Брачно-семейное и наследственное право.





Вопрос о вступлении молодых людей в брак решался их родителями. Они давали совет, а чаще просто выбирали невесту для сына или жениха для дочери.. Согласия невесты на заключение союза не требовалось. Минимальный брачный возраст в Законах Хаммурапи не устанавливался. На практике вполне допускались браки с 7–9-летними девочками. Если две семьи желали породниться, обряд бракосочетания совершался, когда дети были еще совсем маленькими.
Хотя, как правило, решающее слово в вопросе о браке принадлежало родителям, случались и браки по любви. В этом убеждают шумерские пословицы. Например: «Женись на девушке, которая тебе приглянулась», – говорит мать сыну.

Законность браку придавало наличие письменного контракта. Заключение брачного союза требовало материальных вложений с обеих сторон. Сначала жених должен был внести задаток на свадебный пир (библум), затем выплатить выкуп за невесту (терхатум). Родители невесты давали за ней приданое (сериктум). Оно являлось наследственной долей невесты в доме отца, поэтому могло значительно превосходить по размерам выкуп, уплаченный женихом. После кончины жены такое приданое переходило в наследство детям, рожденным в браке, при их отсутствии – возвращалось в прежнюю семью жены.

Заключение брачного контракта родителями жениха и невесты налагало на последних определенные обязательства, и, если одна из сторон их нарушала, дело передавалось в суд, который либо принуждал строптивого к выполнению договора, либо назначал компенсацию в пользу потерпевшего.

Не все браки оказывались счастливыми. Как говорилось в шумерской пословице:

Счастье – в женитьбе, а подумав – в разводе.

Среди судебных документов немало текстов, посвященных бракоразводным делам. Удовлетворяя иск о разводе, суд назначал пострадавшей стороне денежную компенсацию.

 

Специальная оговорка в брачном контракте могла оградить жену от кредиторов мужа, с которыми он вел дела до вступления в брак. Без согласия жены муж не мог распоряжаться ее имуществом. Но вместе с тем оба супруга в одинаковой степени несли ответственность по тем обязательствам, которые взяли на себя, будучи супругами. У жены могли быть собственные рабы, не подчинявшиеся мужу. Если в доме не было взрослого сына, жена в отсутствие мужа распоряжалась их общим имуществом.

После смерти мужа жена получала свою часть наследства, которое делилось поровну между нею и детьми. Если же в семье был один сын, почему-либо лишенный отцом наследства или утративший право участвовать в дележе отцовского состояния, жена становилась единственной наследницей всего имущества.
Вдова имела право снова выйти замуж, но в этом случае она лишалась своей доли наследства покойного мужа. Ее часть наследства доставалась детям от первого брака.

Таким образом, шумерское законодательство в какой-то мере ограничивало власть мужа над женой. Зато дети целиком находились во власти родителей. Отец и мать могли лишить наследства сына или дочь, могли проклясть своего ребенка, выгнать его из города, продать в рабство. В судебном архиве Лагаша обнаружен документ о продаже матерью дочери: -

Дитилла. Этамузу, дочь Лу-Уту, Уршугаламма, повар, купил за четыре с половиной сикля серебра от Ату, супруги Лу-Уту. Этамузу заявила Уршугаламме: «Я не являюсь твоей рабой». В том, что Уршугаламма Этамузу купил и цену за нее честно уплатил, Ур-Баба, садовник, и Игитур являются свидетелями. Ату, ее мать, перед Алламу [судьей] и Луэбгаллой [судьей] подтвердила, что Уршугаламма дочь ее, Этамузу, у нее купил.

Отец мог продать в рабство не только детей, он мог, если только это не было четко оговорено в брачном контракте, при определенных обстоятельствах продать свою жену или передать ее кредитору на три года в качестве уплаты за невозвращенный долг.

Если жена оказывалась бесплодной, муж мог отослать ее в дом родителей вместе с приданым и назначенной судом денежной компенсацией. Если же отец жены, предвидя такую возможность, оговорил в брачном контракте получение развода сложными для выполнения условиями, муж мог, не разводясь, взять в дом вторую жену. Новая жена, невзирая на то что брак был официально оформлен, не получала равных прав с первой. Муж нес полную ответственность за обеспечение первой жены и охранял ее привилегии. Новая жена должна была прислуживать первой, «мыть ей ноги и носить ее стул в храм». Случалось, что новая жена приходила в дом с разрешения первой.

