Краткий лексический словарь «Толкование основных понятий»




Духовные основы христианского милосердия

АВГУСТЕЙШИЕ СЕСТРЫМИЛОСЕРДИЯ – Государыня Александра Федоровна Романова со своими старшими дочерьми Великими Княжнами Ольгой и Татьяной, служившими в качестве сестер милосердия во время Первой Мировой войны. В 1915 году в разгар войны Царскосельский госпиталь был переоборудован под приём раненых солдат. Александра Фёдоровна вместе с дочерьми Ольгой и Татьяной прошли обучение сестринскому делу у княжны В. И. Гедройц, а затем ассистировали ей при операциях в качестве хирургических сестер. В 1914-1915 годах императорский поезд побывал в Москве, Луге, Пскове, Гродно, Двинске (ныне Даугавпилс), Вильне (ныне Вильнюс), Ковно, Ландварово, Ново-Свенцянах, Туле, Орле, Курске, Харькове, Воронеже, Тамбове, Рязани, Витебске, Твери, Лихославле, Ржеве, Великих Луках, Орше, Могилёве, где императрица и ее дети посещали раненых воинов.

 

АНГЛО-БУРСКАЯ АФРИКАНСКАЯ ВОЙНА (899—1902 г.г.) — война Великобритании против бурских республик — Южно-Африканской республики (Республики Трансвааль) и Оранжевого Свободного государства (Оранжевой Республики), закончившаяся победой Британской империи.

 

АПОСТОЛЫ - (греч. посланник) – наименование ближайших учеников Спасителя, призванных Им и посланных пропо­ведовать евангельское учение по всему миру. Они разделя­ются на 12 (через непосредственное избрание к этим 12-ти сопричислен и ап. Павел) и 70 апостолов. Все они были об­лечены большой властью: именем Иисуса Христа творили чудеса, давали отпущение грехов, проповедовали Царство Божие. Те святые люди, которые, подобно апостолам, подъяли великие труды и подвиги для распространения христианства в той или иной стране, именуются равноапо­стольными.

 

БЕГИНКИ - религиозное движение, возникшее в средневековой Европе в XII веке и достигшее общеевропейского масштаба в XIII веке. В XV веке пережило спад, но просуществовало до Французской революции 1789 года. Членами данных религиозных общин были в основном женщины, которые вели образ жизни, близкий к монашеству. Бегинки проживали в бегинажах (общежитиях), но могли жить и в отдельных жилищах.

БЕССРЕБРЕНИКИ - (гр. anarguros), разряд святых, особо прославившихся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. Представление о бескорыстии как необходимом элементе святости опирается на евангельский рассказ о юноше, который хотел последовать Христу, но смутился, когда Христос сказал ему: "Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, неся крест" (Мр. 10. 21). Поскольку "сокровище на небесах" означает спасение, т.е. святость (см.), бескорыстие и бессребреничество могут рассматриваться как подвиг, сообщающий святость.

 

БЛАГОДАТЬ - нетварная Божественная сила (δύναμις), в к-рой Бог являет Себя человеку, а человек с ее помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения.

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - По­скольку в основе отношения христиани­на ко всем людям — обязанность любить, постольку христианину свойственна обязанность (которая должна стать по­требностью) творить добро. Творящий благо ближнему, ублажает Бога; отказ от благотворения вменяется во зло и навлекает кару. Об этом говорит Сам Гос­подь Иисус Христос (Мф. 25, 34-46). Благотворительность может носить и ду­ховный характер: молитва за стражду­щего, добрый совет и т.д.

 

БЛУД - вякая половая близость вне законного брака. Грех разврата и поло­вой распущенности, от которого утрачи­вается чистота отношений, происходят болезни, распадаются семьи, соверша­ются внутриутробные убийства — абор­ты. Грех тяжкий и чрезвычайно распро­страненный и насаждаемый в наше вре­мя. «Блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13, 4).

 

БОГОВОПЛОЩЕНИЕ - событие вочеловечения Бога для исцеления падшейчеловеческой природы, которое не имеет себе равных в истории мира и принципиально меняет отношения между Богом и человеком.

 

БОГООБЩЕНИЕ - века с Богом через Его действия в человеческой душе (в Церковных Таинствах и личной молитве) и обстоятельства человеческой жизни.

 

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ - Любовь — одно из самых главных имен Божьих. В своем Первом соборном послании евангелист Иоанн Богослов дважды повторяет, что «Бог есть любовь». Божественная любовь проявляется в творении мира. Бог не творит мир по необходимости, а творит его по Своей высочайшей, свободной и благой любви. По Своей любви Он дарует Своим разумным созданиям возможность познания Себя вплоть до соединения с Собой, обо́жения. Бог не оставляет Своей любовью человеческой род после грехопадения прародителей и распространения греха по всей Земле, подготавливая человечество ко спасению. Наконец, Бог Сам вочеловечивается ради спасения людей, освобождает и искупает их от власти греха через Свои добровольные крестные страдания, смерть и Воскресение: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 16:17).

 

ВОЖДЕЛЕНИЕ - очень сильное желание чего-либо.

 

ГНЕВ - сильное отрицательное чувство человека, насыщенное разрушительной энергией и помрачающее действие его разума. Возникло в результате грехопадения человека.

 

ГОРДОСТЬ - острое и упорное, прирожденное каждому (хо­тя временами и от самого человека скрытое, «подсознательное») убеждение в своем особом по сравнению с другими людьми достоинстве и значении и даже выдвижение (иногда бессознательное) себя на место Бога. Это грех, которым пал сатана. Гордость – величайший из грехов: всепроникающий, основа и источник всех грехов, глухая стена между человеком и Богом, нравствен­ное и умственное ослепление. «Все грехи мерзки пред Богом, но мерзостнее всех гордость» (св. Антоний Великий). «Нет ничего противнее Богу, как гордость, потому что в ней скрыва­ется обоготворение себя» (свт. Филарет Московский). «Все пороки имеют свою силу только в делах беззаконных, а гор­дости должно опасаться в самых добро­детелях» (Блаженный Августин). «Гор­дость есть мать пороков, от которой и диавол сделался диаволом, не быв пре­жде таковым» (свт. Иоанн Златоуст). «Блистание молний предуказует громо­вой удар, а о гордости возвещает появ­ление тщеславия» (св. Нил Синай­ский). «Что тебе хвалить себя, когда надоб­но прославлять Бога?» (свт. Филарет Московский).

 

ГОСПИТАЛЬ - медицинское учреждение вооружённых сил многих государств, предназначенное для оказания медицинской помощи военнослужащим.

 

ГРЕХ - действие, направленное против воли Божией, являющееся нарушением Его святых заповедей.

 

ДИАКОНИССА - женщина-диакон в Древней Церкви. Диаконисы - особая категория женщин в древней церкви I—VIII веков, принявших посвящение и несших определенные церковные обязанности, но не принимавших участия в совершении таинств Институт диаконис возник во времена апостолов, просуществовал недолго и исчез после распространения женского монашества.

 

ДОБРОДЕЛАНИЕ - совершение добрых дел.

 

ДОБРОДЕТЕЛЬ - определенный святым и благим Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра. Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела.

 

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ (СОБОРОВАНИЕ) - дно из семи Таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней. Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена (Мк. 6, 13; Иак. 5, 14-15). Оно служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов. Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино – искупительную Кровь Спасителя.

 

ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ - прославленные Церковью в лике святых Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные: Мф (28:1); Мк (15:40; 16:1); Лк (24:10); Ин (20:1-2, 11-18). Память празднуется в 3-е воскресенье по Пасхе. Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок. Миpоносицы – носящие миpо. Это те женщины, котоpые в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя.

 

ИСКУШЕНИЕ - духовное испытание.

 

ИСПОВЕДНИК - Человек, претерпевший за Христа и православную веру различного рода мучения, гонения, страдания, но оставшийся в живых, и несмотря ни на что, верный своему духовному идеалу.

 

ИСПОВЕДЬ (ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ) – таинство Православной Церкви, во время которого исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов от Бога. Принимает исповедь священник или архиерей.

 

КАВЕРЗНЫЙ ВОПРОС - вопрос, заключающий в себе элементы лжи и поставленный так, чтобы смутить человека, посеять в нем сомнение в истине.

 

КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ - лагерь для принудительной изоляции реальных или предполагаемых противников государства, политического режима и т. п. В отличие от тюрем, обычных лагерей для военнопленных и беженцев, концентрационные лагеря создавались по особым декретам во время войны, обострения политической борьбы. Первые концентрационные лагеря были организованы испанцами в 1895 в начале освободительного восстания на Кубе, англичанами - в ходе англо-бурской войны 1899-1902. В России концентрационные лагеря были созданы по постановлению СНК РСФСР "О красном терроре" (сентябрь 1918); в последующем назывались лагерями особого назначения и получили распространение в период массовых репрессий в условиях тоталитарного режима (см. ГУЛАГ). В фашистской Германии концентрационные лагеря - инструмент массового государственного террора и геноцида, которые были распространены и в оккупированных фашистской Германией странах.

 

КРЕЩЕНИЕ - таинство православной церкви, при совершении которого крещаемый очищается от грехов прошлой жизни (см. Ин. 3; 5) и подготовляется к приобщению церкви. Совершается троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». Над одним человеком крещение совершается один раз в жизни - в соответствии со словами Символа веры «исповедую едино крещение во оставление грехов».

 

КРЫМСКАЯ ВОЙНА (1853—1856 г.г.) - также Восточная война — война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму.

 

МИЛОСЕРДИЕ - (милость сердца). Сила любить, прощать, помогать, ода­ривать. В высшей и абсолютной степе­ни М. присуще Богу. Способность к М. щедро дарована человеку и является од­ним из основополагающих духовно-нравственных качеств личности, при­ближающих человека к Творцу.

 

МУЧЕНИК - Человек, претерпевший за Христа и православную веру различного рода мучения и принявший насильственную смерть.

 

МЫТАРЬ - сборщик Римских податей и пошлин. Мытарем в Новом Завете называется человек, занимавшийся сбором податей и налогов в Древней Иудее. Так как мытари состояли на службе у римского прокуратора Иудеи (по сути у оккупационных войск), то они считались предателями иудейского народа. За это они были всеми презираемы и нелюбимы, а общение с ними как минимум не приветствовалось или даже считалось грехом. Мытари упоминаются в библейских текстах Нового Завета в Евангелии от Луки, где описывается отношение к ним иудейского общества того времени.

 

НОВОМУЧЕНИК - мученик, пострадавший за Христа и верность православной вере в XX - XXI вв.

 

ОБОЛЬСТИТЬ - уговорить, настроить кого-либо на греховные действия и поступки.

 

ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИЕ - сходство первозданного человека со своим Первообразом – Богом. Понятия «образ» и «подобие» неразделимы, но по преимуществу под образом Божиим понимается сходство самого существа человека с Существом Божиим (духовность и бессмертность души, разум, дар слова, свобода воли), а под подобием Божиим – сходство в самых оттенках образа и его качествах (премудрость, любовь, благость, чистота, постоянство в доброе и др.), насколько это возможно для человека. В книге Бытия (Быт 1:26,27) говорится, что Господь сотворил человека по образу и подобию Своему и об Господе Иисусе Христе говорится, что Он есть образ Божий (Кол 1:15). Слово образ выражает совершенно полное и точное сходство, подобное тому какое существует между печатью и отпечатком ее. Человек первоначально Обладал образом Божиим в своем знании, в своей чистоте и в своем блаженстве. Высшие духовные черты образа Божия затмились в нем чрез грех и падение, но еще и доселе многие черты образа Божия появляются в падшем человечестве в его уме, его личности, его владычестве над низшими тварями и наконец в его бессмертии. Господь Иисус Христос обладает всеми совершенствами Божиими и славою, и потому Он точный образ Отца Небесного. По изъяснении ап. Павла, образ Божий состоит в праведности и святости истины (Еф. 4:24).

 

ОТКРОВЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЕ - проявление Бога в мире, открывающее людям познание Его и истинную веру в Него; самораскрытие Бога человеку.

Различается на естественное — видимый мир, история человечества, совесть в человеке, и на сверхъестественное, когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам (пришествие на землю Спасителя) или через праведных людей – пророков, апостолов и святых отцов Церкви. Божественное Откровение — раскрытие Богом Себя человеку в ответ на человеческое желание познать своего Создателя.

 

ОТПЕВАНИЕ - совершаемый священником заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося от временного жития своего члена, молитвенно ходатайствуя ему прощение согрешений и упокоение в Небесном Царстве. Совершается отпевание на третий день после смерти, в церкви или на дому, куда приглашается священник. При этом все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело (венчик) усопшего.

 

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) — один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Это название утвердилось в историографии только после начала Второй мировой войны в 1939 году.

 

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ - нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Бога о послушании Ему (Быт. 3), повлекшее ниспадение их из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в чувственность, тленность и рабство греху. Эта греховная порча, вошедшая вследствие первородного греха в человеческую природу, преемственно через естественное рождение передается всем людям. По отношению к потомкам Адама и Евы, т.е. всему человечеству, первородный (прародительский грех) можно более точно именовать последствиями первородного греха. Таким образом, под первородным грехом понимается и сам проступок прародителей, и его последствия. Уничтожаются, изглаживаются последствия первородного греха в человеке таинством Крещения – вторым духовным рождением. Грехопадение первых людей привело к потере человеком первозданного блаженного состояния пребывания с Богом, отпадению от Бога и ниспадению в нижеестественное греховное состояние.

 

ПОКАЯНИЕ - Признание в проступ­ке, отречение от зла; путь к очищению; начало исправления; исток доб­рого дела. Покаяние предполагает непременное намерение оставить путь греховный, дурной, признание того, что в своих делах и помышлениях мы уклоняемся от нравственной нормы. Через покаяние переменяется жизнь порочная на жизнь чистую. Греческое слово покаяние («метанойя») означает «изменение». Изменение сердца, разума, образа жизни. Истинное покаяние есть перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрождение жизни.

 

ПОХОТЬ - половая страсть, сладострастие, желание запрещенного, постоянно присутствующее в человеке и влияющее на его образ мыслей и действий.

 

ПРЕЛЬСТИТЬСЯ - согласиться на чьи-то греховные предложения или мысли и поступить соответственно с ними, принять ложь за правду.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ - святой, достигший христианского совершенства в подвиге монашества. Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномученики.

 

РЕВНОСТЬ (РЕВНОСТЬ К ДОБРУ) – неослабеваемое желание творить добрые дела, делать все во славу Божию.

 

РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА (1877—1878 г.г.) — война между Российской империей и союзными ей балканскими государствами с одной стороны, и Османской империей — с другой. Была вызвана подъёмом национального самосознания на Балканах.

 

ПРИЧАСТИЕ (ЕВХАРИСТИЯ) - таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.

 

СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИК - исповедник, принадлежащий к священному чину.

 

СОЗЕРЦАТЬ - видеть как в зеркале, ясно и раздельно.

 

СОСТРАДАНИЕ - внутреннее состояние души милосердствующего человека, проявляется в делах милосердия.

 

СТРАСТЬ - сильное желание чего-либо запрещенного Богом, вошедшее в привычку и ставшее неотъемлемой частью человеческой личности. Второе значение слова страсть в буквальном переводе со славянского языка означает страдание, мучение.

 

ТЩЕСЛАВИЕ - от тщетный (напрасный) + слава) – пристрастие к тщетной (напрасной, бесполезной) славе, любовь к почестям, тремление хорошо выглядеть в глазах окружающих. Седьмая из восьми главных страстей.

 

УНЫНИЕ - греховная страсть, заключающаяся в расслаблении сил человечной души и нежелании подвизаться ради своего спасения в вечности. В православной аскетике уныние признается не обычным психологическим состоянием, а страстью, шестой из восьми главных. Страсть уныния выражается в сердечной тоске, изнеможение ума, лени и прочих состояниях, препятствующих подвигу ради Бога.

 

ХИРОТЕСИЯ - (греч. χειροθεσία, от от χει̃ρ [хейр, позднегреч. хир] – рука и τίθημι [титхеми] – полагать, класть) – возложение рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира, в церковнослужители.

 

ФЕМИНИЗМ - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление всем женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса, всей полноты социальных прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке; особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

 

ЦЕЛОМУДРИЕ - целостность человека как образа Божия, состояние, при котором дух, душа и тело находятся в первозданной гармонии: душа, просвещаемая духом, управляет телом. Целомудренный человек не находится в постоянной зависимости от плотских потребностей и не является рабом своих дурных привычек и желаний. Физическое целомудрие проявляется в чувстве стыда своей физической наготы, в скромности и сдержанности в общении с противоположным полом, в стыдливости и скромности в словах, жестах. Начатком духовного целомудрия является единство мыслей, слов и дела.

 

ЧРЕВОУГОДИЕ - пристрастие к вкусной и обильной пище. Страсть чревоугодия является корнем, первой из восьми главных страстей, её ещё называют «коренной» страстью. Виды чревоугодия: многоядение, сладкоядение, гортанобесие (удерживание пищи во рту с целью услаждения вкусом), пьянство, тайноядение. Чревоугодие – нарушение второй заповеди, один из видов идолопоклонства. Так как чревоугодники возвышают чувственное удовольствие, то, по слову апостола Павла "их бог – чрево" (Флп.3:19), т.е. чрево – их кумир, идол. Противопроложностью чревоугодия является добродетель воздержания.

 

ЭМАНСИПАЦИЯ – потеря различного рода зависимостей, прекращение действия ограничений, приобретение адекватных прав и обязанностей. Слово происходит от латинского глагола emancipare — освобождать ребёнка от отцовской власти или, в более широком смысле, отказываться от каких-либо полномочий или прав собственности. В конце XIX — начале XX веков под детской эмансипацией стали понимать освобождение детей бедноты от непосильного — наравне со взрослыми — труда.

Литература, использованная при составлении словаря:

 

1. Алексий Мороз, свящ., Берсенева Т. А. Уроки добротолюбия, СПб., САТИСЪ, 2004.

2. Иоанн (Маслов), схиархимандрит Алфавит духовно – нравственный. − М.: Самшит – издат, 2008.

3. Литература Древней Руси: биобиблиографический словарь / сост. Л. В. Соколова; под ред. О. В. Творогова. М.: Просвещение, 1996.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986.

5. Открытая православная энциклопедия [Электронный ресурс] // Древо [web-сайт]. https://drevo-info.ru/articles/11006.html

6. Практическая энциклопедия: основы правильной духовной жизни. По творениям святителя Игнатия Брянчанинова. Сатис. Держава. Санкт – Петербург, 2006.

7. Свободная Энциклопедия [Электронный ресурс] // Википедия [web-сайт]. https://ru.wikipedia.org/

8. Святость: краткий словарь агиографических терминов. Живов С. М. М.: Гнозис, 1994.

9. Словарь [Электронный ресурс] // Азбука веры «Православное общество» [web-сайт]. https://azbyka.ru/dictionary/

10. Энциклопедия православно-христианской этики / сост. О. А. Казаков. − М.: Сатисъ, 2005.

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: