В статье анализируются результаты опроса первокурсников по поводу личного их отношении к системе проверки знаний методом тестирования, подразумевающими выбор ответа из некоторого числа предложенных («да-нет тесты»).
Идея провести такой опрос пришла автору статьи в связи с тем, что в последние годы резко упало качество знаний первокурсников: значительная часть из них не умеет ни читать, ни строить предложения на английском языке. При анализе школьных учебников, системы упражнений, содержащихся в них, и систем контроля знаний автор пришел к выводу, что одной из причин создавшейся ситуации являются «да-нет тесты», применяемые для контролирования знаний и умений учащихся, и выполняемые ими упражнения на подстановку или подбор ответа из числа предлагаемых («да-нет упражнения»).
Такая система контроля и обучения крайне неэффективна, и более того часто приводит к совершенно противоположным результатам. Неэффективность таких тестов и упражнений была подтверждена автором статьи экспериментально, результаты эксперимента даны в статье Заволокина А. И. настоящего сборника – «Целесообразность применения «да-нет упражнений» для обучения иностранному языку и «да-нет тестов» для контроля знаний и умений».
Опрос был проведен среди студентов РГРТА анонимно и в письменной форме. Студенты давали ответы на следующие вопросы:
1) Сдавали ли когда-либо такие тесты в школе, на олимпиадах, при поступлении в ВУЗ и т.п.? По каким предметам?
2) Опишите процесс выполнения таких тестов или упражнений вами. Как вы поступаете когда не знаете материал вообще или не знаете ответ на поставленный вопрос? Оставляете ли в этом случае вопрос без ответа?
|
3) Насколько объективную и справедливую оценку дают вашим знаниям такие тесты?
4) Были ли случаи, когда вы или кто-нибудь из вашего класса сдавали тесты в школе "на авось"? Часто ли это было и насколько успешно?
Ответы давались в произвольной форме и предельно честно. Всего в таком опросе принимало участие 27 первокурсников.
На первый вопрос 15 студентов однозначно ответили, что «да-нет тесты» применялись по английскому языку в школе, 27 подчеркнули, что они применялись для контроля знаний по фундаментальным предметам если не в школе, то на экзаменах или олимпиадах.
При ответе на второй вопрос почти все студенты написали, что они сначала просматривают все задания и потом приступают к выполнению. Двое заявили, что сначала выполняют те задания, которые могут дать больше баллов или трудные, а затем – оставшиеся. 25 опрашиваемых сначала выполняют легкие или те, на которые знают ответ. Что касается того момента, как студенты поступали при незнании ответа на поставленные вопросы, то почти все пытались списать их у соседа или ставили варианты "наобум", только один из всех ответил, что пытается найти хоть какую-то закономерность в ответах. Но все опрошенные ответили, что они никогда не оставляли и не оставляют вопросы тестов без ответов (даже если они не знают материал).
На третий вопрос только двое студентов оценили объективность «да-нет тесты» на 100 %. Еще четверо мотивировали положительное к ним отношение тем, что их просто легче сдавать, потому что всегда есть вероятность угадывания и надежда даже на получение хорошей оценки, но объективность называют в 70-80%. Трое относятся к применению тестов безразлично или нейтрально, указывая на то, что в них есть и плюсы и минусы. Остальные дали им разной степени негативную оценку:; пятеро высказали отрицательное отношение к ним, обосновывая это тем, что это для некоторых возможность поступить в ВУЗ даже не имея знаний, что явно несправедливо; один студент назвал такие тесты лотереей; пятеро назвали сдачу тестов простой удачей; один посетовал на то, что часто в тесты включают задания не по программе; один опрашиваемый написал, что тесты абсолютно не развивают. В целом при ответе на этот вопрос несправедливыми и необъективными (полностью или частично) назвали тесты 25 опрашиваемых.
|
Четвертый вопрос дал достаточно интересную информацию для размышления. Только семеро не смогли припомнить случаев необдуманного выбора ответа «наобум», остальные пользовались этим постоянно по отношению ко всему тесту или только по отношению к оставшимся вопросам. Один студент привел пример того, как он занял 2-е место в олимпиаде (правда не по английскому языку), причем значительное большинство ответов выбирались им наобум. Один привел пример сдачи теста полностью наобум с результатом 84 балла из 100 возможных.
Результаты опроса в целом говорят о том, что к применению «да-нет тестов» подавляющее большинство учащихся относится отрицательно и с недоверием, считая их необъективными и несправедливыми.