Цель: дать понятие «фразеологизмы»; обогатить речь учащихся фразеологизмами. | Образовательные результаты: - Ввести термин «фразеологизм», учить использовать их в речи; закрепить знания о синонимах и антонимах. - Способствовать развитию связнойречи, языковой интуиции; обогащению словаря учащихся. Формировать УУД: Личностные результаты: - Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. - Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. Регулятивные УУД: - Умение принимать и сохранять учебную задачу. - Умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществить взаимо и самопроверку. Коммуникативные УУД: - Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других). - Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации. - Работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные УУД: - Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. - Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. - Развивать умение работать с разными видами учебной информации. - Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания. Личностные УУД: - Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. - Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы). - Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов. - Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. Личностные УУД: -Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. - Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы). -Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов. Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. |
Основные понятия | Устойчивые выражения |
Ресурсы: | Карточки с заданиями, презентация, видеофрагменты, схемы-опоры, фразеологические словари, тетради. |
Организация пространства | Коллективные способы обучения, индивидуальные способы обучения. |
Ход урока | ||||
Технология проведения | Ответы учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.) | Психологический настрой к учебной деятельности. | Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация | – Весёлый прозвенел звонок, мы начинаем наш урок! Здравствуйте, скажем, руками! Здравствуйте, скажем, глазами! Здравствуйте, скажем, ртом: «Здравствуйте! Станет радостней кругом! Прекрасного всем настроения и много новых знаний! | Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели. |
II. Словарная работа. Минутка чистописания. (5 мин.) | Учащиеся определяют словарное слово. - Здравствуйте. - Непроизносимый согласный звук «в» и безударный гласный звук «э». Записывают чистописание, сначала буквы в соединение, элементы букв, затем работа со словом. Учащиеся здороваются на разных языках, а затем записывают понравившееся высказывание. - Здравствуйте! - Привет. | -Ребята, какое же словарное слово встретилось в нашем приветствии? -Какая орфограмма встречается в этом слове? Значит, мы должны запомнить правописание этого слова, тем более каждый день мы его произносим. Давайте красиво и правильно запишем это слово в тетрадях и подчеркнём непроизносимый звук в. Открываем тетради и записываем число. Пишем соединение букв и элементов. 3з ззз з//з Теперь до конца строки прописали это слово (здравствуйте), сколько раз оно поместится. Существует множество видов приветствия друг друга у разных народов. Разные жесты, разные слова. Пожимая друг другу руку, мы не только приветствуем человека, но и желаем ему здоровья. Современные люди приветствуют друг друга так: Украинцы: «Прывит!», «Здоровэньки булы!», «Добрый дэнь» Белорусы: «Добрай раницы!» или «Прывитанне». Татары: Они здороваются, произнося «исэнмесез». Выражение переводится как «здоровы ли вы?» Армяне: На армянском языке «здравствуйте» звучит как «баревдзез», а «привет» - «вохчуйн». Азейбаррджанцы: При встрече они говорят друг другу «салам алейкум». Мордва: Друг друга они приветствуют так: «шумбрат». Башкиры: при встрече интересуются друг у друга: «здоровы ли вы?» На их языке это звучит как «хаумыгыгыз». –А как говорят при встрече русские? - Как вы приветствуете своих друзей? - А все теперь, скажем, здравствуйте, нашим гостям. - Какое приветствие вам понравилось больше, то и запишите в тетрадь. Мы живем в многонациональной стране. Нашу Родину населяют люди разных национальностей. Поэтому мы должны бережно относиться к языковому наследию и культурным традициям тех народов, которые живут рядом с нами. | Познавательные УУД: - умение структурировать знания; - анализ, синтез для сравнения, выбор оснований. | |
III. Актуализация опорных знаний. (3 мин.) | Отвечают на вопросы, выполняют предложенные Задания. - Наша речь состоит из предложений. - Предложения состоят из слов. - Слово сравнивается с яблоком. - Уметь употреблять слова в разных значениях. - К бережному отношению к слову, к русскому языку. Узнавание литературного героя. Определение детьми девиза урока: умей владеть словом, правильно употреблять слова и выражения в речи. - Выражения второго столбика сделали нашу речь более красочной и выразительной. - Такие выражения называются фразеологизмами. - Да, не все слышали. - Да, хотим. - Тема урока: фразеологизмы. - Нет, не все. - Да, хотим. - Да, хотели бы. - Узнать, что такое фразеологизм. -Объяснять значение фразеологизмов. -Составлять предложения с фразеологизмами. - Познакомиться с фразеологизмами других народов. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | - Из чего состоит наша речь? -А из чего состоят предложения? В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное. Умей, девица, повёртывать!» -С чем сравнивается слово? - Как вы понимаете, умей слово повертывать, поворачивать? - К чему призывают нас наши предки? Определить тему урока нам поможет игра «Волшебное яблочко». Я хочу вам рассказать, как я сегодня собиралась на работу, используя разные выражения. - Я сегодня встала очень рано – ни свет, ни заря. - Приехала к вам издалека – из-за тридевять земель. - Очень хочется, чтобы наш урок прошел замечательно – без сучка, без задоринки. - А для этого нам нужно работать хорошо – не покладая рук. - Посмотрите, я говорила об одном и том же, но использовала разные фразы, выражения. - Выражения 1-го или 2-го столбика делали нашу речь ярче, выразительнее? Вспомните, как называются такие выражения? Да, в основе моего рассказа лежит интересное явление языка, которое называется фразеологизм. -Слышали ли вы когда-нибудь это слово? - Знаете, что оно обозначает? - Хотите узнать? - Сформулируйте тему нашего урока. - Все ли устойчивые выражения. Которые я употребила, вам известны, знакомы? Хотели бы вы узнать новые устойчивые выражения и узнать их тайны? А хотели бы вы познакомиться с фразеологизмами других народов? Сравнить их с русскими фразеологизмами? Какие цели вы перед собой поставите? 1.Узнать, что такое фразеологизм. 2.Объяснять значение фразеологизмов. 3.Составлять предложения с фразеологизмами. 4.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и группе. | Познавательные УУД: - умение структурировать знания; - анализ, синтез для сравнения, выбор оснований. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
IV Совместное открытие нового знания (15 мин.) | Учащиеся дополняют известные фразеологизмы недостающими словами, анализируют и приходят к открытию 1-ой тайны фразеологизмов. Работают в парах, а затем работают на интерактивной доске, устанавливают связи. - Нет, не можем. - Теряется смысл высказывания, мы не можем понять смысл фразеологизма. Слушают видео стихотворение с употреблением фразеологизма. Наблюдают в прямом или переносном значении он употребляется. - Он не понял, в каком значении употреблён фразеологизм в стихотворении - Фразеологизм употреблен в стихотворении в переносном значении. - Спросить у взрослых, у учителя. А лучше посмотреть в словаре. -Фразеологический. Работают со словарём устойчивых выражений, находят толкование заданных фразеологизмов. - Может быть, искать на нужную букву. - Посмотреть на букву, с которой начинается фразеологический оборот. Надо вспомнить место этой буквы в алфавите. Открыть страницу с этой буквой. - О значении фразеологизмов можно узнать в словаре. Учащиеся записывают в тетрадь кластер. | Организация диалога Способствование составлению детьми плана урока Терминологический словарь –организует работу над терминами Создаёт условия для открытия тайны фразеологизмов о целостности и неделимости Организует работу учащихся по наблюдению в прямом или переносном значении употребляются фразеологизмы. Организует учебный диалог, работу со словарём | -Итак, давайте разбираться, что же такое фразеологизмы. 1) А теперь я предлагаю совершить первое открытие в мире фразеологизмов. Открытие 1-й тайны фразеологизмов: - Работаем в парах - Возьмите карточку №1. На этой карточке вам надо выполнить следующее задание. У вас дано начало фразеологизмов, а вам надо выбрать из слов подходящее окончание. 1. Голодный, как …… 2. Хитрый, как………. 3. Труслив, как………. 4. Нем, как ………… 5. Болтлив, как……… Слова для справок: сорока, лиса, волк, заяц, рыба. - Скажите, мы можем поменять местами в этих высказываниях слова, чтобы не нарушить их смысл? - Попробуйте это сделать. -Получилось это у вас? - Какой вывод мы можем сделать? В фразеологизмах мы не можем менять слова и их порядок, мы их используем в речи в готовом виде, запоминая их. - Начинаем составлять кластер. 2)Чтобы открыть вторую тайну фразеологизмов давайте посмотрим видеоролик. Видео из инфоурока. -Скажите, а почему мальчик искал нос у осени. - В каком значении употреблен фразеологизм в этом случае: в прямом или переносном. - Давайте сделаем вывод. В каком смысле употреблены в основном фразеологизмы. Итак, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. - Большинство фразеологизмов употребляется в переносном значении. (Кластер) 3) 3 тайна. Работа со словарём устойчивых выражений, знакомство с новыми фразеологическими словарями. -Всегда ли нам понятны значения фразеологизмов, что делать, если непонятны? -Спросить у взрослых, у учителя. А лучше посмотреть в словаре. - Как вы думаете, как будет называться словарь, в котором можно посмотреть значение фразеологизмов? (фразеологический) - Есть специальные фразеологические словари. Например, “Фразеологический словарь для младших школьников” под редакцией Н. А. Павловой. Я принесла на урок большой фразеологический словарь для детей под редакцией Розе Т.В.. Он интересен тем, что в нем цветные страницы. Для каждой буквы – свой цвет. Например, все фразеологизмы, которые начинаются на букву А, размещены на розовых страницах, а на букву З – на сиреневых. В книге много забавных иллюстраций. - У вас на столе лежат маленькие фразеологические словарики (школьные). - А как быстро найти в этом словаре нужный фразеологизм? - Молодцы! Действительно, фразеологизмы в словарях даны в алфавитном порядке. Поэтому, чтобы найти быстро нужный фразеологизм, надо его чётко знать, т.к. это устойчивое сочетание слов. Менять в нем какие-либо слова нельзя. - Давайте попробуем поработать со словариками. Работа над фразеологизмом Держать в ежовых рукавицах – 1 ряд. Махнуть рукой – 2 ряд. Взять на буксир – 3 ряд. - Давайте сделаем вывод. - Итак, где можно узнать о значении фразеологизмов? Да, верно, молодцы,о значении и происхождении фразеологизмов можно узнать в словарях. (Кластер) Итак, давайте сделаем вывод, что такое фразеологизмы. Кластер. 1. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов. 2. Фразеологизм употребляется как некоторое целое выражение, не допускающее внутри себя перестановки слов местами. 3. Фразеологизмы – это словосочетания, в которых слова всегда употребляются в переносном значении. 4. О значении и происхождении фразеологизмов можно узнать в словаре. - Запишите полученный кластер в тетрадь. | Познавательные: - постановка и формулирование темы и цели урока. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. - анализ, синтез для сравнения, выбор оснований. Регулятивные УУД: -уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя. - уметь работать с информацией, со словарями. |
V.Физкультминутка. (2 мин.) | Выполняют движения, зашифрованные во фразеологизмах. | Организует физкультминутку | - Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять. - Встанем, как аршин проглотили. - Проголосуем обеими руками. - Согнемся в три погибели. - Попрыгаем, как заяц. -Дадим задний ход. -Посмотрим друг другу в глаза. - Побьём друг другу челом. - Разведем руками. - А теперь - руки в боки. - Подержим нос по ветру. - Намылим друг другу шею. Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наш урок. | |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин) | Учащиеся выполняют задание на ноутбуках, выбирают правильный ответ из предложенных вариантов. Учащиеся сначала у себя в карточках ищут необходимые фразеологизмы, а затем на интерактивной доске подчеркивают для проверки. Затем записывают в тетрадь. | Организует и корректирует объяснение и самопроверку | - А сейчас поработаем в парах. Поработаем онлайн, используя интернет. Откройте ноутбуки. В программе у вас есть тест. Вам необходимо записать свои имена в тест, чтобы я могла видеть, какая пара ответила. У меня на экране будут отображены все ваши ответы. Вам необходимо выполнить тест, выбирая правильный ответ. № 1. Белорусы говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, дагестанцы – как две ягоды, ненцы– как яйцо и яйцо. А как говорят русские?(Как две капли воды) № 2. В Мордовии о такой ситуации говорят: когда у кур будут зубы, украинцы – когда полетят свиньи, эвенки – когда собаки залают хвостами. А что говорим мы?(Когда рак на горе свистнет) № 3. Абхазцы говорят о таком человеке, что он живет в клевере, украинцы – что он сидит, как личинка (червячок) в сале, в Мордовии – как петух в тесте. А что говорим мы?(Как рыба в воде) № 4. Чуваши говорят о таком человеке: негнущийся, как кочерга, ханты – прямой, как кол. А как говорят по-русски? (Стоит, как вкопанный) №5. Тувинцы говорят: ни молоко, ни брынза. А как говорят русские? (Ни рыба ни мясо). №6 Якуты говорят: «Желудок сыт, а глаз еще нет» А как русские?(Одни только глаза не сыты) 7№ Татары скажут: Богатство - не опора, единство – опора. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей) 1) - А теперь поработаем с текстом. Работаем парами. Возьмите карточку №3 Прочитайте текст. Определите тему текста. Какова главная мысль текста. Упр. 1 Три загадки Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет! Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились: - Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами! А дежурный вдруг как крикнет: -Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки! - Какие три загадки? –удивились ребята и разжали кулаки. Николай Сладков Задание: выписать из текста фразеологизмы. На работу вам 2 минуты. Кто справился уже с заданием, подчеркните на интерактивной доске, какие фразеологизмы вы встретили в тексте. | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации. - смысловое чтение и выбор ответа в зависимости от цели. - умение осознанно выбирать правильный ответ из ряда предложенных. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь работать в парах, договариваться. Личностные УУД: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: - уметь вносить необходимые коррективы в действие. после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
VII Домашнее задание (2 мин.) | Домашнее задание Карточка №4 Разноуровневое задание На оценку «3» Исправьте ошибки, составьте предложения с фразеологизмами и записать их. 1. два сапога – дорого; 2. одного поля помидор; 3. язык без мышц; 4. пальчики откусишь; 5. показать где креветки зимуют; 6. заблудился в двух липах. Ответ: 1. два сапога – пара; 2. одного поля ягода; 3. язык без костей; 4. пальчики оближешь; 5. показать где раки зимуют; 6. заблудился в двух соснах. На оценку «4» Найти фразеологизмы, которые употребляются у разных народов, но имеют сходный смысл. На оценку «5» Составить карточку – задание с использованием фразеологизмов для соседа. | |||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин.) | Отвечают на вопросы. | Организует фиксирование темы и цели урока Обобщают знания, составляя синквейн. | Вот и подошёл наш урок к концу. - Вспомните, цели, которые вы ставили перед собой вначале урока? - Кто забыл, можете воспользоваться слайдом на доске. 1.Узнать, что такое фразеологизм. 2.Объяснять значение фразеологизмов. 3.Составлять предложения с фразеологизмами. Как вы думаете, мы достигли, поставленных целей? А сейчас предлагаю вам составить синквейн с ключевым словом «фразеологизм» Фразеологизм устойчивый, неделимый выражает, употребляется, соотносит используется в речи в готовом виде употребляется в переносном значении - Моими помощниками на уроке были …… - Получаете отметку «5» - На перемене подайте дневники. - Спасибо! Урок окончен. | Познавательные УУД: -умение структурировать знания Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |