ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: Технократизм в инженерном мышлении: причины, издержки, пути преодоления




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫНАУКИ И ТЕХНИКИ»

Для 57-М гр. (в период с 10.11.20 по 17.11.20)

 

1. Ознакомиться с материалом практического занятия по теме: «Технократизм в инженерном мышлении: причины, издержки, пути преодоления» и ответить на вопросы.

 

Выполненную работу прислать преподавателю — Татьяне Ивановне Коптеловой на адрес: koptelova2008@bk.ru

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ: Технократизм в инженерном мышлении: причины, издержки, пути преодоления

План:

1. Сущность технократизма.

2. Идея технократии, как власти инженеров.

3. Закон техногуманитарного баланса.

1. Сущность технократизма

Технократизм – это способ мышления, абсолютизирующий место техники в обществе, приписывающий техническому прогрессу и техническим специалистам ведущую роль в разрешении социальных проблем и преодолении кризисов общественного развития.

Концепции технократизма получили широкое распространение в 20–50 гг. XX в. под влиянием лавины технических, достижений и открытий, совершенных в XIX – ХХ вв. в ходе индустриализации. Создание невиданных ранее грандиозных технических сооружений (Эйфелева башня, первые метрополитены, «небоскребы», автомобили, самолеты, новые типы кораблей и т. п.), массовое производство промышленных и бытовых машин, облегчающих труд людей, делающих их жизнь комфортной, - породили массовое восприятие техники и технического прогресса как явлений исключительно позитивных, способных стать главным рычагом поворота общественной жизни к лучшему. Укреплению позитивного образа техники способствовало и то, что она выгодно отличалась от других движущих сил общественного развития, таких как революции, войны, борьба за передел мира и др.

Важную роль в развитии технократического умозрения сыграли надежды на то, что техническая, инженерная интеллигенция, как новый, прогрессивный, духовно здоровый слой, займет со временем ведущие позиции в руководстве общественным развитием. Приход инженеров к руководству политическими институтами, правительственными учреждениями, промышленными корпорациями – рассматривался многими в условиях тяжелейшего экономического кризиса 30–40 гг. в Европе («Великой депрессии») как средство нормализации жизни, возвращения утраченного равновесия.

 

2. Идея технократии, как власти инженеров, получила развитие в работах Т. Веблена («Инженеры и система цен» (1921) и др.). Согласно Веблену технические специалисты в интересах промышленного и социального прогресса способны сменить в социальном управлении буржуазию и ее политических ставленников. Технократам надлежит объединиться, занять ключевые позиции и практически начать рациональное управление обществом. В обстановке «Великой депрессии» в США возникло общественное движение «технократии», программа которого предусматривала создание «совершенного социального механизма», осуществляющего бескризисное развитие экономики. Концепцию Т. Веблена, встреченную с энтузиазном в широких кругах, развивали А. Берд, А. Фриш и др.

В работе «Революция менеджеров» (1941г.) американский социолог Дж. Бернхайм пришел к выводу, что власть «технократии» в лице менеджеров стала в ряде стран мира политической реальностью. Собственность, считал он, - должна переходить в руки менеджеров, ибо эффективно распоряжаться ею могут только управляющие. Согласно Бернхайму под влиянием технологической революции капитализм сменяется не социализмом, а «обществом управляющих». В различных вариантах идеи технократии получили развитие в концепциях «нового индустриального общества» (Дж. Гэлбрейт), «постиндустриального общества» (Д. Белл) и др.

Долгое время технократические концепции развития общества рассматривались как реалистичные и продуктивные. Однако со временем начала выявляться их односторонность, «одномерность». Во второй половине ХХ века стали быстро нарастать глобальные проблемы человечества, многие из которых связаны с ростом мощности и разрушительности используемых технических средств (загрязнение среды, нарушение экологического равновесия, истощение природных ресурсов, рост масштабов и степени опасности техногенных аварий, а также разрушительной силы создаваемого оружия и др.). Все более очевидной становилась опасность последствий нарастающего разрыва между уровнями технологии и нравственности.

В ряде антиутопий писателей О. Хаксли («Прекрасный новый мир»), Р. Бредбери («451о по Фаренгейту»), К. Воннегута («Утопия 14») и др. показана антигуманная сущность технократического государства, подавляющего индивидуальность и свободу человека. Во все большей мере начала проявляться опасная зависимость жизни общества от технологических рисков, связанных с появлением сверхмощных объектов техники (ядерных объектов, опасных химических производств, запусков ракетно – космических систем и др.). Односторонне – техническое образование, не сбалансированное адекватным ростом культуры, нравственности, гуманитарных знаний и ценностей, ведет к появлению специалистов с узкотехническим, «машиноподобным» мышлением. Доверять управление людьми, общественными процессами, современным производством, - таким одномерно мыслящим технократам просто опасно.

Поэтому на современном этапе назрела необходимость взвешенной, реалистичной оценки роли техники и технических специалистов в жизни общества. Реалистический подход к технической реальности в современных условиях предполагает:

· учёт противоречивой роли техники в общественном развитии. Выявление не только позитивных, но и негативных аспектов ее влияния на общество;

· экспертизу существующих рискогенных производств и создаваемых объектов техники с точки зрения безопасности их применения и предотвращения возможных катастроф;

· развитие комплекса направлений и средств гуманизации техники: автоматизации, экологизации, эргономизации, информатизации, эстетизации и др.;

· гуманитаризация современного образования, в особенности технического. Осознание того, что технический специалист без основательного гуманитарного образования и воспитания, без развитого социального мышления, - не соразмерен современным требованиям и не сможет эффективно управлять современным производством.

3.Закон техногуманитарного баланса

Устойчивость существования человеческих сообществ зависит от того, насколько их инструментальные, технические возможности компенсированы моральными нормами, знаниями и культурными ограничениями экологической и социальной агрессии.

Когда мощь производственных и боевых технологий существенно превосходит качество культурных регуляторов и ограничителей, общество вступает в полосу антропогенного кризиса. Оно, как правило, становится жертвой собственного могущества, подрывает природные и социальные факторы своего существования. Такова причина надлома и гибели многих стран и цивилизаций.

Закон техногуманитарного баланса заключается в том, что всякое качественное совершенствование технических орудий и возрастание мощи используемых энергетических источников должно быть сбалансировано ростом нравственности, образованности, культуры, развитием правовых и политических регуляторов общественной жизни. В качестве иллюстраций данного закона можно указать следующие исторические факты:

· Изобретение метательного оружия и изощренных технологий охоты в эпоху позднего палеолита повлекло такие масштабы истребления крупных млекопитающих, что численность населения Евразии из-за оскудения пищевого рациона сократилась на порядок. Неолитическая революция, в ходе которой были выработаны качественно новые, производственные технологии скотоводства, земледелия, ручного ремесла, а также новые, более рациональные формы внутри - и межплеменных отношений, позволила преодолеть этот кризис.

· Распространение в первом тысячелетии до новой эры дешевого и высокоубойного железного оружия потребовало выработки качественно новых моральных и социальных ограничителей, роль которых начали выполнять мировые монотеистические религии, пришедшие на смену язычеству.

 

В целом правомерно утверждать, что цивилизация на нашей планете жива до сих пор благодаря тому, что люди, становясь сильнее, образованнее, нравственнее, учились лучше понимать окружающий мир и друг друга. Многие крупнейшие организационные, интеллектуальные, технологические и моральные преобразования в истории человечества возникли именно как ответ общества на разрушительные кризисы, вызванные применением технических новшеств.

 

ВОПРОСЫПО МАТЕРИАЛУ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: