Формирование гласных в обучении пению




Составитель: пдо Марковникова Л.В.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Формирование гласных в обучении пению

Рассматривая вопрос о правильности и четкости формирования гласных в певческом процессе, следует отметить, что, в первую очередь нужно (вырабатывать) добиваться их твердого, активного и правильного произношения (подачу).

Гласные в речи образуют мелодику и содействуют звучности, в то время как согласные играют роль стержня, каркаса. Согласные более трудные для произношения (они требуют для своего образования постоянного преодоления препятствий и, большей активности речевого аппарата), поэтому прорабатываются позднее.

При работе над гласными звуками необходимо, прежде всего, сознательное усвоение расположения и функции органов речи (рта, губ, языка) при произношении той или иной гласной. Гласные звуки образуются только голосом, в них нет «шума», так как при их произношении воздух свободно проходит через полость рта.

Гласные можно характеризовать по тому, какое положение при их образовании занимает язык, какое участие принимают губы и каково положение мягкого нёба.

Язык может двигаться горизонтально, перемещаясь вперед или назад. В зависимости от движения языка по горизонтали получается гласный звук переднего, заднего или среднего ряда. 3

Гласные переднего ряда образуются, когда язык, продвинутый вперед упирается кончиком в нижние зубы, а в задней полости рта образуется свободное пространство. Гласные переднего ряда – «И», «Э ».

Если язык, оттянутый назад, приближается к мягкому небу, а кончик языка опущен и несколько отдален от нижних зубов, то получается гласные заднего ряда – «О», «У».

В зависимости от того, на сколько поднимается язык к твердому небу, различаются гласные высокого («И», «У»), среднего («Э», «О »), низкого («А») подъема.

По участию губ в произношении гласных их различают как огубленные У», «О ») и неогубленные И», «А», «Э»).

Русский язык очень благозвучен и по количеству гласных является одним из наиболее «певучих». В то же время он сложен для произношения, так как его слова произносятся часто не так, как они пишутся.

Особенностью нашего языка следует считать неточное произношение гласных. Мы пишем — голова, а произносим — галава. Пишем — окно, а говорим — акно.

Такое изменение гласных в речи обусловлено историческим развитием языка и вошло в норму. Однако эти изменения, допускаемые в речи, далеко не всегда могут быть допущены в пении, так как речевая гласная звучит коротко, а вокальная гласная продленно. Так, например, прозвучит не только антихудожественно, но и нарушит эстетическую норму русского языка фраза – «Прекрасная пальма растет», если она поется с применением речевого произношения: - «Прикрасная пальма растет».

Еще более необходимо следить за чистотой гласных, если их изменение «на речевой манер» наносит не только художественный ущерб исполняемому произведению, но и влечет за собой изменение значения слова (вместо «все летала, распевала» поют «все литала, распивала» и т. п.).

Наиболее часто встречающиеся изменения произношения в пении: глагольные окончания «ся» выговариваются как «са» — удивилса, рассердилса, обернулса и т. д. В неопределенной форме окончание «ться» выговаривается как «цца»: распевацца, расставацца, возмущацца и т. п. Окончание «сь» выговаривается как «с» — раскрылас, потерялас.

Сочетание согласных «чн» и «чт» произносится как «шн», «шт»: скушно, што, но слово «ничто» произносится так, как оно пишется.

В окончаниях прилагательных на «ый», «ий» гласный «ы» обычно произносится как нечто среднее между гласным «ы»и «а» - звучн (ы/а)й, сильн(ы/а)й, тих(и/а)й, сладк(и/а)й.

В родительном падеже прилагательных и местоимений окончание «ого», «его» выговаривается как –«ова», «ева» - крайнева, роднова, ево

В словах, происшедших от иностранных слов, не изменяются ни гласные, ни ударения. Так, например, нельзя произносить: вместо поэт — паэт, вместо аромат и октава — арамат и актава. Равно нельзя переносить в иностранных словах ударения и говорить: шо́́фер, па́ртер вместо шофе́р, парте́р.

Согласные необходимо произносить очень четко в начале и в конце слова. Согласный звук, с которого начинается слово, имеет весьма важное «ключевое» значение, что обязывает произносить его очень четко. Так, например, если в слове «слушай» мы опустим звук «с» и скажем «лушай», слово потеряет свое значение.

Не менее важно, чтобы четко произносился финальный согласный звук, так как при его отсутствии слово также теряет свое значение, как, например, при пении: «поё, поё кукушечка», вместо «поёт, поёт кукушечка».6

Гласные звуки зарождаются в гортани при взаимодействии голосовых складок и дыхания. Образовавшиеся при этом звуковые волны изливаются через ротоглоточный канал свободно. Формирование согласных звуков происходит иначе. Они образуются в ротовой полости. Органы ротовой полости (язык, мягкое нёбо, губы) создают препятствия потоку дыхания и звуковых волн, при этом образуются шумы, которые мы и называем согласными звуками.

 

Музыкальными звуками могут быть только такие звуки, в которых ясно выражен основной тон. Во многих согласных звуках основной тон или отсутствует, или выражен слабо. Певческий звук как музыкальный звук несовместим с «шумовой» природой согласных. Гласные звуки имеют ясно выраженный основной тон и потому могут петься. Кроме того, пение связано с распевом, т. е. с непрерывно льющимся звуком.

Образование гласных тоже происходит при непрерывном потоке звуковых волн. Все это говорит о том, что гласные являются основой пения! Пение вне связи с гласными звуками невозможно, ибо тогда оно превращается в крик.

Гласные являются как бы оболочкой, в которую облекается певческий звук. Поэтому воспитание певческого голоса начинается с работы над формированием вокальных гласных. На этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. От вокально правильного формирования гласных зависит художественная ценность певческого голоса.

Образование гласных звуков связано с присутствием и усилением определенной, различной для каждого гласного звука форманты. «Форманта (от лат. Formans - образующий) – группа усиленных обертонов (призвуков, расположенных выше основного тона, по которым и определяется высота звука), формирующих специфический тембр голоса. Форманты возникают в основном под влиянием резонаторов, на их высотное положение мало влияет высота основного тона звука».

Певческие гласные отличаются от речевых. Они округляются, или притемняются.

Способ воздействия на певческий голос и работу голосового аппарата при помощи фонем (отдельных звуков речи - гласных и согласных) называется фонетическим методом вокального обучения. Он является наиболее распространенным и эффективным в вокальной педагогике. Применяя этот метод, необходимо конкретно знать, как тот или иной гласный или согласный влияет на голос и на работу артикуляционных органов, а через них и на весь голосовой аппарат. С этой целью рассмотрим гласные звуки.

В русском языке в соответствии с алфавитом различают шесть основных («и», «ы», «э», «а», «о», «у») и четыре йотированных («е», «ё», «я», «ю»), т. е. сложных гласных звуков.

Гласный «и» самый звонкий из всех гласных звуков. Он настраивает на головное резонирование, помогает собрать и приблизить звук, применяется при глухом, затемненном фоне звучания. При произнесении «и» гортань поднимается, поэтому он противопоказан при зажатом, горловом тембре. В связи с тем, что форманта этого гласного близка к высокой певческой форманте, она помогает усилению последней на других гласных; способствует созданию активной атаки. Гласный «и» образуется при значительном сокращении голосовых складок, активизирует их смыкание и потому показан при сипе, особенно если этот призвук присутствует как остаточное явление мутации.

Гласный «ы» по артикуляционному укладу неудобен для пения. Его артикуляция связана с напряжением корня языка и потому он может вызвать, а если это уже есть, то увеличить зажим горла и горловые призвуки. Если учесть, что гласный «ы» в русском языке близок к «и» и представляет собой своеобразный вариант этого гласного, то в пении, приближая звучание «ы» к «и», можно уменьшить неудобство его артикуляции.

Гласный «э» по артикуляционному укладу не всегда удобен. Целесообразно применять его в случаях, когда голос звучит на этом гласном лучше, чем на остальных. У низких мужских голосов гласный «э» бывает удобен при формировании головных звуков. Он способствует активной атаке.

Гласный «а» занимает среднее положение между звонкими и глухими гласными, легко поддается округлению. При его произнесении ротоглоточный канал принимает наиболее правильную рупорообразную форму, положение гортани близко к певческому. Из-за всех этих качеств «а» часто применяется как основной гласный звук для выработки вокального звучания. Он помогает лучше других гласных освободить артикуляционный аппарат, выявить природный тембр голоса.

Гласный «о» способствует хорошему поднятию мягкого нёба, наводит на ощущение зевка и положения глотки при округлении звука, помогает снятию горления и зажатия. Рекомендуется при чрезмерно близком, резком и плоском звучании.

Гласный «у» самый глубокий и «темный» гласный, поэтому не применяется при углубленном и глухом общем фоне звучания. При произнесения этого звука больше, чем на всех других гласных поднимается мягкое нёбо, расширяется ротоглоточная трубка. «У» активизирует голосовые складки, значительно стимулирует работу губ, наводит на ощущение прикрытия в верхнем регистре мужских голосов. Этот гласный показан при работе с детскими голосами: активизирует вялое мягкое нёбо, губы и голосовые, складки, помогает изжить плоское, чрезмерно близкое звучание. Широко применяется при вокально-хоровой работе, так как хорошо выравнивает звучание отдельных партий и хора в целом.

Йотированные гласные («е», «ё», «я», «ю») — сложные, так как из двух звуков, образованных из «и краткого» и гласных: «э», «о», «а», «у» - «е» (йэ), «ё» (йо), «я» (йа), «ю» (йу).

При пении йотированных гласных первый звук мгновенно сменяется вторым, тянущимся звуком. Необходимо следить, чтобы после быстрой смены артикуляции с «и краткого» на основной гласный не искажалось звучание последнего. Применение йотированных гласных способствует созданию более собранного, близкого, яркого и высокого звучания соответствующих простых гласных звуков, а также активизации голосовых складок в момент атаки. При «горлении» и зажатости эти гласные следует применять осторожно.

Для произнесения слов язык постоянно должен быть свободен и готов к вокальной речи, то есть перестройке гласных и согласных. Поскольку условия работы голосового аппарата могут быть различны, постольку и звучание голоса получается лучше или хуже.

Функционирование гортани

Многочисленную мускулатуру, принимающую участие в образовании певческого голоса, можно по функциям условно разбить на три отдела: 1.Мышцы корпуса, обеспечивающие главным образом подачу воздуха к связкам и одновременно правильное положение гортани.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: