Гранты – средство финансирования проектов.




Отметим, что проекты развития школ требуют существенных материальных затрат. Они требуются на проектирование на оборудование кабинетов, на покупку учебников, методических пособий. В настоящее время широко применяются конкурсы. В качестве награды выдаются гранты. Так широкое распространение в 2006 году получили гранты по 1 млн. рублей, которые выдавались лучшим школам. В Удмуртии их получили 30 школ, одновременно гранты выдавались лучшим учителям. Они составляли 100 тысяч рублей.

Гранты – это единовременное денежное пособие, выдаваемое ученому или учебному, научно-исследовательскому учреждению для проведения исследований по определенной проблеме, для финансирования инновационного проекта, изобретения, издания книг и т.д.

Приведем несколько примеров. Федеральное агентство образования и науки ежегодно объявляет конкурс проектов развития «Лучшие школы России» под гранты от 100 тысяч рублей по десяти номинациям (школа педагогического роста, школа современных образовательных технологий, школа с этнокультурным компонентом, школа здоровья и т.д.)

С 1994 года Российский гуманитарный научный фонд проводит конкурсы на получение финансовой поддержки в виде грантов за социальные проекты в самых разных областях, в том числе в педагогике.

Фонд «Евразия», основанный в 1993 году на средства Агентства США. За первые три года фонд предоставил 1700 грантов.

Холдинг «Базовый элемент» (президент О.Дерибаска) объявил конкурс 100 классных проектов социально-гражданских инициатив. Объем грантового фонда 10 млн. рублей.

Фонды создавались такими спонсорами как Дж. Сорос, М.Ходарковский и т.д.

Спонсор сам разрабатывает форму и состав нормативных документов, которые необходимо подать на конкурс и в конечном итоге на грант. Спонсор оговаривает под что выдается грант: только на создание проекта или же под реализацию проекта.

Создание новшества (проекта) требует высокого уровня креативности педагогических и управленческих кадров. За это и выдается грант. Однако, реализация проекта связана с изменениями и коррективами, что требует немалых усилий (по сути инновационной деятельности).

Грант может быть не денежный, а статусный. Например, получение почетного звания «Школа года», «Лидер образования России», «Федеральная экспериментальная площадка».

Грант может выделяться в виде вещественных эквивалентов: компьютерный класс, ксероксы, принтеры, ризограф, командировка в другой город или зарубеж для повышения квалификации. Эквивалентом гранта под проекты могут стать дополнительные ставки психолога, социального педагога, заместителя директора по научно-методическому обеспечению проекта развития.

Если школа развивается, но средств для этого не хватает, то она просит в управлении средства на реализацию проекта. Управление рецензирует проект у экспертов и в случае одобрения, объявляет школу с будущего года муниципальной или региональной экспериментальной площадкой, т.е. берет на себя обязательства по созданию условий для реализации проекта, запрашивает средства в Думе с учетом составленной сметы.

Ошибки, допускаемые в проектах развития.

1. Чрезмерно обобщенный и чрезмерно объемный характер описания.

2. Отсутствие инновационных идей.

Если создается инновация для школы, но общеизвестная, то необходимо показать, в чем состоит новизна для конкретной школы.

3. Неполнота состава проекта. Структура проекта была показана выше.

4. Отсутствие целостности. Целостность обеспечивается наличием взаимосвязей между частями проекта. Например, между целью, задачами и предполагаемыми результатами.

5. Отсутствие нормативно-правовой обеспеченности проекта. Для спонсоров важны разрешительные документы, касающиеся проекта.

6. Невовлеченность учителей и учащихся в реализацию проекта.

Итак, мы рассмотрели такую важную функцию управления как проектирование развитием школы. Мы рассмотрели требования, которые предъявляются к проектированию. Изучили виды проектов. Возможности грантовой поддержки проектов развития. На современном этапе каждая школа разрабатывает программы развития.

Литература

1. Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов. – М.: Педагогическое общество России. 2005. – 192 с.

Создание проекта

Для того, чтобы начать проектирование необходимо иметь четкое представление о том, что представляет собой проект, какие существуют проекты, каково их предназначение. Об этих и других вопросах речь шла в предыдущей теме (на прошлом занятии). Далее предстоит проблема выбора темы проекта.

В случае, когда выбран проект социально-гражданских инициатив его структура отмечает М.Поташник может быть достаточно произвольной. В нем должны быть указаны цель, основные идей и материальное обеспечение проекта. Важно так же придерживаться требований, которые выдвигает организатор конкурса.

Для того, чтобы проект был конкурентноспособным, необходимо чтобы он отличался научностью (основывался на научных фактах и возможностью экспериментальной проверки), оригинальностью (новизной), практической значимостью (решал насущные практические задачи), реализмом (осуществим на практике).

Для определения структуры проекта в случае, когда она не предложена грантодателем следует изучить множество проектов. Они позволят выбрать оптимальный вариант для данного проекта. На основании анализа различных проектов нами предлагается следующая структура. Ее можно рассматривать в качестве распространенного примера.

Для группового выбора темы следует провести мозговой штурм, в ходе которого подвергнуть анализу наиболее значимые проблемы с учетом места и времени. Для начала мы представляем образцы уже реализованных и апробированных проектов с анализом содержания, например: «Создание студенческого научного общества»… Эти примеры служат отправной точкой для выбора актуальных проблем, а впоследствии и темы.

1. Обоснование проекта. В нем необходимо привести аргументы, факты, примеры, которые бы доказывали необходимость создания и реализации проекта. Следует выделить противоречия, которые существуют в данной области. Рассматриваемый компонент является общим для всех научных-экспериментальных разработок. В нем показывается актуальность проекта. Она должна быть краткой, конкретной, убедительной. Этому способствует глубокое осознание автором проблемы, и необходимости ее решения. Проект будет выступать научным средством решения проблемы. Для начала необходимо обосновать проект. В обосновании проекта необходимо четко сформулировать его название. Как и в научно-исследовательской работе, важно определить проблему, которую будут решать проектировщики. Она так же вытекает из актуальности рассматриваемой и изучаемой действительности. В обосновании должна быть выражена позиция разработчика.

2. Цель и задачи проекта. Цель представляет конечные результаты, которые будут достигнуты при воплощении проекта в жизнь. Задачи – это микроцели, а в совокупности они представляют цель проекта. Важно, чтобы цель и задачи были конкретными и достижимыми. Для их определения следует руководствоваться общим названием и проблемой. Осознание конечных результатов обеспечит постановку целей и задач. Для постановки цели и задач необходимо изучить проблему, которая будет решаться в проекте. Анализ проблемы с использованием научных источников может вывести разработчиков проекта на пути ее решения в общем виде. Они могут быть представлены как задачи.

3. Заявление проектной гипотезы.

Гипотеза – это научное предположение, истинность которого необходимо доказать. Основными характеристиками гипотезы являются диагностичность и прогностичность. Прогноз – это предвидение результатов деятельности на основе анализа используемого теоретического и практических условий реализации. Конечные результаты могут быть представлены в виде разработок, технологий, а так же личностных новообразований. Поэтому гипотезе должен предшествовать список знаний, умений, владений и, как следствие, компетенций, которые приобретут объекты реализации проекта.

Гипотеза требует определения конкретных диагностик, которые будут использоваться для выявления компетенций. Диагностики так же прописываются в проекте. Полностью их представлять не целесообразно. Достаточно указать название, автора и дать описание, на выявление каких характеристик они направлены. Данный блок относится к научно-исследовательской составляющей проекта.

4. Этапы реализации проекта. Они относятся к технологической составляющей проекта. Обычно выделяют 3 этапа реализации проекта. На I этапе происходит сбор эмпирических материалов, разработка проекта. На II этапе осуществляется защита проекта или его экспертиза. На III этапе – внедрение разработки и подведение результатов проектирования. В данной части следует указать сроки создания и внедрения, основные направления работы. Описание этапов является своего рода кратким планом реализации проекта, который служит ориентиром в работе и средством контроля.

Конкретизация этапов, развернутое описание всей научной и практической деятельности расписывается в программе.

5. Программа, как часть проекта. Иногда совокупность положений, рекомендаций, планов, документов называют программой. Мы придерживаемся позиции А.Адамского, который считает понятие проекта шире и рассматривает программу как план работы. Структура программы может быть графической. В ней отмечаются направления работы, мероприятия, сроки, ответственные и отметка о выполнении. Программа представляет собой общий план действий. На ее основании разрабатывается оперативный план.

6. Механизмы реализации проекта. Для того, чтобы реализовать проект на практике необходимы определенные условия, которые бы способствовали успешному, эффективному внедрению. На основании системного подхода проект рассматривается как система, как объект, требующие внедрения в среду, организацию, группу и т.д. Что может повысить качество внедрения? К наиболее распространенным механизмам реализации относятся стабильное финансирование проекта, если найдены источники, Целенаправленное управление внедрением проекта с разработанными механизмами планирования, организации, руководства и контроля – повысит эффективность внедрения, равно как и теория внедрения педагогической инновации. Естественно, что механизмы требуют конкретизации и установления причинно-следственных связей с содержанием проекта.

7. Конечные результаты. Они прогнозируются на основании выдвигаемых проблем и задач, которые необходимо решить в процессе реализации проекта. Предполагаемые результаты могут быть прописаны в гипотезе проекта и определены с помощью методик исследования, представлены в виде разработок, объектов и т.д. они должны быть полными конкретными.

8. Смета. Для социальных проектов основные расходы предполагаются на оформление (ватман, краски, фломастеры), полиграфическую продукцию (календарики, листовки, брошюрки), призы участникам (канцелярские принадлежности, сладкие призы) и т.д. Как правило эти расходы планируются на несколько мероприятий, а не на весь период действия проекта, что вызывает нарекания со стороны экспертов. В смете указывается наименование товара или услуги, цена за 1 штуку, количество предметов, которые необходимо купить и стоимость данного вида товаров.

Таблица 1. Образец сметы.

Наименование товара, услуги Цена за 1 шт. (руб) Кол-во (шт) Стоимость (руб)
1. Проезд автобусом      
2. Аренда помещения (20 кв.м.) 16000 руб/мес 1 мес.  
  Общая стоимость      

9. Список литературы.

Данный раздел проекта включает в себя все использованные при разработке документа и при ее реализации библиографические источники, которые оформляются в соответствии с обще принятыми требованиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: