ОТРАЖЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ В СОВЕТСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ АНИМАЦИИ




И.Д. Павлова

г. Саратов, Российская Федерация

Саратовский государственный технический университет

ОТРАЖЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ В СОВЕТСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ АНИМАЦИИ

Одной из тревожных тенденций современного российского общества является плохое воспитание, безнадзорность детей, проявление насилия и жестокости в семьях, что находит отражение и в научных статьях, и в социологических опросах. Однако прямого влияния на общественную жизнь размышления и факты, представленные в форме научного знания, оказывают драматически мало. Гораздо более эффективной формой с точки зрения формирования норм нравственности могут выступать анимационные фильмы.

Проблема насилия в семье, являясь достаточно актуальной для всех стран и эпох, нашла своё отражение и в образцах мультипликации, которая, являясь продукцией, предназначенной, главным образом, для детской аудитории, затрагивает данную проблему не в самых острых её проявлениях, но, тем не менее, обозначает возможность разрешения конфликтов, возникающих в семье, путём властного урегулирования. Так, в мультфильме «Трое из Простоквашино» имеет место сцена, где Мама, не желая заводить кота, принесённого домой Дядей Фёдором, применяет шантаж, ставя Папу перед заранее очевидным выбором: «Выбирай, или он, или я», что представляется возможным классифицировать в качестве психологического насилия. Можно также отметить, что инициатором насилия в данной ситуации оказывается женщина, что представляется возможным проинтерпретировать в качестве показателя достаточно высокого положения женщины в современной семье, ставящего её наравне с мужчиной или даже на более высокую позицию. В частности, Папой условия, заявленные Мамой, воспринимаются как само собой разумеющиеся и имеющие право на существование, что может быть связано с более значимой ролью женщины в экономической жизни семьи. Возможно, мультфильм «Трое из Простоквашино» является достаточно правдивым отображением ситуации, существующей на тот момент времени, и заключающейся в экономической стабильности и равных, по крайней мере, официально, возможностях карьерного роста для мужчин и

женщин, что находило своё выражение в равноправных или даже доминантных в пользу женщины взаимоотношениях в семье.

Также образец репрезентации насилия в семье представляется возможным наблюдать в другом советском мультфильме «Малыш и Карлсон» (1970), основанном на сказке шведской писательницы А. Линдгренд, где отец семейства, не веря в то, что беспорядок в его комнате устроил Карлсон, воспринимаемый родителями в качестве плода фантазий своего сына, безосновательно наказывает Малыша и ставит его в угол, идя с его братом и сестрой в кино. Это можно обозначить как применение к Малышу психологического насилия, при этом применённая отцом мера наказания весьма одобрительно воспринимается со стороны его брата, злорадно замечающего: «За свои поступки надо отвечать». Следует отметить более жёсткую и дисциплинирующую роль отца в воспитании, тогда как мать поддерживает достаточно тёплые отношения с детьми, что соответствует традиционной модели семьи, распространённой как в шведском, так и в советском обществе.

В целом, несмотря на то, что применяемые меры воспитания, показываемые в данном мультфильме, являются общепринятыми и широко распространёнными, можно отметить, что они преподносятся в качестве проявления отчуждения родителей от внутреннего мира ребёнка в процессе воспитания. Так, единственный друг Малыша, спасающий его от одиночества, обозначенного им в фразе: «У тебя, мама, есть папа, а у меня – никого», воспринимается родителями в качестве необоснованного каприза. Можно отметить, что этим данный мультфильм перекликается с проанализированным выше, где Мама также недостаточно внимательно отнеслась к потребности Дяди Фёдора иметь друга в виде кота, недоумевая, зачем он нужен, если не приносит никакой практической пользы. Таким образом, можно обозначить затронутую как советскими, так и зарубежными авторами мультфильмов и сказок проблему невнимания родителей к индивидуальным потребностям детей при применении ими традиционных методов воспитания, что может негативно сказаться на психологическом аспекте их социального здоровья в будущем.

Другим советским мультфильмом, представляющим проблему насилия в семье, является мультфильм «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», снятый в 1951-м году на основе сказки А. С. Пушкина. В этом фильме мачеха, ревнуя к красоте царевны-падчерицы, отправляет её в лес на съедение волкам, что возможно интерпретировать в качестве физического насилия, при этом можно отметить безусловное осуждение автором данного поступка со стороны мачехи. Данный мультфильм, основанный на классическом сказочном сюжете, как и проанализированный ниже мультфильм «Золушка», представляет отношения между некровными родственниками, и, тем самым, не подрывает идеализированного образа семейных отношений. С позиций социального здоровья представленный в данном мультфильме общественный строй можно классифицировать в качестве неблагоприятного вследствие возможности подобного безнаказанного поведения мачехи.

Образец насилия в семье представлен и в мультфильме «Падал прошлогодний снег» (СССР, 1983), где изображено унизительное отношение жены к мужу, посылающей его с помощью пинка за елкой и, таким образом, применяющей к нему физическое насилие. При этом происходящее преподносится зрителю с позиции одобрения, так, на экране показывается мужчина с кружкой пива в руках и женщина со скалкой в руках, сопровождаемые комментарием голоса за кадром: «Мужчина… был большой любитель побездельничать, хорошо, что жена попалась ему строгая и авторитетная».Представленный контекст взаимоотношений свидетельствует о перераспределении гендерных ролей в советском обществе в результате выравнивания экономического статуса, что уже было показано в проанализированном выше мультфильме «Трое из Простоквашино», снятым ранее на пять лет. При этом с позиций социального здоровья подобное перераспределение гендерных ролей в семье не всегда проходит безболезненно, возможно, вследствие традиционно культивируемого в обществе образа мужа-кормильца и, соответственно, ощущения неполноценности у мужчины, не соответствующего данной роли, и сформированного, на основе того же культурного конструкта, пренебрежительного отношения жены к мужу, равному ей в экономическом смысле.

В качестве объединяющего начала проанализированных выше советских мультфильмов можно выделить то, что в большинстве из них инициатором насилия в семье выступает женщина, при этом, осуществляя его в двух из них, в более жесткой и мягкой форме, по отношению к собственному мужу, что, возможно, объясняется коренным перераспределением гендерных ролей в семье в советское время, отразившемся в мультфильмах того времени. Иную картину семейных взаимоотношений в современном российском обществе, представленную на основе обзора научной литературы и интервью и заключающуюся в традиционно более агрессивном и доминантном мужском образе относительно женского, представляется возможным проинтерпретировать как результат того, что авторами сюжетов проанализированных мультфильмов являются мужчины, так и тем, что для мужчин, в принципе, менее свойственно обращение за помощью в критических семейных ситуациях, так как данное поведение было бы с позиций общественно-гендерных стереотипов свидетельством их слабости и несостоятельности.

Иную картину насилия в семье можно наблюдать в американских мультфильмах, в частности, в мультсериале «Симпсоны», где в одной из серий Гомер принимает решение наказать Барта за провинность, заставив в течение вечера сидеть в комнате. При этом отмечается, что изначально самим Бартом данное наказание воспринимается как вполне обоснованное, и он решает изменить своё поведение, в то время как Гомер, с течением времени, находит указанное выше наказание чрезмерно строгим и прощает Барта, что воспринимается последним в качестве слабости отца, легитимирующей продолжение предшествующего поведения. Произошедшая выше ситуация возникает в результате падения авторитета отца в западном обществе, вызванного изменением норм морали, когда ни сами родители, ни дети не имеют чётко очерченных норм допустимого либо недопустимого поведения в семье, что, в частности, осуждается создателями сериала. Таким образом, с позиций социального здоровья можно отметить неоднозначность современного более гуманного подхода к воспитанию, так как сами родители не уверены в пределах допустимых требований по отношению к ребёнку, что создаёт у них неуверенность в собственных силах, и, соответственно, отсутствие уважения у детей к родителям.

Аспект психологического насилия затрагивается в ирландском мультфильме «Гадкий утёнок» (2002), снятым на основе сказки Г. Х. Андерсена, где в символической форме, на примере стаи птиц, представлена жизнь человеческого сообщества. Основной конфликт данного мультфильма заключён в том, что птичье сообщество пытается заставить Маму-Утку отказаться от одного из утят, отличающегося от остальных. Данной цели птицы добиваются с помощью унижений и оскорблений как Гадкого Утёнка: «Держи его подальше от птичьего двора», «Не хватало того, чтобы он нас опозорил» и т.д.; так и его матери, не отказывающейся от идентификации с ним: «Ну, надо же, бывают же такие бессовестные утки». Относительно легитимности применения указанного выше вида насилия можно отметить, что оно поощряется птичьим сообществом, считающим оскорбительным для себя принимать в своих рядах чужеродный элемент, и воспринимается недопустимым со стороны семьи Гадкого утёнка, относящейся к нему как к своей неделимой части. Утки, осуждающие включение в свои ряды Гадкого утёнка, представлены в качестве более старших на вид, чем Мама-Утка, и, таким образом, выступают воплощением сложившихся устоев общества.

Данный мультфильм поднимает важный аспект социального здоровья, состоящий в специфике и характере разделяемых обществом или его частью ценностей и норм, которые, с одной стороны, безусловно, являются цементирующей основой общества, дающей составляющим его людям чувство принадлежности к единой институциональной организации, а также позволяющей выстраивать совместную стратегию поведения и испытывать чувство гордости, идентифицируя себя с его членами. С другой стороны, указанный выше процесс может привести к одностороннему и механическому вычёркиванию из социальной системы всех, кто каким-либо образом выделяется из общей массы, не совпадая с ней по некоторым критериям и предоставляя тем самым повод для общественной системы воспринимать его в качестве социально нездорового элемента. А это может привести к печальным последствиям для людей, не вписывающихся в общество и подвергаемых вследствие этого изоляции, тем самым может способствовать их психическим отклонениям и, таким образом, сделать их объективно социально нездоровыми. Стигматизация людей, каким-либо образом отклоняющихся от общепринятых норм, может нанести вред и обществу в целом, так как при взаимном сплочении в общую массу людей, воспринимаемых большинством в качестве социально нездоровых, создаётся почва для серьёзных и масштабных общественных конфликтов, а также исчезает возможность общественного развития как такового вследствие отвержения сообществом любых инноваций, не соответствующих его традиционному устройству.

Сказанное выше можно распространить также и на отдельно взятую семью, являющуюся составной частью и отображением всего общества и также заключающую в себе функцию привития ребёнку норм и правил поведения, что, с одной стороны, необходимо для его успешной социализации, а, с другой, без учёта его индивидуальности, может привести к обоюдному отчуждению со стороны детей и родителей, спровоцированному психологическим, экономическим, либо физическим насилием со стороны последних, а также к потере уверенности ребёнком в себе и собственных возможностях. Кроме того, определение обществом некоторых категорий людей в качестве социально нездоровых, в частности, алкоголиков, бомжей, инвалидов, людей нетрадиционной сексуальной ориентации и т.д., и, как следствие, их принудительная или относительная изоляция также может способствовать их десоциализации, что, в конечном итоге также может привести к возникновению проблемы насилия в семье как выплеска фрустрации, проистекающей из-за неудовлетворённости внешним миром.

В мультфильме «Золушка», основанном на французской сказке Ш. Перро, репрезентируется тема экономического насилия Золушки со стороны мачехи, проявляющегося в эксплуатации её труда в домашнем хозяйстве. В семье считается правомерным восприятие Золушки в качестве служанки, что оказывает несомненно пагубное влияние на психологическое здоровье воспитуемых в данной семье детей, а именно, Золушки, привыкающей в качестве нормы воспринимать своё приниженное положение, а также сестёр, считающих в порядке вещей пренебрежение другими людьми.

В проанализированных выше двух зарубежных мультфильмах насилие осуществляется в отношении объектов, не являющихся детьми по отношению к его инициаторам в кровно-родственном отношении, что, следовательно, не наносит урон восприятию роли родителя в качестве сакральной, необходимому для положительного психологического самочувствия ребёнка и ощущения им защищённости, а также для эффективного функционирования общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: