Мышцы артикуляционного аппарата, основная роль которых – превратить звук, возникший в гортани, в членораздельную речь.
Все эти отделы мышечной системы в процессе пения должны работать во взаимосвязи так, чтобы задача, лежащая на каждом из них, выполнялась свободно, не мешая работе остальных.
Голос возникает в результате вибрации голосовых связок, заключенных в гортани. Здесь происходит главная работа по голосообразованию, гортань – это святая святых певца. В процессе голосообразования голосовые связки певца натягиваются, напрягаются и вместе со всей мышечной системой гортани организованно противостоят напору выдоха.
Прочное натяжение, напряжение и эластичное смыкание связок в процессе их вибрации делают звук крепким, «металличным», хорошо «опертым». В процессе фонации две силы - выдох и напряжение связок - должны противостоять друг другу, не преодолевая и не побеждая одна другую. Энергичность звучания обусловливается в первую очередь правильным взаимодействием связок и дыхания.
Певческий звук начинается лишь с момента атаки звука, то есть с момента смыкания связок поющего. От начала звука до конца вокальной фразы дыхание у певца расходуется путем трансформации его в звук. Чем совершеннее организуется превращение дыхания в звук, тем экономнее воздух расходуется певцом и тем чище, «металличнее» звучит голос.
У хорошего певца дыхания хватает на длинную фразу, у плохого – не хватает и на ее половину. Происходит это не от плохого распределения дыхания (дыхательной мускулатурой) и не от недостаточного количества воздуха, забранного легкими певца – утечка дыхания неизбежна, если неправильно смыкаются связки поющего. Расходование дыхания регулируется правильным рабочим напряжением связок. В нахождении этого рабочего напряжения связок, их правильного смыкания основную роль играет атака. В атаке (начале звука) действуют и дыхание, и смыкание связок, причем их работа в момент атаки хорошо поддается мышечному контролю. Каждый обученный певец может энергично, мягко или с придыханием атаковать звук, а следовательно, создать тот или иной тип рабочего напряжения связок.
|
Атака хорошо ощутима, она воздействует непосредственно на характер смыкания связок, а вместе с тем и на трату дыхания. Именно поэтому она и должна прежде всего привлекать внимание певца.
Разминка
1. Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:
а) счет на четыре: вдох - голова назад, задержка – голова прямо, выдох - голова вниз;
б) счет на четыре: поворот головы в стороны;
в) счет на четыре: «Узбекские» повороты головы (движение шеи вправо- влево в одной плоскости), без наклона головы;
г) счет на четыре: плавный поворот от плеча к плечу, слева направо и обратно. (1-й вариант - глаза смотрят в пол; 2-й вариант - глаза смотрят в потолок);
д) счет на четыре: положить голову на плечи.
2. Для развития бокового зрения:
Счет на восемь: поворот глаз вверх - вниз, вправо – влево Задача вокалиста - увидеть окружающие его предметы.
3. Для смачивания и размягчения голосовых связок:
Счет на четыре:
а)«Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;
б) пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем);
в) «Бежит лошадка» - поцокивание язычком;
г) вытянув губы - «сосем соску»;
|
д) упражнение «дразнящаяся обезьянка» (широко открытый рот, язык максимально тянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным шипящим выдохом).
4. Прочистка носоглоточной системы:
Счет на четыре:
а) Вдох - ведем указательным пальцем от основания ноздри до верхних пазух, выдох - бьем слегка указательными пальчиками по крылышкам носа;
б) «Нюхаем цветок» вдох - носом втягиваем воздух, выдох — Ах!
5. Для подготовки дыхательной системы: Счет на четыре:
а) «Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, сдувается на звук С - с - с - с - ладошки соединяем;
) «Взлетает самолет» на звук Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание;
) «Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш - ш, также усиливая и ослабевая звучание;
г) «Стрекочет цикада» на звук Ц - ц - ц - ц, также усиливая и ослабевая звучание;
д) «Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и приближаясь;
6. Для разработки корня языка:
а) кашляем как старички - Кха - кха — кха;
б) постреляем пальцем, прицеливаясь в мишень - Кх - кх — кх;
в) застряла в горле рыбная косточка - Кхх - кхх - кхх;
г) кричит ворона - Кар - кар - кар.
7. Для ощущения интонации:
а) «Крик ослика «- Й - а, й -а, й - а (интонация резко падает сверху вниз);
б) «Крик в лесу» - А - у, а-у, а - у (интонация снизу вверх);
в) «Крик чайки» - А! А! А! (интонация резко падает сверху вниз и снизу вверх) 8. Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков:
а) «Скулит щенок» - И - и - и - сомкнув губы в горькой улыбке;
б) «Пищит больной котенок» - жалобно Мяу - мяу - мяу.
9. Скороговорки
|
Задачи: а) четко проговорить текст, включая в работу артикуляционный аппарат; б) проговорить скороговорки с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос и восклицание);
в) проговорить скороговорки с интонацией, обыгрывая образ и показывая в действии.
Скороговорка на «н», «л»:
Няня мылом мыла Милу,
Мила мыла не любила,
Но не ныла Мила,
Мила молодчина.
Скороговорка на «с», «р»:
Сорок сорок ели сырок,
Рог носорог принес на порог.
Зачем он явился, кричат тараторки,
Его не хватает для скороговорки.
Скороговорки на «с», «ш»:
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
Скороговорка на действие:
Уточка вострохвосточка
Ныряла, да выныривала,
Выныривала, да ныряла.
Скороговорка на «т», «д», «р»:
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
Домашнее задание