяться местами с коллегой. Если коллега не соглашается, попробуйте найти новое место для своих стола и стула - передвиньте их или просто разверните.

Наведите чистоту: вытрите пыль, выкиньте мусор, избавьтесь от старых бумаг и ненужных предметов. Оставшиеся вещи разложите по местам, расставьте папки. После наведения порядка попробуйте придать индивидуальность своему рабочему месту: разложите на столе милые сердцу предметы и фотографии, добавьте пару ярких пятен, оживите пространство комнатным растением. Здесь вступает в силу очень простой принцип - сделайте окружающую вас обстановку приятной глазу, и вам сразу же захочется ходить на работу.

. Пойдите учиться. К сожалению, одним разнообразием в обстановке профессиональное выгорание не устранишь - необходимо разнообразие в работе. Внести нотку новизны поможет повышение уровня образование. Помимо борьбы с профессиональным выгоранием, вы параллельно достигните другой цели - улучшения своей квалификации. Подумайте, в каком направлении вы хотели бы развиваться? Каких знаний и навыков вам не хватает?

Если вам сложно определиться, почитайте резюме специалистов, работающих в вашей сфере, посетите ярмарки, посвященные обучению взрослых, зайдите на сайты образовательных учреждений. Например, всегда можно улучшить знание английского языка, а посещение подобных курсов придаст вам необходимый заряд энергии. Таким образом, вы отдохнете обучаясь, а заодно и познакомитесь с новыми людьми.

. Внесите интерес и разнообразие в свою внерабочую жизнь. Во-первых, займитесь спортом. Ученые доказали, что спорт, благодаря выработке «гормонов счастья», способствует повышению настроения и снижению уровня стресса. Вся прелесть состоит в том, что в современном мире к вашим услугам оказываются десятки различных видов физической активности: всевозможные варианты йоги, танцев, единоборств и аэробик, гимнастика, плавание, бег, велосипед, лыжи, ролики и многое другое.

Вы можете выбрать для себя абсолютно любой - достаточно лишь найти время в своем расписании и выкроить пару часов в неделю на спорт. Попробуйте немного изменить свой образ жизни в сторону здорового - это повышает устойчивость организма к стрессовым факторам.

Во-вторых, найдите хобби. Занятие чем-то, что вам интересно и не имеет никакого отношения к работе, будет для вас очень полезным - вы осознаете тот факт, что работа - это не единственный смысл в жизни, отвлечетесь от нее и попросту отдохнете, получив удовольствие. Для достижения большего эффекта попробуйте найти единомышленников, записавшись в клуб по интересам - вам будет сложнее бросить занятие и веселее в процессе.

. Делегируйте полномочия. Разделение труда было придумано еще пещерным человеком. И это правильно, ведь один человек не в состоянии выполнять абсолютно все функции и принимать абсолютно все решения. Тут не то, что до выгорания - до гроба можно доработаться. Поэтому очень важно и полезно бывает делегировать свои права и обязанности.

Для того чтобы ваша работа была максимально эффективной, нельзя забывать о ряде правил, с учетом которых должны передаваться полномочия. Во-первых, полномочия вы всегда передаете не какому-то конкретному человеку, а должности, которую он занимает. Во-вторых, делегируемых прав и обязанностей должно быть достаточно для достижения ожидаемых результатов.

В-третьих, желательно, чтобы все подчиненные отчитывались одному начальнику, а не нескольким. В-четвертых, решения, входящие в компетенцию отдельных руководителей, должны ими и приниматься, а не направляться «вверх». В-пятых, начальник несет ответственность за руководство подчиненными, а подчиненные - за то, что они делают. Эти простые на первый взгляд правила делегирования полномочий способны существенно облегчить вам жизнь. И никакие отговорки типа «я сделаю это лучше» или «я им не доверяю» не принимаются!

. Совершенствуйте навыки общения. Главный фактор риска профессионального выгорания - много общения с большим количеством людей. Если коммуникационные навыки у вас «хромают», то их необходимо подтянуть. Очень много отрицательных переживаний возникает из-за неумения человека говорить «нет». Как правило, люди, которые никому не отказывают, не могут определиться с приоритетами - им кажется важным абсолютно все. И практически все переживают из-за того, что на них обидятся из-за отказа.

Но, как говорится, вы же не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться! Поэтому смиритесь с тем, что кто-то будет расстроен, а кто-то обижен из-за вашего «нет». Делите все поступающие вам просьбы на те, которые необходимо удовлетворить, можно удовлетворить, можно отложить и нужно отказать. И смело говорите «нет».

Иногда из-за этого (и из-за много чего еще) могут случаться конфликты. Учитесь правильно на них реагировать: некоторых конфликтов избежать нельзя, в них нужно вступать и отстаивать свою точку зрения. От некоторых можно уйти, а в каких-то можно придти к компромиссу или даже обоюдовыгодному решению. В общем, повышайте свою конфликтную компетентность.

. Используйте личностный рост. Ухаживать надо не только за своим телом, но и за своей душой. Рост должен быть не только профессиональным, но и личностным. Психологи описывают ряд качеств, наличие которых существенно снижает вероятность возникновения синдрома профессионального выгорания.

К ним относятся уверенность в себе и своих способностях, высокая самооценка, способность подстраиваться под напряженные условия труда, стрессоустойчивость, успешный опыт преодоления стресса, открытость, общительность, самостоятельность, высокая мобильность, позитивное мышление, оптимизм. Вы можете потихоньку развивать в себе эти качества - так же, как качаете мышцы в спортзале. Например, тренируйте оптимизм следующим способом: в каждой возникшей с вами ситуации стремитесь найти хотя бы три плюса - пусть даже самых абсурдных.

. Поговорите с руководителем. Если вам кажется, что, несмотря на все предпринятые вами действия, идти на работу по-прежнему не хочется, а усталость и апатия поглотили вас полностью - может быть, настал черед честного и открытого разговора с начальником. Опытный руководитель уже давно заметил то, что в последнее время вы стали хуже работать, а ваше настроение не повышается выше среднего уровня. Попробуйте направить ваш разговор в направлении того, что нынешнее положение дел не приносит пользы ни вам, ни компании.

Опишите ему то, от чего вы устали, что утомляет вас и раздражает. Предложите варианты выхода из ситуации, например, изменение должностной инструкции или перевод на другую должность. Грамотный руководитель, скорее всего, оценит вашу инициативу, честность и стремление приносить пользу организации. В его интересах пойти вам навстречу и найти все возможности для проявления ваших способностей и талантов, а также внести свой вклад в работу компании.

. Сменить работу. Самое радикальное и в то же время действенное средство от профессионального выгорания. Нет старой работы - нет старых проблем. Разумеется, решиться на столь кардинальную перемену не так-то просто. Но этот вариант может быть вашим последним выходом, если ваш начальник неадекватен, ваша нынешняя компания вас абсолютно не устраивает и вы не видите перспектив карьерного роста в ней или вы просто очень сильно устали.


Заключение

 

Профессиональное выгорание - это частный случай профессиональной деформации. Синдром профессионального выгорания связан с продолжительным воздействием стрессообразующих факторов средней интенсивности, связанных с профессиональной деятельностью. По сути, профессиональное выгорание - это длинный хронический стресс.

Профессиональное выгорание характеризуется возникновением чувства безразличия к работе, коллегам (даже если раньше они были вам вполне симпатичны) и вообще ко всему происходящему. Человек теряет уверенность в себе, начинает обвинять себя в отсутствии знаний, опыта, компетентности и профессионализма.

К явным причинам профессионального выгорания относятся монотонность работы фактор срочности высокая умственная нагрузка тесное взаимодействие с людьми напряженность и конфликты в коллективе нехватка условий для самовыражения подавление инициативы работа без возможности дальнейшего продвижения

К скрытым причинам профессионального выгорания - плохая самоорганизация (неумение планировать время приводит к переутомлению) трудоголизм, отсутствие мотивации (нет целей и мечты) перфекционизм (хочется сделать все идеально, но ход работы замедляется и получается маленькая отдача, и в результате быстрое истощение) неэкологичность деятельности (обман коллег, клиентов, родных о работе, самого себя) невыполнение жизненного призвания.

Синдром профессионального выгорания сопровождается и физическими симптомами. Поскольку отрицательные эмоции постоянно накапливаются, это может привести к истощению эмоционально-энергетических ресурсов организма. Истощение выражается в повышенной утомляемости, постоянной усталости, нарушениях сна (бессоннице), раздражительности, головных болях, ухудшении слуха и зрения (которое на первый взгляд может показаться беспричинным).

профессиональный выгорание психологический стресс


Список литературы

 

1. Багрий М.А. Сравнительный анализ проявлений профессионального стресса у врачей разных специализаций // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2005. №1. С.71.

2. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания // Трудный пациент. 2009. № 12. С.10-13.

. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания». - М.: Педагогика, 2005. - 527с.

. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб: Речь, 2004. - 272с.

. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб: Питер, 1999. - 105с.

. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 2003. - 154с.

. Боровикова С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. - М.: Просвещение, 2004. - 151с.

. Винокур В.А. Клинико-психологические характеристики синдрома профессионального «выгорания» у врачей // Врачебные ведомости. 2004. № 1. С. 73-75.

. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб: Питер, 2005. - 421с.

. Дмитриева М.А. Профессиональное долголетие // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Под ред. В.А. Бодрова. - М.: Логос, 2007. - С. 416-422.

. Ларенцова Л.И. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей: психологические аспекты. - М.: Мед-книга, 2009. - 142с.

. Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стаматологов // Клиническая стоматология. 2003. №4. С.82-86.

. Ларенцова Л.И., Максимовский Ю.М., Соколова Ю.Д. Синдром «эмоционального выгорания» у врачей стоматологов // Новая стоматология. 2002. № 2. С.97-99.

. Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? - Ростов-н/Д: Феникс, 2005. - 299с.

. Моцкин Ю.В. Психологические основы профилактики перенапряжения. - СПБ: Алетейя, 2006 - 263с.

. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб: Речь, 2002. - 256с.

. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 221с.

. Осухова Н.Г. Сгоревшие на работе // Здоровье. 2003. № 9. С. 22-24.

. Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление. - СПб: Речь, 2008. - 144с.

. Рогозинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. № 2. С.95- 98.

. Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания // Медицинская газета. 2005. №43 (8 июня). С.21-22.

. Самоукина Н.В. Управление персоналом: российский опыт. - СПб: Питер, 2003. - 235с.

. Сидоров П.И. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. 2005. № 43. 8 июня. С. 14 -17.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: