Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) – кабинетный мыслитель, испытал влияние Французской революции. Представитель немецкой классической философии.
Основные произведения: «Философия права», «Философия духа», «Конституционная Германия».
Философия. Гегель – объективный идеалист, рационалист, создатель универсального метода – диалектики, систематик.
Основная категория его философии – абсолютная идея (первичная реальность, то, что не имеет начала). Абсолютная идея – источник всего сущего.
Диалектический метод (метод познания действительности в развитии и самодвижении). Каждое понятие сначала отрицается, порождает свою противоположность, а из сопоставления и борьбы противоположностей возникает новое единство (тезис, антитезис, синтез).
Система знаний. (от низшего к высшему)
I. Логика
II. Философия природы
III. Философия духа
1. Субъективный дух
а) Антропология (душа как чувствующая субстанция тела)
б) Феноменология (превращение души в сознание)
в) Психология (теоретические и практические способности души).
2. Объективный дух
а) Абстрактное право
· Собственность
· Договор
· Неправо (правонарушение)
б) Мораль
в) Нравственность
· Семья
· Гражданское общество
· Государство
3. Абсолютный дух
а) Эстетика (искусство)
б) Религия
в) Философия
Философия права – троичная структура (в сфере объективного духа).
Применение диалектического метода может служить осуществление понятия «право» через три главных формообразования свободной воли (право через свободу): абстрактное право, мораль, нравственность. Движение от абстрактных форм к более конкретным.
1) Абстрактное право – сфера возможного проявления свободной воли человека.
|
а) Собственность (право осуществляется волей одного лица);
б) Договор (право осуществляется согласованной волей двух или более лиц);
в) Неправо (противоречия воли разных лиц).
2) Мораль – конкретизация понятия права в поступках субъекта, правомерном или неправомерном поведении (субъективное отношение человека к своему поведению).
3) Нравственность – абстрактное право и мораль приобретают свою действительность и конкретность, а свобода конкретизируется в:
а) Семье;
б) Гражданском обществе;
в) Государстве.
Понимание права. Гегель выделяет философское («идея права есть свобода воли») и прикладное (необходимо для практической юриспруденции) понимание права.
Философское понимание: Право определяет сферу разумной свободы лица, ограниченную такой же свободой других лиц. Прикладное понимание: позитивное право (правило поведения превращается в норму права, когда оно признано государством).
Понятие «права» получает следующие значения: 1) право как свобода («идея права»»); 2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»); 3) право как закон («позитивное право»).
Отрицание противопоставления естественного и положительного права - Гегель различает право и закон, но не противопоставляет их. «Право в себе» превращается в закон («особое право», «положительное право») путем законодательствования, что придает праву форму всеобщности и подлинной определенности.
Понимание гражданского общества (институты, способные практически независимо существовать в государстве). Отрицание противопоставления естественного и положительного права приводит к замене понятия «естественное состояние» категорией «гражданское общество» и разграничение его с государством. В гражданском обществе 3 сословия:
|
1) субстанциональное (крестьяне и дворяне – первооснова);
2) промышленное (рабочие, фабриканты, торговцы);
3) всеобщее (чиновники).
Гражданское общество – экономический закон. Государство не вмешивается в экономику, это этический закон.
Понимание государства. Государство как высшая форма нравственности призвано доминировать над гражданским обществом и обеспечить подлинную свободу индивидов взамен борьбы всех против всех.
Гегель отвергает теорию общественного договора, проявление Бога. Нет ценности выше государства, высшая цель. Свобода начинается с собственности, а реализуется в полном объеме в государстве.
Конституционные взгляды. Отрицает разделение властей. Не считал суд особой ветвью власти. Выделял законодательную, правительственную, королевскую власти. Конституционная монархия – идеальная форма
Представления о войне и мире и международных отношениях. Международное право – недействительное право, так как за ним нет принуждения, гарантии соблюдения его норм. Войны не только неизбежны, но и благоприятны (принесение в себя в жертву государства – долг каждого подданного). Война укрепляет национальное единство, останавливает внутренние беспорядки. Войны должны вестись по правилам.
Всемирная история:
1) Восточный мир (деспотии, Древний Египет) – свобода принадлежит одному;
2) Греко-римский мир – свобода принадлежит нескольким лицам.
3) Германский мир – свобода принадлежит всем.
Гегель делит народы на исторические (оказывают влияние с помощью государства на ход мировой истории) и неисторические.
Билет № 21.