Примерный перечень экзаменационных вопросов для подготовки к государственному экзамену
Туризм
Дисциплина «Методология научных исследований»
1. Системный подход в экономических исследованиях
2. Математические методы анализа в экономике
3. Статистика в экономических исследованиях
4. Институциональная экономика и ее методы
5. Информационный подход в экономических исследованиях
6. Законы диалектики
7. Методы теоретического познания
8. Структура научной теории
9. Методы эмпирического исследования
Дисциплина «Теория и практика управления проектами»
1. Понятие и методы проектирования организационных систем
2. Понятие организационной структуры управления, типы структур управления
3. Сущность и основные функции управления проектами
4. Разработка концепции проекта, формирование идеи проекта
5. Оценка реализуемости проекта, критерии оценки эффективности проекта
6. Критерии оценки инвестиционного проекта
Дисциплина «Экономика и организация туроператорской и турагентской деятельности»
1. Организаторы туристской деятельности (туроператоры, турагенты), их характеристика. Роль туроператоров и турагентов на рынке туризма. Основные отличия турагентства и туроператора.
2. Сущность, виды и функции туроператоров. Охарактеризуйте единый федеральный реестр туроператоров и условия осуществления туроператорской деятельности на территории Российской Федерации.
3. Сущность, виды и функции турагентов.
4. Турагентские сети и их разновидности. Признаки турагентской сети.
5. Организация работы туроператора с поставщиками туристских услуг. Правовое регулирование отношений между туроператорами и контрагентами (виды договоров).
6. Порядок разработки туристского продукта: принципы, особенности и этапы
7. Правовые основы и государственное регулирование рекреационной (туристской) деятельности в нашей стране. Принципы государственного регулирования туристской деятельности. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма («Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: ФЗ от 24.11.1996 (ред. от 03.05.2012))
Дисциплина «Организация образовательной деятельности и методика преподавания профессиональных дисциплин»
1. Моделирование педагогического процесса по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам.
2. Общедидактические закономерности, принципы и методы процесса обучения.
3. Организационные формы новой образовательной парадигмы.
4. Сущность, классификация и характеристика педагогических технологий.
Дисциплина «Управление качеством работ и услуг»
1. Качество в сфере услуг: как экономическая категория и объект управления
2. Принципы, функции и методы управления качеством
3. Управление качеством в процессе закупок
4. Управление качеством в процессе производства и обслуживания
5. Характеристика основных показателей качества услуг
Дисциплина «Бизнес-планирование в туризме»
1. Цели и задачи бизнес-планирования в индустрии туризма. Внутренние и внешние функции бизнес-плана.
2. Последовательность разработки бизнес-плана. Содержание основных разделов бизнес-плана.
3. Анализ внутренней и внешней среды туристского предприятия в бизнес-плане
4. Содержание и значение маркетингового плана в бизнес-плане
5. Содержание и значение финансового плана в бизнес-плане
6. Характеристика разделов бизнес-плана: производственный план (обоснование выбора туристско-рекреационного) процесса.
7. Содержание и значение организационно плана в бизнес-плане. Диаграмма Ганта.
8. Методы оценки экономической эффективности инвестиций и обоснование их экономической целесообразности
9. Расчет показателей эффективности проекта (срок окупаемости, рентабельность инвестиций, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности)
10. Оценка неопределенности и риска реализации проекта и его страхование.
Дисциплина «Экономический анализ организаций туризма»
1. Характеристика основных приёмов и способов анализа
2. Метод цепных подстановок. Индексный метод факторного анализа.
3. Способ абсолютных и относительных разниц: сущность, характеристика, применение
4. Методы и виды анализа маркетинговой деятельности
5. Оценка ёмкости рынка и доли рынка туристической организации
6. Анализ конкурентоспособности услуг и организации
7. Показатели объёмов оказания услуг и продаж. Анализ объёмов оказания и ассортимента услуг
8. Анализ состава, структуры и движения трудовых ресурсов
9. Анализ динамики себестоимости. Факторный анализ затрат на рубль оказанных услуг. Анализ себестоимости по статьям затрат
10. Определение порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости. Анализ затрат на продажу