Критерии анализа сочинения




Реакция на предложение написать сочинение является важным штрихом к образу подопечного принятие предложения с первого раза или категорический отказ могут свидетельствовать либо с доверительном отношении к психологу, либо об отсутствии его и наличии психологических «барьеров» Сомнения относительно умения писать, проявление страха: «А никому не покажете?», настойчивы! вопросы о содержании сочинения, скорее всего, говорят о повышенной тревожности и неуверенносп подопечного.

Перевод разговора на другую тему, согласие написать сочинение и не принести; принести, но с трудои и оговорками отдать — все это может быть примером доминирования защитных механизмов формального отношения к заданию или же отсутствия доверия к психологу.

Как правило, консультируемый не представляет подлинного значения задания. Так или иначе, смыс повествования легко может увязнуть в технике письма, а техника изложения даже простой мысли у наши «среднестатистических» подопечных существенно ограничена. Во всяком случае, на вопрос: «Когда bi писали что-либо еще в подобном жанре?» — наиболее вероятен ответ: «Давно» или «Никогда». Тем н менее, как показывает практика, подобного рода задача становится зачастую началом пути к себ(открытием себя и своего ребенка, первым шагом преодоления имеющихся проблем.

Отношение может быть нейтральнымзаинтересован в решении моей проблемы, правда, г понимаю, при чем здесь сочинение, но раз надо, напишу); формальным (напишу, чтобы отстали ответственным (это очень важно для оказания мне помощи, поэтому буду стараться). Информативны является наличие черновиков. Как правило, черновики свидетельствуют о желании родителя выполнт задание как можно лучше, тем более при отсутствии опыта написания родительского сочинени Черновики, наброски — свидетельство аккуратного, неформального отношения к заданию. Безусловн наличие черновых вариантов может являться и показателем тревожности родителя, и в то же вред стремлением взрослого скрыть истинную картину, создать некий положительный образ родителя. Чаи всего, черновики крайне редко попадают в руки психолога. Однако черновик может оказать существенным подспорьем не только для диагностики, но и для терапии (это тема другого практикума).

Однако вполне типичным и диагностичным для консультирования является комментарий по пово, написания сочинения родителем.

Иногда комментарий (а он, как правило, звучит во время передачи родительского «творени консультанту) может свидетельствовать о формальном отношении к заданию: «Это все, что я см написать, не было больше времени писать, лучше я так расскажу», и т.д. При ответственном отношен может звучать следующее: «Я старалась, но не знаю, что у меня получилось»; «Оказалось, что сдела это было очень сложно», «Мне кажется, я могу писать о своем ребенке очень много, ничего интереснее жизни не писала, потому и трудно» и т.д.

%


• Однако судить по одной фразе родителя о его отношении к заданию или к своему ребенку не стоит. Психологу предстоит мастерски подойти к анализу всех обстоятельств, учитывая, что все категории родительского отношения в условиях психологической консультации являются пластичными и многосто­ронне опосредствованными. Вообще, идеальная консультация представляется ситуацией совместной продуктивной деятельности всех заинтересованных сторон по поводу ребенка. В зависимости от множества обстоятельств и содержание, и форма организации этой деятельности могут быть различны. Как для ребенка, так и для родителя и самого консультанта участие в консультации должно становиться источником развития. Именно в становлении новых форм отношений в подавляющем числе случаев находится общий выход из сложившихся кризисных ситуаций. В этом случае консультирование не может быть для его участников из ряда вон выходящим событием, но непременно «вписанным» в общую структуру его бытия. Соответственно сочинение есть одна из наиболее известных, знакомых и за счет своего речематериализованного характера доступных для них форм самосознания, чтобы воспользоваться ею в данном случае как средством.

Объем сочинения — первое, что бросается в глаза психологу и является лишь одним из дополнитель­ных показателей отношения родителя к заданию. Как правило, считается, что малый объем может свидетельствовать о формальном отношении к сочинительтву, о нежелании говорить о своих переживаниях и проблемах, о неготовности сотрудничать с психологом. Однако не всегда дело обстоит именно так. Иногда в нескольких строках скрывается до- статочно глубокий смысл, подтекст одной фразы маскирует сущность взаимоотношений, а каждое слово взвешено автором сочинения с особой тщательностью.

Чаще всего такие_ сочинения метафоричны, и задача психолога — не ориентироваться на объем сочинения, а постичь его суть, которая выражает особое отношение к ребенку (какое — предстоит узнать психологу) и определяется метафорой, которая характеризует языковую, культурную, профессиональную норму данного родителя, метафорой, которая является знаком установления особого рода отношений (взаимодействия, общения, игры) с консультантом.

Напротив, хотя большой объем сочинения мог бы свидетельствовать о вполне ответственном отноше­нии к заданию, тем не менее есть ряд обстоятельств, которые заставляют нас с осторожностью делать такого рода выводы. Так, например, сочинения родителей, воспевающих свою собственную систему воспитания, как правило, не соответствуют теме задания. Во многих случаях имеет место маскировка истинных аргументов тех или иных родительских действий в отношении детей велеречивыми и многоярусными мотивировками. В результате психолог может попросту утонуть в нарциссическом словесном потоке, с трудом отыскивая истину.

При анализе главной темы необходимо обратить внимание прежде всего, насколько точно отражает и близко принимает автор сочинения заданную тему. Литературный и «сочинительский» статусы главной темы существенно похожи в своем раскрытии различных произведений. Главная тема может демонстра­тивно и настойчиво, с особым дидактизмом возвращать к обозначенному тезису, например о правильном воспитании, что характерно для сочинений-«моралите» (Сочинения такого типа встречаются довольнс часто, ярко демонстрируя феномен социальной желательности. По содержанию они поразительно «мудры» и «правилосообразны», если иметь в виду абстрактную житейскую норму, жестко разделяя на «это — хорошо, а это — плохо». Расхожие морально-нравственные штампы, «энтимемная», с явно выпущенными связками и переходами логика, морализирование на предопределенном тематическом пространстве («добре и зло», «отцы и дети», «любовь и верность», «долг и совесть» и др.), сведение к внешнему оценивании: («нравится — не нравится», «положено так относиться и так поступать»), жесткая категоричность («только так, а не иначе»), нравоучительность («если бы все родители так поступали») —- все это вполне укладывается в синкретический этап развития понятий, по А.С. Выготскому). Иногда тема может быть неявной: в сочинении появляется лейтмотив тревоги родителя, и центр повествования смещается в сторон)


• »

от заданной темы. Главная тема может быть скрытой — родитель пишет на предложенную тему, которая является лишь поводом для сочинения, своеобразной проекцией волнующей проблемы.

Самое основное для консультанта — это то, что больше всего волнует подопечного, то, чему он посвящает свой рассказ, то, к чему, независимо от предложенной темы, он всякий раз в своем сочинении возвращается: поведение ребенка, его болезни, учебная деятельность, вредные привычки, страхи, взаимоотношения с окружающими, свои проблемы, в частности супружеские, и т.д. Умение «читать» главную тему даже в подтексте поможет наиболее точно выявить порой неосознанно маскируемые консультируемым подлинные мотивы обращения к психологу.

Читателя-психолога должно также интересовать, кто является главным героем и второстепенными действующими лицами, какова их авторская оценка (прямая и косвенная, нейтральная, позитивная, отрицательная, амбивалентная). Родитель (без оценки взрослый мир не существует) может оценивать: деятельность и поведение ребенка или другого лица (ничего не хочет делать; совсем отбился от рук; плохо себя ведет; не подчиняется взрослым; разговаривает на уроках; не хочет мыть посуду; грубит), личностные особенности (вообще-то он у меня ласковый; хватает самое дурное; ленивый, любит много спать; добрый); достижения — неудачи (раньше учился плохо, сейчас стал стараться; ему никогда не удавалось письмо; он и раньше не любил читать; она у меня отличница, умница); его взаимоотношения с другими людьми (не умеет

устанавливать контакт со взрослыми; у него много друзей; дерется С малышами; боится взрослых, замкнутый; у нас никогда не было теплых отношений; грубит бабушке).

В сочинениях также можно встретить описание, внешних и физических данных (маленькая, хрупкая излишне полный; светловолосая, кудрявая), формально-биографические сведения (родился в таком-тс году, в таком-то городе и т.д.).

Основное правило интерпретации сочинений в целом и их отдельных тем, деталей, моментов ^ элементов таково: здесь ничто не имеет абсолютного знака и может быть рассмотрено только в контексп всей родительской проблемной ситуации в целом.

Автор сочинения неосознанно следует лучшим традициям литературного творчества: хочет он того ил! нет, образ, который он создает (образ ребенка, образ мужа, свой образ и т.д.), всегда окрашен личныл отношением к нему самого автора. И в каждом образе можно увидеть особую позицию автор: (нравственную, родительскую, профессиональную, общечеловеческую). Даже то, как называет он свои: героев повествования, свидетельствует об этой позиции. Имя (или прозвище) является (или не является своеобразным прототипом любого героя. Имя, даваемое родителями, становится определенным знаком знаком вхождения в этот мир, средством фиксации отношений внутри семьи, отношений между близким] людьми. В равной степени имя может быть предопределено внешними тенденциями: модой, выборог старшего поколения, доминирующим этническим или каким-либо другим случайным контекстом.

Тем не менее зафиксируем несколько примечательных закономерностей именования в сочиненшо Выбор полного или уменьшительного имени ребенка в значительной степени определяется культуро семьи, сложившимися традициями, образованием, особенностью внутрисемейных отношений, возрастом полом ребенка и родителей, количеством детей и взрослых в семье. Следует иметь в виду, чт употребление имени в сочинении не всегда может отражать реальную картину «называния» ребенка семье. Очень часто таинство именования тщательно скрывается от взора постороннего. В некоторы семьях либо не принято показывать окружающим любовь к своему ребенку, либо, наоборот, гипертроф!-рованная демонстрация родительских чувств является постоянным атрибутом общения с ребенком присутствии посторонних, что иногда (только иногда) свидетельствует о некоторой иллюзорное! добропорядочных отношений. При анализе родительских сочинений можно наблюдать следующ* тенденции: употребление родителями преимущественно либо полных имен, либо уменынительж ласкательных, либо семейных прозвищ, либо нейтральных словосочетаний типа «мой ребенок», «мс сын», «моя дочь», местоимений «она» и «он».

ч


Любое произведение живет композицией, движением; динамикой, трансформацией образа и др. Сюжет является, на наш взгляд, важным элементом композиции и представляет собой не простое случайное сочетание, а систему событий, составляющих поступки героя/ Безусловно, речь идет не о привычном для нас школьном сочинении, где обязательны вступление, основная часть и заключение, и не о литературном произведении, где сюжет подчиняется 'законам литературоведения, и автор демонстрирует свое мастерство в прологе, экспозиции, завязке, кульминации, развязке и т.д. Сочинению нашего подопечного, как правило, далеко до образца литературного произведения, и зачастую оно представляет собой сбивчивый письменный рассказ обо всем (или ни о чем). Задача психолога — перевести данное «творение» в рассказ с сюжетом, позволяющим выявить причинно-следственные связи (все это требует дополнительной беседы после анализа сочинения).

Особое мастерство психолога состоит в умении выделить линию развития действующих лиц, учитывая психологическое время и психологическое пространство каждого героя и автора. Здесь-то и обнаруживает­ся в своей максимальной открытости подтекст повествования. Подвижность формы и содержания сочинения типична настолько, что просто невозможно представить ее иначе, нежели спонтанность. Поток письменной речи, рассматриваемый нами в данном задании как раскрытие своей системы ориентиров в отношении ребенка и всех обстоятельств, причастных к его развитию, по сути является поиском наилучшей формы в одном случае, а содержания — в другом. Письменный диалог - вот что такое родительское сочинение, причем второй стороной, отвечающей, выступает не только консультант, но и сам родитель. Подтекст неявно адресован себе, но в ' силу причудливого сочетания новизны задачи, откровенности и социальной желательности повествования пока потенциально «зависает» между родителем и консультантом как социально приемлемая форма исповедальное™. «Заметь меня» — говорит в общем случае подтекст родительского сочинения. Конечно, не всегда родительское сочинение можно однозначно отнести к той или иной жанровой форме, но при раскрытии основных его психологических характеристик мы исходим из максимально полной выраженности его признаков.

Время при анализе сюжета адресует внимательного читателя к определению замысла повествования: с прошлом, настоящем или будущем героев пойдет речь. На первый взгляд, все очень просто: автор пишет о настоящем — значит прошлое его не интересует, автор пишет о прошлом — значит оно является для него значимым. В сочинении присутствуют все три времени — автор является образцом для психологиче­ского консультирования.

Сожаление о том, что прошлое уходит безвозвратно, что ребенок быстро растет, может свидетельство­вать не только о симбиотических отношениях или же о серьезных проблемах в настоящем, но может являться доказательством динамики родительской позиции. А формирование родительской позиции не происходит сразу же С первого дня появления на свет "ребенка — оно начинается еще там, в собственнс родительском детстве, и претерпевает существенные изменения на протяжении всей нашей жизни: от мысли о зачатии, от первого крика нашего ребенка до самого последнего нашего вздоха. Сожаление с необратимости прошлого ребенка есть одновременно сожаление о нереализованных родительских обязательствах (не так играли, не те игрушки покупали, были загружены работой, мало общались и т.д.). Нежелание говорить о проблемах прошлого может являться защитной реакцией подопечного, оберегающе­го себя от болезненных воспоминаний или же не допускающего постороннего в свой мир.

Постоянное сравнение настоящего с прошлым может быть окрашено в разные оттенки: либо грусти, либо радости; либо горечи (жаль, что ребенок быстро вырос; вижу, как он растет и радуюсь тому, чте происходят серьезные изменения в его жизни; горько от того, что не смогу вернуть его к прежнее жизни). Причины неудачного настоящего могут крыться в себе самом, либо в окружающих людях,' либо е обстоятельствах, либо в главном «виновнике», по мнению родителя, проблемы (как правило, в ребенке).

Надежда на перемены в будущем, наличие перспектив в жизни своей и близких людей вполне могут свидетельствовать об осознании своих неудач, о стремлении что-то изменить в себе и в обстоятельствах. Конечно, бывают случаи, когда сочинение пронизано фатализмом, предопределенностью свыше, например.

f


когда родитель считает, «что ничего в жизни своей и своего ребенка изменить нельзя», «что такой уж он уродился», «мне не везло всю- жизнь и ему не везет» и т.д.

И конечно же, интрига сочинения или значимые конфликты наряду с отмеченными характеристиками также позволяют понять основные проблемы подопечного. Что наиболее всего и чаще всего волнует его?Значимыми могут быть конфликты с близкими людьмимужем, женой, родителями, детьми, коллегами по работе, одноклассниками; конфликт с самим собойнедовольство собственным поведением, внешностью, речью, позицией в коллективе и т.д.; «конфликт» с окружающим миром — не устраивает политика государства, раздражает погода, расстраивает материальное положение, выматывают бытовые условия и т.д..:» Иногда (как правило, при формальном отношении к заданию) в сочинении нет ни одного указания на конфликт, либо последний тщательно маскируется. Психологу придется приложить максимум усилий для того, чтобы попытаться «прочитать» значимый конфликт подопечного. Демонстра­тивная «презентация» конфликта, сожалеющее открытие его, предоставление косвенных свидетельств, намек на источники конфликта, иносказательное описание, «рефлексивное» его сокрытие и др. — таков ряд форм сочинения, требующий в каждом из конкретных эпизодов консультирования своей ■ особой психологической культуры.

Наличие «самодиагноза» — атрибут не каждого сочинения. В данном случае под самодиагнозом мы понимаем «диагноз», выносимый самому себе. Однако достаточно часто «диагноз» ставится друга» действующим лицам (а именно — вся вина за проблему переносится на плечи другого). Как правило «самодиагноз» присутствует в сочинении с исповедальным характером и звучит следующим образом Чувствую, что что-то делаю не так, но не могу остановиться, наверное, я плохой; Это, наверное, мо, вина; Думаю, что в первую очередь надо мне заняться собой и т.д. Здесь же можно говорить о наличи] динамики, предполагающей изменение позиции по отношению к проблеме, ребенку, близкому человеку m ходу сочинения. Иными словами, в динамическом повествовании происходит постепенное осознани проблемы, развертывание ориентировки в сокрытых до сего момента от родительского ока обстоятельст вах. Отметим, что масштабная и последовательная рефлексия автора в ходе сочинительства нередк приводит к вынесению самодиагноза.

В сочинениях-моралите часто можно встретить «диагноз», выносимый другим героям воспитательно ситуации: Вся проблема в том, что он плохой отец; Она сама виновата; Все недоразумения возникают и за ребенка и т.д.

Здесь же отмечаются и особенности типа семейного воспитания, который определяется по целому ря; совокупных консультативных характеристик: по тому, как родитель привел ребенка в консультацию, к; ведет себя с ним в присутствии психолога, как проходит совместная деятельность, какие данные бы. получены в результате опроса семьи, в ходе клинической беседы. И конечно же, особый образ родите, вырисовывается в сочинении. Сочинение позволяет психологу прояснить для себя, открыть доминирующ и страдательные позиции в данной конкретной воспитательной ситуации: онхороший, мыплох! онплохой, а мы все для него делаем; все было хорошо, но непонятно откуда появились проблемы, стараюсь, а другие члены семьи действуют неправильно и т.д.

В основе жанрового и стилистического своеобразия сочинений лежат, как правило: утраченный оп написания, страх перед сочинительством, отсутствие языковых средств. Зачастую родители просто знают, как написать сочинение, поэтому пытаются выполнить задание в меру своих возможностей, нахс самый простой вариант (краткий пересказ жизни ребенка). Психологу необходимо руководствоваться желанием поиграть в «разгадки» (Вы пишите, что хотите, а я пытаюсь проинтерпретировать), а здрав смыслом любого задания, предлагаемого подопечному. Поэтому, когда вводится инструкция к сочинен! необходимо позаботиться о достаточно четкой и определенной ориентировке для родителей, орфография или стиль, не мысли о воспитании вообще, а ваше личное отношение к предмету изложе: является подлинной целью сочинения. Другое дело, если задание объяснено, контакт с родите установлен, а результат, увы, далек от желаемого. Что делать! Культура письменной речи являе


знаком общей культуры человека, поэтому до нее еще требуется дойти. Тем не менее рациональному началу, представленному в консультации сочинением, нет иной альтернативы, а психологический потенциал его необыкновенно высок, чтобы не использовать его систематично.

В консультативной практике чаще всего встречаются следующие жанры сочинений: биография, жизнеописание, моралите, исповедь и позерство.

«Биография» отличается сжатым, сухим канцелярским изложением биографических данных, часто с указанием дат, мест и формальных обстоятельств событий. В сочинении такого типа нередко преобладав! телеграфный стиль (простые предложения, отсутствие эпитетов, сравнений, нарочитый уход оп интерпретаций и т.д.). Сочинения-биографии встречаются редко; чаще всего можно встретить сочинения-жизнеописания.

. Пример «биографии» (сочинение мамы на тему «Мой ребенок»). Родился в 1986 году, 20 мая, в г С. Родился в срок. Развивался нормально. Голову держал в три недели или в четыре. Ползать стал рано где-то в шесть месяцев. Пошел, правда, поздно, в год. Разговаривать стал поздно, где-то в один год ] шесть месяцев. Отдали в садик с 3 лет. В саду привык быстро, там детки, он общался. В первый клао пошел в 7 лет. Учится без троек. Не скажу, что испытываю затруднения в его воспитании.

«Жизнеописание» '(жанровая форма, наиболее часто встречающаяся в консультативной практике представляет собой пересказ жизни: своей, мужа, ребенка и т.д. Как правило, читатель сталкивается повествованием, в котором перечисляются основные события жизни начиная с момента рождения заканчивая настоящим днем. В сочинении родитель эмоционально оценивает действия, поведение ребенке его успехи и неудачи, как правило, не рассуждая о причинах и следствиях сложившейся ситуации, пише о своем отношении к ребенку, о любви, принятии — непринятии каких-либо его качеств. Лично отношение автора вплетено в ткань повествования, он охотно готов комментировать позднее любы пункты сочинения.

Пример /. Сочинение мамы мальчика 9-ти лет. Виталий — сын от второго брака. Еще есть де дочери, старше него. Родился в 1986 году. Как в детстве, так и сейчас очень домашний мальчик. Вс время дома, читает книги, учит уроки, мне помогает. Очень любит ходить на улицу или когда к на заходят незнакомые люди. В школе учится хорошо, учительницы его хвалят. У него есть друг Сережа, о к нам в гости часто ходит. Отношения с сестрами нормальные. Иногда с отцом в шахматы играет, t вообще он очень тихий и хороший мальчик.

Пример 2. Сочинение мамы девочки 9-ти лет. Моя Таня хорошая и послушная девочка. Очег усидчивая, но немного застенчивая. Если что на уроках не поняла, никогда не подойдет к учительниц Но ведет себя всегда примерно, если что, всегда поможет по хозяйству. Всегда меня слушается. Уч! английский язык, хочет быть переводчицей. Очень способная девочка. Всегда была такой покладисто всегда уступит сестре, поможет ей. К ней и подружки часто приходят, то уроки вместе делают, то i кукол что-то шьют. Очень не любит, когда дома скандалят. Сразу хмурой становится, если что — ера: плачет. Еще с незнакомыми людьми не любит общаться, особенно мужчин боится. А так оче] воспитанная и прилежная девочка.

Автор сочинения по типу «моралите», как правило, уповает на нормы, которым необходимо следова всем; призывает к четкому разграничению, что такое «хорошо» и что такое «плохо», претендует признание его системы воспитания, системы жизни, системы отношений и т.д.

Пример 3. Сочинение папы мальчика 9-ти лет. Мой сын, Виталий, родился в 1986 году. Сейч учится в 3-м классе.

Он очень уравновешенный мальчик, но иногда бывает расстроен или недоволен — это плохо. Ну вс чересчур он домашний. Ведь пацан, должен быть -как огонь, а он — все б игры ему поспокойнее, думаю, что мальчики должны быть поактивнее, иначе потом будет тряпкой. Он у нас очень редко гуля>


да и то с нами, а сам не ходит, боится чего-то. Его даже на лето в лагерь'не отправляем, переживаем з него, да он и сам не хочет. Это, конечно же, плохо. Парень не должен ничего бояться. Он умньи мальчик, по математике сильный. Плохо, что друзей мало, но с другой стороны, я считаю, что долже] быть один, но настоящий. Ну вот, вроде бы все описал.

«Исповедь» представляет собой, по-видимому, наиболее развитую жанровую форму родительског сочинения.

Я не просто хочу поделиться своими переживаниями, я хочу поделиться своими ошибками, я пиш> пытаясь найти причину своих неудач в себе самом, пишу, размышляя о возможных путях преодолени сложившейся ситуации.

Таков подлинный подтекст исповеди.

Пример 4. Сочинение мамы мальчика 9-ти лет.

Сын родился в 1987 году. Все были очень рады. Все для Миши, что Миша не пожелает — вс исполняли. Отец в нем души не чаял. Баловали его все. Наверное, в этом наша беда. Если бы н баловали, может быть, не было бы сейчас серьезных проблем. Он рос и развивался быстрее, чем ег одногодки. Вообще, он довольно крупный мальчик. В садик он не ходил: я с ним была, а потом — бабушка. Из дома — сразу в школу. В школе вначале' учиться очень нравилось, а потом интерес пропав но дома сам иногда занимается, с желанием, читать только не любит. Интерес пропал, наверное, по мое: вине — слишком часто заставляла читать. Теперь-то я понимаю — этого делать было нельзя. Сейча пытаюсь придумывать всякие поводы для совместного чтения.

Наше воспитание привело к тому, что он стал ужасным эгоистом, а когда появилась сестра, он ста врать, ревновать. Стал хитрить. Если его наказываем, он бежит к бабушке, жалуется. Она ругается, и mi потом с мужем ругаемся. В общем, в последнее время обстановка в доме накалилась. Так в принцип бывает всегда, когда нет единой линии в воспитании и когда ребенку все дозволено. Конечно, появлением сестренки ситуация обострилась, а все потому, что мы его не подготовили к ее появленик Поэтому сейчас он пытается привлечь к себе внимание разными способами. В общем, основная наш проблема — это эгоизм Миши, его хитрость, вранье и ревность к сестре. У Миши есть друзья, они нам приходят в гости. Учителя в школе иногда жалуются, учится без желания, много болтает, поведение в общем, не самое лучшее. Но будем надеяться, что повзрослеет, поумнеет. Хотя все теперь зависи только от нас.

Жанровая форма сочинения по типу «позерство'» встречается достаточно редко и, как правиле отличается витиеватостью, нарочитой мудреностью изложения, обилием выразительных языковых средсп насыщенностью размышлений об общем, о вечном, о сущности, о бытии. Такие сочинения полш самолюбования, ребенок, как правило, является лишь поводом для рассуждений.

Пример 5. Сочинение мамы подростка 16-ти лет.

Я считаю, что моему ребенку необходимо пройти работу с психологом, поскольку сейчас он готовите к поступлению в медицинский институт. Я думаю, он будет хорошим хирургом. Хирург, думается, одн из благородных профессий. Были ли когда-нибудь у меня проблемы с моим сыном? Мир так устроен, чт без противоречий невозможно. Но даже если когда-то у меня будут проблемы с ребенком, то все он будут разрешены каждым из нас самостоятельно. Психолог нам нужен как источник информации.. Чтоб) понять, что еще из знаний о человеке необходимо почерпнуть моему сыну. Школа не в состоянии дат этих знаний. А то, что способны разъяснить о людях мы, его родители, скорее всего, будет либо слишко: гуманным, либо слишком циничным. Будучи оба работниками умственного труда (я и его теперешни отчим), мы считаем необходимым, чтобы наш сын вырастал в творческой обстановке, в плюрализм мнений. Ибо только так можно стать настоящей личностью в наше непростое время.


<

Выше уже говорилось о том, что при анализе сочинения для нас важно обозначить образ родителя, его позицию, уровень, владения средствами ориентировки во времени и пространстве, способность к рефлексии. Предлагаемые ниже образы не являются единственным мерилом состояния подопечного, это лишь общие закономерности, выявленные нами в процессе консультирования. Типология родительства в данном случае — первый шаг к обобщению консультативного опыта; он абсолютно неизбежен, хотя, отдавая себе отчет, заметим, что и не очень продуктивен.

«Игнорирующий» родитель. Сочинение таких родителей имеет, как правило, формальный характер (пишу, потому что попросили, не могу понять, зачем это нужно). В основном в таких сочинениях сюжетная линия ограничивается перечислением наиболее существенных жизненных событий главного действующего лица (ребенка). Преобладает биографическая жанровая форма, соответственно сочинение отличается канцелярским стилем. Достаточно сложно что-либо «прочитать» в таком сочинении, однако можно предположить, что автор либо не видит, либо не хочет видеть своей проблемы, не. может сориентироваться в особенностях своей жизненной коллизии, либо тщательно маскируется за сухим изложением фактов из жизни, причиной чего может быть недоверие к психологу или же установка «Я к тебе пришелты должен во всем сам разобраться и помочь, если ты специалист». Кстати, именно такой образ родителя чаще всего встречается в сочинениях, которые пишутся для исследования какого-нибудь начинающего психолога. Здесь, наверное, уместно вспомнить о так называемой экспериментальной психогении (аналогично в медицине — экспериментальной ятропатогении), когда непоправимый вред наносит подопечному желание психолога получить определенные данные для своей научной работы. Именно такое, отношение психолога к обследованию может привести в том числе к агрессии со стороны подопечного.

Основным лейтмотивом поведения «агрессивного» родителя является следующий: «У меня неудачный брак, мне не повезло в жизни, у меня отвратительный муж, у меня непослушный ребенок, на работе я зверски устаю, в мире непонятно что творится и т.д.». Единственной компенсацией (или защитной реакцией) всех «не» является агрессия по отношению к окружающим, и даже к себе. Приход в консультацию может быть продиктован усталостью от этих «не», попыткой как-то разрешить проблемы общения с близкими, загнанными подопечным в порочный круг агрессии. Однако истинная причина проблемы (а зачастую и сама проблема) не осознается. Первичная консультация также может проходить под знаком привычного для подопечного агрессивного состояния {«Что вы мне тут всякие сочинения даете, мне консультация нужна»).

Все предложения и вопросы поначалу могут восприниматься таким родителем «в штыки», сочинение отличается категоричностью в суждениях, основное повествование вращается вокруг «не», очень часто ведется скрытый амбициозный или дискуссионный (критический) диалог с психологом: Сочинение 'пишется для того, чтобы его прочитали?Тогда я вам замечу, что вы тут были не правы. Нередко высказываются сомнения относительно оказания помощи, поскольку либо именно у данного родителя случай уникальный, либо психолог не вызывает особого доверия, хотя сочинение может быть написано вполне откровенно. Преобладающим для данного типа родителей является жанр «жизнеописание», при этом не исключается уход от темы, а главным действующим лицом нередко становится сам автор, призывающий к наказанию окружающих, виновных во всех жизненных перипетиях подопечного.

«Обиженный» родитель. Основная форма повествования — жалобная песнь о судьбе-горемыке, которая приготовила родителю серьезные испытания: «Несчастья подстерегают на каждом шагу, домашние постоянно обижают, на работе«козел отпущения», домаребенок как «вождь краснокожих» и т.д. В отличие от «агрессивного» родителя защитной реакцией «обиженного» является страдательная реакция на весь свет. Подопечный приходит за помощью к психологу, однако не может актуализировать свою проблему, поскольку все бытие человека соткано из обид, поведение зачастую отличается подозрительностью и мнительностью. Естественно, рефлексивное начало отсутствует. Отношение к заданию в основном положительное. Психолог — единственная надежда, поэтому


возможности психолога явно преувеличиваются. Сочинение откровенно, однако все повествование вращается вокруг своей обиженной персоны и представляет собой жизнеописание с элементами исповеди человека, обреченного на вечное преследование злого рока, именно такой диагноз выносит сам подопечный.

«Наивный» родитель чаще всего не может сам обозначить и актуализировать свою проблему. У него есть определенная версия истории своей жизни, а смысла истории как такового подопечный не видит, не осознает, не выделяет, поэтому не видит смысла и в изложении своей проблемы. Соответственно он, как правило, не владеет средствами сочинительства, задание выполняется им в силу необходимости, просьбы консультанта, отношение к заданию в большинстве случаев формальное или же нейтральное. Как правило, сочинение носит форму простого жизнеописания, в котором эмоционально пересказываются основные события жизни ребенка или близких людей. Автор пытается оценить деятельность главных героев, высвечивая либо негативное отношение к ребенку, либо некую свою неопределенность, неуверенность, г истинные причины конфликта и пути выхода из сложившейся ситуации остаются за пределами егс внимания. Родитель зачастую не оценивает свою позицию и не анализирует отношение окружающих i нему как к родителю. В силу слабой ориентировки в проблеме рефлексивное движение и самодиагно: отсутствуют. Родитель' пришел за советом, за реальной" помощью, с надеждой на психолога, который дас конкретный совет, поможет разобраться в ситуации, которую подопечный не в состоянии даж< обозначить. При этом могут переоцениваться возможности психологического консультирования.

Образ «пластилинового» родителя в некотором смысле подобен образу наивного родителя. Родител] податлив, как пластилин, все, что говорит психолог, принимает на веру. Задание выполняет самоотвер женно, сочинения тщательно и аккуратно пишет, как правило, в форме жизнеописания с элементам] исповеди. В сочинении явно прослеживается неустойчивость собственной позиции, неуверенность в свои действиях по отношению к окружающим. Автор преувеличивает возможности психологии, психоло отождествляется им с волшебником, который одним взмахом руки может все изменить, с врачом предписаниям которого необходимо четко следовать, дабы не навредить своему здоровью. Ориентировки проблеме нет, все отдается на откуп специалисту. Основная задача психолога в данном случае — сформировать у подопечного свою собственную позицию, свое отношение к предполагаемой, но н «осязаемой» проблеме.

«Морализирующий» родитель приходит на консультацию, как правило, для подтверждения свое правоты, для получения признания своей системы воспитания, одобрения своей родительской позицш Основная установка: «Я все знаю, я все понимаю, потому и пришел». Сочинение пишет с больши удовольствием, однако в нем часто уходит от темы в сторону материально-бытовых личных пробле» проблем второстепенных героев. Вину перекладывает на чужие плечи, отстаивая свою позиции Соответственно основная интрига развертывается вокруг положительного героя (сам родитель) отрицательных (ребенок, муж, бабушка, дедушка, обстоятельства). Сочинения такого типа, как правил эмоциональны и пишутся преимущественно в жанре «моралите».

«Позирующий» родитель с особым желанием приступает к выполнению задания. Сочинения таю родителей отличает некий нарциссический оттенок, пов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: