Во время раскопок в архивах шумерских городов найдены десятки тысяч табличек, из которых видно, какое огромное значение шумеры придавали отчетности, составлению деловых документов. Все регистрировалось, учитывалось и записывалось на табличке. Современная же историческая наука относится к этому как к благословенному дару: благодаря этим записям мы можем с большей точностью восстановить картину жизни Шумера, проследить развитие его экономики, правовых, семейных и прочих отношений начиная с самой глубокой древности.
Благодаря огромному количеству оставшихся письменных источников также можно узнать о филосовско-этических и правовых взглядах жителей Шумера.
СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Говоря о предназначении человека, неизбежно хочется спросить: кто определял судьбы людей? Не каждый человек мог обратиться непосредственно к ВЫСШИМ БОГАМ(важные люди), поэтому каждый простой человек имел своего бога покровителя.
Судьба, точнее, сущность или нечто «детерминирующее предначертание» у шумеров называли «нам-тар»; так же звучало имя демона смерти – Намтар.
Среди шумерских притч есть несколько произведений, в которых речь идет о Намтаре, демоне смерти и предопределения. Тор-кильд Якобсен перевел и интерпретировал их как одну притчу, названную им «Бедняк и его судьба». Это позволило увидеть концепцию фатализма и лучше понять представление шумеров о предназначении.
Что определило мою судьбу, скажу соседке:
Это она [моя мать] подставила меня под [действие]
презрительных слов;
В несчастный день я был рожден;
Что определило мою судьбу, она сказала: она отказалась быть моей матерью!
Соседка, которая вошла в дом, чтобы [помочь] моей матери,
Она перенесла меня в жизнь, умастила меня.
Как говорится, я человек, который стал подкидышем
еще до того, как была определена его судьба;
«Кто бы ни был мой господин, пусть знает:
Судьба подобна той одежде [что на него надета],
пеленает плотно среди пустыни. Судьба – это [также] бешеный вихрь,
несущийся над страной, Судьба – это пес, следующий за ним по пятам.
Прежде всего обращают на себя внимание страх и ненависть по отношению к предопределениюПосле этого отступления, необходимого для понимания истоков шумерских представлений о потустороннем мире, вернемся к верованиям и обычаям, связанным со смертью.
О ПРОФЕССИЯХ И ЗАНЯТОСТИ
ОБРАЗОВАНИЕ И МАСТЕРСТВО
Нельзя сказать, что карьера человека в Шумере целиком зависела от происхождения, хотя, разумеется, сыновьям придворных всегда был открыт путь к почестям и высоким должностям в царских дворцах или храмах. Сыновья купцов наследовали их имущество и торговые предприятия и продолжали вести их дела. От отца к сыну, как правило, переходили ремесленные мастерские, земельные владения и пр. Существовали традиционные для той или иной семьи профессии, благодаря чему отец мог передать сыну приобретенные им самим и унаследованные от отца опыт и знания. Вместе с тем, как свидетельствуют письменные документы, дворцовым чиновником нередко становился сын человека, далекого от двора. Но при одном условии: он должен был получить образование. А это было тяжелым и дорогостоящим делом.
Писцы например в прямом смысле этого слова, которые пользовались в Шумере чрезвычайно большим уважением и составляли привилегированную общественную группу. Умение красиво и быстро писать высоко ценилось в Шумере, и обучение этому являлось основной задачей шумерской школы. Как гласит изречение,
«Только тот настоящий писец, чья рука не отстает от уст».
Талант шумерских ремесленников, умение создавать полезные и прочные вещи ценились высоко. Об этом выразительно говорит изречение, посвященное людям, не сумевшим справиться со своей работой, а потому вынужденным бросить свою профессию:
неумелый певец становится гудошником;
неумелый купец становится погонщиком;
неумелый столяр становится прядильщиком;
неумелый оружейник становится изготовителем серпов;
неумелый строитель становится подносчиком глины.
Иначе говоря, человек, плохо справляющийся со своей работой, как бы опускается на ступеньку ниже. Столяр, изготавливающий плохие веретена, становится прядильщиком; неумелый оружейник, вместо того чтобы ковать дорогое оружие, делает серпы; каменотес идет работать на строительство в качестве подручного, т. е. превращается в неквалифицированного, вспомогательного рабочего.
. Разделение на бедняков и богачей существовало и постоянно давало о себе знать; свидетельством этого являются многочисленные пословицы, в которых о бедняках говорится с искренней симпатией.
«Бедняк всегда должен думать о том, где он добудет еду».
По-видимому, и в то время люди понимали, что «богатство далеко – нужда близко».
««Бедняку нигде не рады».
Бедняк никогда не бьет своего сына – он относится к нему как к драгоценности.
Причины этого кроются в условиях жизни: бедняки ждали помощи от своих детей.
В поисках работы и хлеба бедняки нередко меняли место жительства, на что указывает следующее изречение:
Очевидно, бедняки Шумера были покорны и смиренны. «Бедняки – самые тихие люди в стране», – говорили шумеры. А вот сентенция, нравственный смысл которой сводится к тому, что умножающий свое достояние умножает свои заботы:
Тот, у кого много серебра, может быть и счастлив, тот, у кого много ячменя, может быть и счастлив, но, тот, у кого нет совсем ничего, спит спокойно.
И все же именно богатство, а не личные качества обеспечивают человеку силу и вес в обществе.
ОТЦЫИ ДЕТИ
Вопросы «педагогики» и школьной жизни затронуты в целом ряде шумерских произведений. Если судить по литературным произведениям, отцы не скупились на нравоучения.
Беседа писца с непутевым. Здесь речь идет об обычаях и нравственных идеалах, а также об определенных педагогических принципах.
– Куда ты ходил?
– Я никуда не ходил.
– Если ты никуда не ходил, почему ты бездельничаешь? Ступай в школу, стань перед «отцом школы», расскажи ему заданный урок, открой свою школьную сумку, пиши свою табличку, и пусть «старший брат» напишет для тебя новую табличку. Когда закончишь урок и покажешь наставнику, возвращайся ко мне, не болтайся на улице. Ты понял, что я тебе сказал?
отец произнесит длинный монолог:
– Послушай, будь же мужчиной. Не стой на площадях, не разгуливай по садам. Когда идешь по улице, не гляди по сторонам. Будь почтителен, трепещи перед своим наставником. Когда наставник увидит в глазах твоих страх, он полюбит тебя… Ты, бродящий без дела по людным площадям, хотел бы ты достигнуть успеха? Тогда взгляни на поколения, которые были до тебя. Ступай в школу, это принесет тебе благо. Сын мой, взгляни на предшествующие поколения, спроси у них совета. Упрямец, с коего я не спускаю глаз, – я не был бы мужчиной, если бы не следил за своим сыном, – я говорил со своей родней, я сравнил наших родственников между собой, и нет среди них ни одного, похожего на тебя.
и прочее
Ночью и днем я терзаюсь из-за тебя. Ночи и дни ты расточаешь в поисках наслаждения. Ты накопил много сокровищ, ты раздался, стал толстым, большим, широкоплечим, сильным и важным. Но весь твой род терпеливо ожидает, когда обрушится на тебя беда, и все будут этому радоваться, ибо ты не стремишься стать человеком.
Но в конце текста есть надежда на то что сын вступит на путь истиный.
Четыре тысячи лет отделяют нас от того времени, когда было создано это произведение. Как мало изменились люди – и отцы и сыновья – за эти сорок столетий! Диалог между зрелой мудростью и своевольной, непокорной, желающей незамедлительно достичь всего юностью длится и сейчас. И не был бы наш шумерский писец отцом, если бы свою речь, полную горечи и гнева, не закончил словами надежды и благословением.
Глава V. В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНАМИ
Достигнутый шумерами высокий уровень цивилизации, созданная ими на протяжении веков общественно-политическая организация требовали тщательно разработанных юридических норм для всех сфер жизни. Шумерам были необходимы четко сформулированные, опирающиеся на традицию законы, соблюдать которые должны были все граждане.
действующими законодательными актами и были дошедшие до нас, правда не в полном объеме, древнейшие Законы царя Ур-Намму, основателя династии Ура (конец III тысячелетия до н.э.),
Законы Липид-Иштара, правителя царства Исины, Законы царя Билаламы царства Эшнунны (начало II тысячелетия до н.э.),
Среднеассирийские законы (середина II тысячелетия до н.э.) и самый значительный правовой документ Месопотамии - Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья.
Общая характеристика Законов Хаммурапи. Текст законов был зафиксирован клинописью на черном базальтовом столбе, найденном французскими археологами в 1901 г. в Сузах, восточнее от Вавилона. Часть текста оказалась стертой. Всего в судебнике 282 статьи, из которых сохранилось 247. Ряд статей удалось затем восстановить по документам из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала.. В преамбуле, в частности, дается религиозно-правовое обоснование власти монарха и определяется цель написания законов: «дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого».
Регуляция соц отношений