Технологическая карта урока. Ход урока Технология проведения Ответы учеников
| Цель:
дать понятие «фразеологизмы»; обогатить речь учащихся фразеологизмами.
| Образовательные результаты:
- Ввести термин «фразеологизм», учить использовать их в речи; закрепить знания о синонимах и антонимах.
- Способствовать развитию связнойречи, языковой интуиции; обогащению словаря учащихся.
Формировать УУД:
Личностные результаты:
- Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
- Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Регулятивные УУД:
- Умение принимать и сохранять учебную задачу.
- Умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществить взаимо и самопроверку.
Коммуникативные УУД:
- Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).
- Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации.
- Работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
- Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
- Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
- Развивать умение работать с разными видами учебной информации.
- Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.
Личностные УУД:
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы).
- Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
- Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. Личностные УУД:
-Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы).
-Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
Быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
| | Основные понятия
| Устойчивые выражения
| | Ресурсы:
| Карточки с заданиями, презентация, видеофрагменты, схемы-опоры, фразеологические словари, тетради.
| | Организация пространства
| Коллективные способы обучения, индивидуальные способы обучения.
|
| Ход урока
| | Технология проведения
| Ответы учеников
| Деятельность
учителя
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
| УУД
| | I. Мотивация к учебной деятельности
(1 мин.)
| Психологический настрой к учебной деятельности.
| Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация
| – Весёлый прозвенел звонок, мы начинаем наш урок!
Здравствуйте, скажем, руками!
Здравствуйте, скажем, глазами!
Здравствуйте, скажем, ртом: «Здравствуйте!
Станет радостней кругом!
Прекрасного всем настроения и много новых знаний!
| Регулятивные УУД:
нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность,
настойчивость в достижении цели.
| | II. Словарная работа.
Минутка чистописания.
(5 мин.)
| Учащиеся определяют словарное слово.
- Здравствуйте.
- Непроизносимый согласный звук «в» и безударный гласный звук «э».
Записывают чистописание, сначала буквы в соединение, элементы букв, затем работа со словом.
Учащиеся здороваются на разных языках, а затем записывают понравившееся высказывание.
- Здравствуйте!
- Привет.
|
| -Ребята, какое же словарное слово встретилось в нашем приветствии?
-Какая орфограмма встречается в этом слове?
Значит, мы должны запомнить правописание этого слова, тем более каждый день мы его произносим. Давайте красиво и правильно запишем это слово в тетрадях и подчеркнём непроизносимый звук в. Открываем тетради и записываем число.
Пишем соединение букв и элементов.
3з ззз з//з
Теперь до конца строки прописали это слово (здравствуйте), сколько раз оно поместится.
Существует множество видов приветствия друг друга у разных народов. Разные жесты, разные слова. Пожимая друг другу руку, мы не только приветствуем человека, но и желаем ему здоровья. Современные люди приветствуют друг друга так:
Украинцы: «Прывит!», «Здоровэньки булы!», «Добрый дэнь»
Белорусы: «Добрай раницы!» или «Прывитанне».
Татары: Они здороваются, произнося «исэнмесез». Выражение переводится как «здоровы ли вы?»
Армяне: На армянском языке «здравствуйте» звучит как «баревдзез», а «привет» - «вохчуйн».
Азейбаррджанцы: При встрече они говорят друг другу «салам алейкум».
Мордва: Друг друга они приветствуют так: «шумбрат».
Башкиры: при встрече интересуются друг у друга: «здоровы ли вы?» На их языке это звучит как «хаумыгыгыз».
–А как говорят при встрече русские?
- Как вы приветствуете своих друзей?
- А все теперь, скажем, здравствуйте, нашим гостям.
- Какое приветствие вам понравилось больше, то и запишите в тетрадь.
Мы живем в многонациональной стране. Нашу Родину населяют люди разных национальностей. Поэтому мы должны бережно относиться к языковому наследию и культурным традициям тех народов, которые живут рядом с нами.
| Познавательные УУД:
- умение структурировать знания;
- анализ, синтез для сравнения, выбор оснований.
| | III. Актуализация опорных знаний.
(3 мин.)
| Отвечают на вопросы, выполняют предложенные
Задания.
- Наша речь состоит из предложений.
- Предложения состоят из слов.
- Слово сравнивается с яблоком.
- Уметь употреблять слова в разных значениях.
- К бережному отношению к слову, к русскому языку.
Узнавание литературного героя.
Определение детьми девиза урока: умей владеть словом, правильно употреблять слова и выражения в речи.
- Выражения второго столбика сделали нашу речь более красочной и выразительной.
- Такие выражения называются фразеологизмами.
- Да, не все слышали.
- Да, хотим.
- Тема урока: фразеологизмы.
- Нет, не все.
- Да, хотим.
- Да, хотели бы.
- Узнать, что такое фразеологизм.
-Объяснять значение фразеологизмов.
-Составлять предложения с фразеологизмами.
- Познакомиться с фразеологизмами других народов.
| Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
| - Из чего состоит наша речь?
-А из чего состоят предложения?
В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное. Умей, девица, повёртывать!»
-С чем сравнивается слово?
- Как вы понимаете, умей слово повертывать, поворачивать?
- К чему призывают нас наши предки?
Определить тему урока нам поможет игра «Волшебное яблочко». Я хочу вам рассказать, как я сегодня собиралась на работу, используя разные выражения.
- Я сегодня встала очень рано – ни свет, ни заря.
- Приехала к вам издалека – из-за тридевять земель.
- Очень хочется, чтобы наш урок прошел замечательно – без сучка, без задоринки.
- А для этого нам нужно работать хорошо – не покладая рук.
- Посмотрите, я говорила об одном и том же, но использовала разные фразы, выражения.
- Выражения 1-го или 2-го столбика делали нашу речь ярче, выразительнее?
Вспомните, как называются такие выражения?
Да, в основе моего рассказа лежит интересное явление языка, которое называется фразеологизм.
-Слышали ли вы когда-нибудь это слово?
- Знаете, что оно обозначает?
- Хотите узнать?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Все ли устойчивые выражения. Которые я употребила, вам известны, знакомы?
Хотели бы вы узнать новые устойчивые выражения и узнать их тайны?
А хотели бы вы познакомиться с фразеологизмами других народов?
Сравнить их с русскими фразеологизмами?
Какие цели вы перед собой поставите?
1.Узнать, что такое фразеологизм.
2.Объяснять значение фразеологизмов.
3.Составлять предложения с фразеологизмами.
4.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и группе.
| Познавательные УУД:
- умение структурировать знания;
- анализ, синтез для сравнения, выбор оснований.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
| | IV Совместное открытие нового знания
(15 мин.)
|
Учащиеся дополняют известные фразеологизмы недостающими словами, анализируют и приходят к открытию 1-ой тайны фразеологизмов.
Работают в парах, а затем работают на интерактивной доске, устанавливают связи.
- Нет, не можем.
- Теряется смысл высказывания, мы не можем понять смысл фразеологизма.
Слушают видео стихотворение с употреблением фразеологизма. Наблюдают в прямом или переносном значении он употребляется.
- Он не понял, в каком значении употреблён фразеологизм в стихотворении
- Фразеологизм употреблен в стихотворении в переносном значении.
- Спросить у взрослых, у учителя. А лучше посмотреть в словаре.
-Фразеологический.
Работают со словарём устойчивых выражений, находят толкование заданных фразеологизмов.
- Может быть, искать на нужную букву. - Посмотреть на букву, с которой начинается фразеологический оборот. Надо вспомнить место этой буквы в алфавите. Открыть страницу с этой буквой.
- О значении фразеологизмов можно узнать в словаре.
Учащиеся записывают в тетрадь кластер.
| Организация диалога
Способствование составлению детьми плана урока
Терминологический словарь –организует работу над терминами
Создаёт условия для открытия тайны фразеологизмов о целостности и неделимости
Организует работу учащихся по наблюдению в прямом или переносном значении употребляются фразеологизмы.
Организует учебный диалог, работу со словарём
| -Итак, давайте разбираться, что же такое фразеологизмы.
1) А теперь я предлагаю совершить первое открытие в мире фразеологизмов.
Открытие 1-й тайны фразеологизмов:
- Работаем в парах
- Возьмите карточку №1. На этой карточке вам надо выполнить следующее задание. У вас дано начало фразеологизмов, а вам надо выбрать из слов подходящее окончание.
1. Голодный, как ……
2. Хитрый, как……….
3. Труслив, как……….
4. Нем, как …………
5. Болтлив, как………
Слова для справок: сорока, лиса, волк, заяц, рыба.
- Скажите, мы можем поменять местами в этих высказываниях слова, чтобы не нарушить их смысл?
- Попробуйте это сделать.
-Получилось это у вас?
- Какой вывод мы можем сделать?
В фразеологизмах мы не можем менять слова и их порядок, мы их используем в речи в готовом виде, запоминая их.
- Начинаем составлять кластер.
2)Чтобы открыть вторую тайну фразеологизмов давайте посмотрим видеоролик.
Видео из инфоурока.
-Скажите, а почему мальчик искал нос у осени.
- В каком значении употреблен фразеологизм в этом случае: в прямом или переносном.
- Давайте сделаем вывод. В каком смысле употреблены в основном фразеологизмы.
Итак, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно.
- Большинство фразеологизмов употребляется в переносном значении. (Кластер)
3) 3 тайна. Работа со словарём устойчивых выражений, знакомство с новыми фразеологическими словарями.
-Всегда ли нам понятны значения фразеологизмов, что делать, если непонятны?
-Спросить у взрослых, у учителя. А лучше посмотреть в словаре.
- Как вы думаете, как будет называться словарь, в котором можно посмотреть значение фразеологизмов? (фразеологический)
- Есть специальные фразеологические словари. Например, “Фразеологический словарь для младших школьников” под редакцией Н. А. Павловой. Я принесла на урок большой фразеологический словарь для детей под редакцией Розе Т.В.. Он интересен тем, что в нем цветные страницы. Для каждой буквы – свой цвет. Например, все фразеологизмы, которые начинаются на букву А, размещены на розовых страницах, а на букву З – на сиреневых. В книге много забавных иллюстраций.
- У вас на столе лежат маленькие фразеологические словарики (школьные).
- А как быстро найти в этом словаре нужный фразеологизм?
- Молодцы! Действительно, фразеологизмы в словарях даны в алфавитном порядке. Поэтому, чтобы найти быстро нужный фразеологизм, надо его чётко знать, т.к. это устойчивое сочетание слов. Менять в нем какие-либо слова нельзя.
- Давайте попробуем поработать со словариками.
Работа над фразеологизмом
Держать в ежовых рукавицах – 1 ряд.
Махнуть рукой – 2 ряд.
Взять на буксир – 3 ряд.
- Давайте сделаем вывод.
- Итак, где можно узнать о значении фразеологизмов?
Да, верно, молодцы,о значении и происхождении фразеологизмов
можно узнать в словарях. (Кластер)
Итак, давайте сделаем вывод, что такое фразеологизмы.
Кластер.
1. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов.
2. Фразеологизм употребляется как некоторое целое выражение, не допускающее внутри себя перестановки слов местами.
3. Фразеологизмы – это словосочетания, в которых слова всегда употребляются в переносном значении.
4. О значении и происхождении фразеологизмов можно узнать в словаре.
- Запишите полученный кластер в тетрадь.
| Познавательные:
- постановка и формулирование темы и цели урока.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
- анализ, синтез для сравнения, выбор оснований.
Регулятивные УУД:
-уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя.
- уметь работать с информацией, со словарями.
| | V.Физкультминутка.
(2 мин.)
| Выполняют движения, зашифрованные во фразеологизмах.
| Организует физкультминутку
| - Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять.
- Встанем, как аршин проглотили.
- Проголосуем обеими руками.
- Согнемся в три погибели.
- Попрыгаем, как заяц.
-Дадим задний ход.
-Посмотрим друг другу в глаза.
- Побьём друг другу челом.
- Разведем руками.
- А теперь - руки в боки.
- Подержим нос по ветру.
- Намылим друг другу шею.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наш урок.
|
| | VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(10 мин)
|
Учащиеся выполняют задание на ноутбуках, выбирают правильный ответ из предложенных вариантов.
Учащиеся сначала у себя в карточках ищут необходимые фразеологизмы, а затем на интерактивной доске подчеркивают для проверки. Затем записывают в тетрадь.
| Организует и корректирует объяснение и самопроверку
| - А сейчас поработаем в парах. Поработаем онлайн, используя интернет. Откройте ноутбуки. В программе у вас есть тест. Вам необходимо записать свои имена в тест, чтобы я могла видеть, какая пара ответила. У меня на экране будут отображены все ваши ответы. Вам необходимо выполнить тест, выбирая правильный ответ.
№ 1. Белорусы говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, дагестанцы – как две ягоды, ненцы– как яйцо и яйцо. А как говорят русские?(Как две капли воды)
№ 2. В Мордовии о такой ситуации говорят: когда у кур будут зубы, украинцы – когда полетят свиньи, эвенки – когда собаки залают хвостами. А что говорим мы?(Когда рак на горе свистнет)
№ 3. Абхазцы говорят о таком человеке, что он живет в клевере, украинцы – что он сидит, как личинка (червячок) в сале, в Мордовии – как петух в тесте. А что говорим мы?(Как рыба в воде)
№ 4. Чуваши говорят о таком человеке: негнущийся, как кочерга, ханты – прямой, как кол. А как говорят по-русски? (Стоит, как вкопанный)
№5. Тувинцы говорят: ни молоко, ни брынза. А как говорят русские? (Ни рыба ни мясо).
№6 Якуты говорят: «Желудок сыт, а глаз еще нет» А как русские?(Одни только глаза не сыты)
7№ Татары скажут: Богатство - не опора, единство – опора. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
1) - А теперь поработаем с текстом. Работаем парами.
Возьмите карточку №3
Прочитайте текст. Определите тему текста. Какова главная мысль текста.
Упр. 1
Три загадки
Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
- Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
- Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:
- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный вдруг как крикнет:
-Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
- Какие три загадки? –удивились ребята и разжали кулаки.
Николай Сладков
Задание: выписать из текста фразеологизмы.
На работу вам 2 минуты.
Кто справился уже с заданием, подчеркните на интерактивной доске, какие фразеологизмы вы встретили в тексте.
| Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации.
- смысловое чтение и выбор ответа в зависимости от цели.
- умение осознанно выбирать правильный ответ из ряда предложенных.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, уметь работать в парах, договариваться.
Личностные УУД:
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
- уметь вносить необходимые коррективы в действие. после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
| | VII Домашнее задание
(2 мин.)
|
|
| Домашнее задание
Карточка №4
Разноуровневое задание
На оценку «3»
Исправьте ошибки, составьте предложения с фразеологизмами и записать их.
1. два сапога – дорого;
2. одного поля помидор;
3. язык без мышц;
4. пальчики откусишь;
5. показать где креветки зимуют;
6. заблудился в двух липах.
Ответ:
1. два сапога – пара;
2. одного поля ягода;
3. язык без костей;
4. пальчики оближешь;
5. показать где раки зимуют;
6. заблудился в двух соснах.
На оценку «4»
Найти фразеологизмы, которые употребляются у разных народов, но имеют сходный смысл.
На оценку «5»
Составить карточку – задание с использованием фразеологизмов для соседа.
|
| | VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(2 мин.)
|
Отвечают на вопросы.
|
Организует фиксирование темы и цели урока
Обобщают знания, составляя синквейн.
| Вот и подошёл наш урок к концу.
- Вспомните, цели, которые вы ставили перед собой вначале урока?
- Кто забыл, можете воспользоваться слайдом на доске.
1.Узнать, что такое фразеологизм.
2.Объяснять значение фразеологизмов.
3.Составлять предложения с фразеологизмами.
Как вы думаете, мы достигли, поставленных целей?
А сейчас предлагаю вам составить синквейн с ключевым словом «фразеологизм»
Фразеологизм
устойчивый, неделимый
выражает, употребляется, соотносит
используется в речи в готовом виде
употребляется в переносном значении
- Моими помощниками на уроке были ……
- Получаете отметку «5»
- На перемене подайте дневники.
- Спасибо! Урок окончен.
| Познавательные УУД:
-умение структурировать знания
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
|
Поиск по сайту:
|