Очерк «История развития мерного коклюшечного кружева»




Словарь кружевной терминологии

(по материалам экспедиций в районы Вологодской области)

Термин Значение Район бытования
Алой сколок Харовский
Валик подушка Сямженский
Кутуз подушка Грязовецкий Усье-Кубинский
Кружовник подушка Харовский
Куфтырь
Пяла деревянная подставка для подушки Харовский
Подставник
Шептуны коклюшки  
Лапать (гл.) втыкать булавку в подушку Вологодский
Чальки Кутушки с нитками Вологодский
Пельца с коробочкой Подставка под подушку Вологодский

 

Очерк «История развития мерного коклюшечного кружева»

Развитие кружевоплетения на Вологодчине было обусловлено рядом причин, среди которых отметить выгодное географическое положение края, где издавна проходили торговые пути и особые почвенно-климатические условия, позволяющие выращивать лен-долгунец хорошего качества, являющийся основным сырьем для Вологодских мастеров кружевоплетения. Важную роль сыграли и культурно-исторические традиции. На развитие Вологодского кружева большое влияние оказали орнаменты резьбы по дереву, ткачество, старинные вышивки.

В 17-начале 18 века Вологодские мастерицы плели кружево из металлических (золотых) нитей -серебряных и позолоченных, сделанных либо из расплющенной проволоки, либо из тонкой шелковой нити обвитой металлической нитью. Такие кружева предназначались для украшения одежды, внутреннего убранства домов, церковных облачений. Искусство «Металлического кружева сохранялось в Вологодской губернии до начала 20 века. Уже в конце 18 века вологжанки стали плести кружево из льняных нитей. Белоснежные края и прошвы пришивали к подзорам- краям свадебной простыни. Такие подзоры были непременной частью девичьего приданного на севере. Кружево в них часто сочеталось с ажурной вышивкой, сюжеты которой также связаны со свадебной символикой, содержанием обрядовых свадебных песен. [1]

Кружево вологодских мастериц отличалось богатым разнообразием узоров, получивших поэтическое названия: «меленка», «ключики», «черепашки», «веерок», «гусиные лапки», «звездочки», «морозы», «паучок».

 

Орнаменты большей частью строились из простых или сложных геометрических форм: «городчатых ромбов», «крестиков», квадратов, овалов, зигзагов, перекрещенных крючьев, звездочек, насновок. Все эти узоры характерны для мерного кружева.

С конца 18 века кружевной промысел начал развиваться и в самой Вологде, и в уездах - Вологодском, Кадниковском, Грязовецком (в настоящее время Вологодский, Сокольский, Харовский, Устье-Кубенский).

Излюбленный материал вологодских кружевниц - лён. То не отбеленный «суровый», то белоснежный,он обладает блеском и упругостью настоящего шелка. Кружево изо льна долговечно и крвсиво.

В Вологодской губернии издавна плели многопарные кружева и сцепные, причем в каждом уезде кружево имело собственный характер - различались инструменты кружевницы, манеры плетения.

Например, на юго-западном берегу Кубенского озера, в большом селе Кубенское, кружевницы плетут на больших подушках широкое кружево, крупные изделия и при этом работают энергично,размашистыми движениями. Кружевницы же из окрестностей села Устье, что на восточном берегу Кубенского озера, работают на маленьких аккуратных подушках, плетут изящные мерные кружева, перебирая коклюшки легкими движениями кистей рук. Даже названия узоров – «устьянская тёрка», «прикубенский»-говорит о местных особенностях кружева.[2]

Геометрические узоры мерного кружева отличаются разнообразием решёток фона. Важную роль в кружеве играет скань: то толстая витая нить, то цветная, из пушистого гаруса, окрашенного в яркие цвета, создает связь кружева с ткачеством.

В 1883г.была опубликована работа русского ученого иностранного происхождения Иоганна Готлиба Георги «О побочных крестьянских работах».

Работа записана им спустя десять лет после экспедиции по стране, во время которой он вел записи,в том числе,и о бытовавших на местах промыслах.

Георги пишет: " Многие крестьяне умеют весьма изрядно плести не токмо узкие, но и широкие кружева, коими украшают свои платки, скатерти и прочее. Вместо булавок для прикрепления к подушке употребляют они отчасти рыбные кости и пр. Плетение сие заслуживает более быть известно, поелику оно для девушек полезное упражнение и товар сей хорошо расходится. При поправлении обряда прядения и плетение по доброте ниток будет лучше, особливо когда мы вместе будем стараться и о хорошем сколковом вкусе".

Исходя из его труда, можно предположить, что вышесказанное можно отнести к центральным и северным районам страны. Вероятно, речь идёт о наиболее старых русских центрах кружевоплетения, т.к. следует также учесть, что на момент описания Георги промысел был уже вполне утвердившимся и распространённым, для чего требовалось время - как минимум, десять-двадцать лет на его появление, становление и развитие. Следовательно, речь идёт примерно о середине XVIII в. В крестьянскую среду промысел был, очевидно, занесён дворовыми крепостными девушками - плетеями помещичьих домашних мастерских, где это искусство было освоено ещё ранее.[3]

Исследователь А.А.Сорокина в своей работе отмечает, что жители многих уездов Вологодской губернии,и,Кадниковского уезда во время сенокоса, носили старинную крестьянскую одежду- рубахи «наподольницы», юбки, богато украшенные кружевом и узорным ткачеством. Белоснежное многопарное кружево дополнялось яркими цветными нитями(сканью),перекликавшимися со звучными красками узорчатой ткани. Рубахи с нарядными подолами часто надевались во время сенокоса и других сельскохозяйственных праздников. Их также называли «покостницы».

С.А.Давыдова – первый исследователь вологодского кружева описывает один из местных вологодских обычаев: вскоре после свадьбы молодая надевала лучшее платье и несчетное количество рубах с богато разукрашенными подолами и шла на «перебаску» к рукоделью. Женщины постарше и гости, рассматривая эти наряды, судили по ним о способности молодой к рукоделию. Но так как много рубах сразу не наденешь, дозволялось украшать себя только расшитыми или затканными бумажными нитями подолами (станами).Для удобства их носили как юбки на поясе или вздержке. Одна молодая явилась на «перебаску», имея на себе 17 станов проставок, и завершалось пышной оборкой понизу. Тканые и кружевные полосы, начинаясь чуть ниже пояса, заполняли почти все поле юбки. Нельзя не отметить красоту тканых приставок, их звучные цветовые сочетания, тонкий рисунок узоров.[4]

По очертаниям, элементы орнамента отдаленно напоминали кружевницам предметы окружающей их повседневно жизни. Отсюда они получили свои названия: «вороньи глазки»- три ряда круглых отверстий, скрепленных между собой тонкими кольцами и лучами; «речка» - плавная волнистая или угловатая зигзагообразная линия из полотнянки или сетки, идущая вдоль мерного кружева.

Все эти формы орнамента получены путем не сложного переплетения нитей, в основе которых лежат плетешки, полотнянка, и сетка. Декоративная выразительность узора достигалась ритмическим соотношением плотных и ажурными зубцами в виде вееров. Они называются «павлинка».кружевной край «павлинка»отличался по орнаменту большим разнообразием.

Парное (многопарное) кружево выплетается по заранее нарисованному рисунку, где указанны места вкалывания булавок, вокруг которых переплетаются нити. Парное кружево отличается частым плетением нитей и мелкой фоновой решеткой, чаще всего состоящей из ромбовидных ячеек. Рисунок и фон парного кружева выполняется одновременно.[5]

 


[1] Сорокина М.А.Кружева России: Вологодское кружево. Альбом-М.: Интербук-бизнес,2001

2 Глебова А.А.Художественные особенности вологодского кружева//Вологодское кружево.- Вологда,2010

3Интернет- ресурс

[4] Сорокина М.А. Кружева России:Вологодское кружево.Альбом-М.Интербук-бизнес,2001

[5] Климова Н.Т.Народный орнамент в композиции художественных произведений.Цветочное коклюшечное кружево.-М.:И Изобразительное искусство,1991.-С.12

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: