6 сентября 2006 г. в Астане по итогам переговоров Фонд устойчивого развития "Казына" подписал меморандум о сотрудничестве с германской ThyssenKrupp, специализирующейся в производстве и продаже стали, технологий, оборудования и услуг. Компания ТиссенКрупп является мировым лидером в производстве и продаже стали, технологий, оборудования и услуг с годовым оборотом более 45 млрд. евро.
ThyssenKrupp намерена поставлять в РК продукцию и оборудование, а также закупать здесь экспортные товары и создавать совместные предприятия. По сообщению пресс-службы "Казыны", в ходе переговоров были обсуждены вопросы сотрудничества в сфере производства в республике нержавеющей и легированной стали, плавучих буровых установок добычи нефти и газа, улучшения железнодорожной инфраструктуры, повышения КПД электростанций, расширения нефтехимического производства и другие перспективы совместной деятельности. Как рассказал на брифинге после подписания меморандума глава ФУР "Казына" Кайрат Келимбетов, участники переговоров отметили "богатую сырьевую базу, большой производственный опыт, возрастающее внутреннее потребление и возможность организации в РК производства с низкой себестоимостью".
В свою очередь член правления ThyssenKrupp Эдвин Айхлер предложил на первом этапе входа компании на казахстанский рынок стальной продукции организовать сервисно-дистрибьюционный центр, "целями которого будут: поставка готовой продукции, оценка спроса на продукцию в регионе, рассмотрение целесообразности организации производства в РК". Интерес к участию в организации подобного центра проявила, по информации ФУР "Казына", Евразийская промышленная ассоциация (ЕПА). В свою очередь ЕПА предложила фонду и германскому инвестору рассмотреть возможность совместной реализации проектов по организации в РК производства металлизированных окатышей мощностью 200-300 тыс. тонн в год и универсального сталелитейного производства. Общий объем инвестиций может составить от $100 млн до 500 млн.
|
Sat & Co планирует организовать совместно с ThyssenKrupp производство среднесортного проката в Алматы мощностью 200 тысяч тонн в год, стоимостью около $58 млн. Фонд "Казына" рассмотрит возможность софинансирования данного проекта.
Стороны обсудили возможность создания СП "Магистраль" по производству комплектующих для железнодорожных путей, в рамках которого "детально проанализировать потребности рынка на ближайшие 5 лет и определить точный ассортимент производимой продукции и производственную мощность завода". В данном проекте ThyssenKrupp готова предоставить "новейшие технологии от производства клемм до "эпсилон"-шпал и рельс", а также "обучить местных специалистов в данной области и поставлять оборудование".
В ближайшее время казахстанские специалисты в области развития железнодорожной инфраструктуры посетят Германию с целью проведения дальнейших переговоров и ознакомления с деятельностью заводов ThyssenKrupp. Компания предложила свои услуги по "технической оценке состояния электростанций, модернизации существующих мощностей и строительству "под ключ" новых станций".
Достигнута договоренность о реализации пилотного проекта на базе предприятия "Караганда Жылы", на котором будут внедрены технологии ThyssenKrupp: По результатам данного проекта будут рассматриваться пути дальнейшего сотрудничества компаний в данной области.
|
Кроме того, в ходе переговоров с немецкими инвесторами обсуждены вопросы создания СП по производству и обработке металлических конструкций (шпунтованных стенок) в Актау, мобильных буровых установок в СКО, выпуску стальных металлоконструкций в объеме до 20 000 тонн в год, строительству завода по производству полиэтилена и полипропилена на станции Карабатан производительностью 800 тыс. тонн в год и 400 тыс. тонн в год соответственно, другие проекты в химической и нефтехимической отраслях РК.
В целом предполагается, что в ближайшие три года инвестиции ТиссенКрупп в производство в Казахстане составят 60 млн. евро, а годовой оборот компании в Казахстане увеличится до 200 млн. евро. В среднесрочной перспективе годовой оборот ТиссенКрупп в Казахстане достигнет 500 млн. евро.
Вопросы расширения и укрепления сотрудничества Республики Казахстан с Китайским банком развития (КБР) обсуждались 18 сентября 2006 г. на встрече премьер-министра РК Даниала Ахметова с президентом КБР Ченъ Юанем.
Сегодня КБР финансирует один масштабный проект в Казахстане - строительство Мойнакской ГЭС. Вместе с тем, как отметил глава правительства, Казахстан начинает реализацию масштабных проектов, в которых Китайский банк развития мог бы принять участие. В частности, речь идет о строительстве электростанции в Экибастузе и линии электропередачи до Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, строительстве металлургического завода в Павлодаре, а также автодороги от Западного Казахстана до Кызылорды и далее до станции Хоргос протяженностью 1029 км.
|
Учитывая перспективы сотрудничества, существует целесообразность открытия в Казахстане представительства Китайского банка развития. В свою очередь президент КБР Чень Юань отметил, что у его страны также есть предложения по работе на территории Казахстана. В качестве примера он назвал строительство Международного центра торговли на станции Хоргос. Кроме того, Китай заинтересован в поставках казахстанского зерна.
Можно выразить уверенность, что сотрудничество КБР с Казахстаном в ближайшее время станет более активным и эффективным.
Инвестиции АБР, ЕБРР
На сегодня АБР представил Казахстану 12 займов на сумму более чем $500 млн. для реализации девяти инвестиционных проектов. Среди них наиболее крупные - в области транспорта и аграрном секторе. Потенциальными сферами взаимоотношений были названы также энергетика, финансы и торговля.
8 декабря 2006 г. премьер-министр РК Даниал Ахметов принял представителей Азиатского банка развития (АБР). Темой обсуждения стал вопрос об участии АБР в процессе реализации закона Республики Казахстан "О концессиях" и, в частности, о перспективах применения механизма государственного и частного партнерства в Казахстане.
Премьер-министр отметил, что позитивный опыт сотрудничества с банком позволит проработать наиболее эффективные формы реализации проектов в рамках закона РК "О концессии". Среди значимых крупных проектов было названо строительство автодороги Западная Европа - Западный Китай. По словам главы правительства, АБР мог бы стать интегратором этого проекта.
Совместно с банком прорабатываются вопросы сотрудничества в рамках применения механизма государственно-частного партнерства, а также реализации проекта по строительству автодороги Западная Европа - Западный Китай.
В 2007 году Европейский банк реконструкции и развития профинансирует в Казахстане проекты на 700 млн. евро, в том числе 80% инвестиций будет направлено в частный сектор. Среди проектов, которые будут финансироваться ЕБРР, в частности, расширение морского порта Актау.
За все время работы в Казахстане ЕБРР профинансировал более 80 инвестиционных проектов. В настоящее время 73% инвестиций направлено на финансирование частного сектора, 23% - займы правительству и государственным предприятиям. Основная доля инвестиций ЕБРР в Казахстане приходится на банковский сектор, транспорт, связь, коммуникации.