Программа летнего проекта «Прочитаем «Онегина..» вместе»
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 9 класса, на период с 1 по 15 июня
На реализацию творческого курса отводится 8 часов (4 часа в неделю).
Программа реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования второго поколения.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует расширению культурного диапазона обучающихся, повышению культуры поведения.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театральным искусством и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы, основана на психологических особенностях развития девятиклассников
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые способствуют формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- поэтапное освоение различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков воспитанников в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности воспитанников,
Формы работы:
Основными формами курса:
- Видео театральных постановок ведущих театральных коллективов
- онлайн-беседы,
- онлайн- экскурсии в театральное «закулисье»
- видео монологи
Постановка сцен к конкретному произведению русской классики, создание мини сценариев, репетиция и запись на видео творческой работы.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Участники программы учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Воспитанники привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление инсценировки.
Программа рассчитана на знакомство ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства.
Освоение программного материала происходит через практическую часть. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются такие виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью участника в онлайн-беседах
- зачётная работа представленная в виде киносюжета
2.Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
- виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- наизусть отрывок из програмного произведения (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Учащиеся должны уметь
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Приобретение школьником социальных знаний: Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Формирование ценностного отношения к социальной реальности: Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
.В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную руководителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над сценой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности р работе над этюдом.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- проявлять инициативу и активность
- обращаться за помощью не только к руководителю, но и к другим источникам информации;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять самоконтроль;
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, восхищение и т.д.)
Тематическое планирование
№ | Тема | Задача | Дата |
Прочтение «деревенских» глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Представить картины деревенской жизни главного героя, выделить фрагмент для инсценирования, характеризующий Онегина | 03.06.20 | |
Портретная характеристика героев: Онегин, Ленский, Татьяна, Ольга | Подбор фрагментов текста для создания сценических образов главных персонажей | 03.06.20 | |
Сценический образ. Из каких деталей складывается сценический образ. | Художественный анализ текста. Подсказки автора, как их найти. | 05.06.20 | |
4. | Театральные постановки «Евгения Онегина» | Просмотр видеозаписи спектакля «Евгений Онегин» в исполнении актёров ведущих театров https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/65006/episode_id/2266402/video_id/2297802/ | 05.06.20 |
5. | Женские образы в романе | Онлайн обсуждение сценического представления образов Татьяны и Ольги | 08.06.20 |
6. | Монологи Онегина и Ленского | Онлайн обсуждение сценического представления образов | 08.06.20 |
7. | Работа над сценой. Видеозапись заданной сцены. | Обсуждение реквизита, декораций, музыкального сопровождения сюжета. | 12.06.20 |
8. | Конкурс видеосюжетов | Размещение лучших работ в школьной групе | 12.06.20 |
итого | 8 занятий |