Ввсе дети имели право наследовать имущество после своих родителей, а родители могли лишить наследства кого-либо из детей, разумеется если для этого имелись веские причины. Между братьями нередко возникали конфликты из-за наследства, что нашло отражение в пословице «Братья в гневе уничтожили наследство отца».

Дочери, как правило, имели равные права наследования с сыновьями. Если девушка становилась жрицей, она получала свою часть наследства при жизни родителей.

Составлявшийся в суде специальный документ гарантировал равные права приемного ребенка с остальными детьми в семье. Приемный отец мог прогнать от себя усыновленного ребенка, но в этом случае последний имел право на часть движимого имущества отца. Если приемный сын отказывался от своего второго отца или, найдя настоящих родителей, пытался вернуться к ним, его клеймили и продавали в рабство.

 

УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА

 

Наряду с рассмотренными выше будничными, бытовыми, до некоторой степени формальными делами шумерские суды занимались и уголовными преступлениями: кражами, мошенничествами, убийствами. Обратимся к этой «изнанке жизни», отображенной в судебных документах, в особенности в тех, интерпретация которых в связи с хорошей сохранностью текста оставляет минимальные возможности для каких-либо сомнений.
Преступные деяния, указанные в судебнике, можно разбить на следующие группы:
1) религиозные (например, чародейство);
2) должностные (преступление судьи, изменившего первоначальный приговор);
3) воинские (дезертирство, преступления воинских начальников в отношении подчиненных);
4) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и действием, клевета);
5) имущественные (различные виды краж, грабеж, повреждение или уничтожение чужого имущества, мошенничество)
6) против семьи и нравственности (кровосмешение, прелюбодеяние жены, изнасилование, увоз замужней женщины, похищение ребенка и др.).

В качестве главного, хотя и не единственного, принципа при определении наказания Законы проводят принцип талиона. В основном он действовал в тех обстоятельствах, когда преступник и его жертва имели равный статус, в частности, являлись авилумами. Если преступление было совершено в отношении лица, низшего по положению (авилумом против мушкенума), выплачивался штраф. В случае невозможности прямого осуществления принципа талиона, могло применяться фиктивное воздаяние «равным за равное», символический талион. Так, кормилица, виновная в подмене умершего младенца, наказывалась отрезанием груди; сын, ударивший отца, лишался пальцев. Судебник Хаммурапи уже знает такое понятие, как неумышленное преступление, которое наказывается менее сурово, чем умышленное. Так, соучастие жены в убийстве мужа наказывалось смертной казнью, но неумышленное убийство врачом пациента во время операции влекло наказание в форме отрезания

Применяемые наказания были довольно разнообразны. Но обращает на себя внимание частое применение смертной казни. Она использовалась как в простой (утопление), так и в квалифи-цированной форме (сожжение, сажание на кол, разрывание на части). Помимо смертной казни применялись: телесные наказания – болезненные и членовредительные, обращение в рабство, изгна-ние из общины, штрафы, наложение позорящих знаков, смещение с должности.

 

 

РАБА ЗАЩИЩАЛ ЗАКОН

 

А теперь обратимся к судебным документам, которые явились предметом особенно пристального внимания юристов, историков и социологов.

Интересная деталь: раб в Шумере имел право обращаться в суд, подавать жалобу на своего хозяина! Триста лет спустя один из законов кодекса Хаммурапи устанавливал другой порядок; рабу, который отказывался от своего господина, отрезали ухо. Последующие поколения рабовладельцев вели все более решительное наступление на права рабов, так что в Древнем Риме раб уже стал вещью, существом, лишенным каких-либо прав. Как далеки от этого шумерские законы, гуманность которых, пусть продиктованная экономическими соображениями, не подлежит сомнению.

Наряду с храмовыми и царскими рабами появляются рабы, принадлежащие частным лицам. Шумеры начали покупать рабов, которые считались «движимым имуществом», еще до того, как возникла купля-продажа земли. Стоимость раба в эпоху господства аккадской династии не превышала стоимости рабочего скота-вола или осла. Рабовладелец распоряжался жизнью раба. Беглого раба после поимки заковывали в кандалы. С другой стороны, раб, необходимый в хозяйстве считался почти членом семьи. Хозяин заботился о его здоровье, т. е. работоспособности. Не следует забывать также о том, что иногда родители отдавали в рабство своих детей на какое-то время в качестве компенсации за неоплаченный долг. Хозяин нес ответственность за жизнь и здоровье такого раба.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: