Мышцы самой гортани, непосредственно участвующие в возникновении вибраций, а также мышцы шеи, прикрепляющиеся к гортани и ведающие ее установкой в целом.




Мышцы артикуляционного аппарата, основная роль которых – превратить звук, возникший в гортани, в членораздельную речь.

Все эти отделы мышечной системы в процессе пения должны работать во взаимосвязи так, чтобы задача, лежащая на каждом из них, выполнялась свободно, не мешая работе остальных.

Голос возникает в результате вибрации голосовых связок, заключенных в гортани. Здесь происходит главная работа по голосообразованию, гортань – это святая святых певца. В процессе голосообразования голосовые связки певца натягиваются, напрягаются и вместе со всей мышечной системой гортани организованно противостоят напору выдоха.

Прочное натяжение, напряжение и эластичное смыкание связок в процессе их вибрации делают звук крепким, «металличным», хорошо «опертым». В процессе фонации две силы - выдох и напряжение связок - должны противостоять друг другу, не преодолевая и не побеждая одна другую. Энергичность звучания обусловливается в первую очередь правильным взаимодействием связок и дыхания.

Певческий звук начинается лишь с момента атаки звука, то есть с момента смыкания связок поющего. От начала звука до конца вокальной фразы дыхание у певца расходуется путем трансформации его в звук. Чем совершеннее организуется превращение дыхания в звук, тем экономнее воздух расходуется певцом и тем чище, «металличнее» звучит голос.

У хорошего певца дыхания хватает на длинную фразу, у плохого – не хватает и на ее половину. Происходит это не от плохого распределения дыхания (дыхательной мускулатурой) и не от недостаточного количества воздуха, забранного легкими певца – утечка дыхания неизбежна, если неправильно смыкаются связки поющего. Расходование дыхания регулируется правильным рабочим напряжением связок. В нахождении этого рабочего напряжения связок, их правильного смыкания основную роль играет атака. В атаке (начале звука) действуют и дыхание, и смыкание связок, причем их работа в момент атаки хорошо поддается мышечному контролю. Каждый обученный певец может энергично, мягко или с придыханием атаковать звук, а следовательно, создать тот или иной тип рабочего напряжения связок.

Атака хорошо ощутима, она воздействует непосредственно на характер смыкания связок, а вместе с тем и на трату дыхания. Именно поэтому она и должна прежде всего привлекать внимание певца.

 

Разминка

 

1. Для снятия напряжения с внутренних и внешних мышц:

а) счет на четыре: вдох - голова назад, задержка – голова прямо, выдох - голова вниз;

б) счет на четыре: поворот головы в стороны;

в) счет на четыре: «Узбекские» повороты головы (движение шеи вправо- влево в одной плоскости), без наклона головы;

г) счет на четыре: плавный поворот от плеча к плечу, слева направо и обратно. (1-й вариант - глаза смотрят в пол; 2-й вариант - глаза смотрят в потолок);

д) счет на четыре: положить голову на плечи.

2. Для развития бокового зрения:

Счет на восемь: поворот глаз вверх - вниз, вправо – влево Задача вокалиста - увидеть окружающие его предметы.

3. Для смачивания и размягчения голосовых связок:

Счет на четыре:

а)«Шпага» - укалывание кончиком языка каждой щеки;

б) пожовывание языка (копим слюну, и проглатываем);

в) «Бежит лошадка» - поцокивание язычком;

г) вытянув губы - «сосем соску»;

д) упражнение «дразнящаяся обезьянка» (широко открытый рот, язык максимально тянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным шипящим выдохом).

4. Прочистка носоглоточной системы:

Счет на четыре:

а) Вдох - ведем указательным пальцем от основания ноздри до верхних пазух, выдох - бьем слегка указательными пальчиками по крылышкам носа;

б) «Нюхаем цветок» вдох - носом втягиваем воздух, выдох — Ах!

5. Для подготовки дыхательной системы: Счет на четыре:

а) «Надуваем шарик», медленно вдыхаем воздух, ладошки разводим в стороны, сдувается на звук С - с - с - с - ладошки соединяем;

) «Взлетает самолет» на звук Ж - ж - ж - ж, при этом усиливаем или ослабеваем звучание;

) «Змея или шум леса» на звук Ш - ш - ш - ш, также усиливая и ослабевая звучание;

г) «Стрекочет цикада» на звук Ц - ц - ц - ц, также усиливая и ослабевая звучание;

д) «Заводим мотоцикл» - Р - р - р, «едем на мотоцикле», как бы удаляясь и приближаясь;

6. Для разработки корня языка:

а) кашляем как старички - Кха - кха — кха;

б) постреляем пальцем, прицеливаясь в мишень - Кх - кх — кх;

в) застряла в горле рыбная косточка - Кхх - кхх - кхх;

г) кричит ворона - Кар - кар - кар.

 

 

7. Для ощущения интонации:

а) «Крик ослика «- Й - а, й -а, й - а (интонация резко падает сверху вниз);

б) «Крик в лесу» - А - у, а-у, а - у (интонация снизу вверх);

в) «Крик чайки» - А! А! А! (интонация резко падает сверху вниз и снизу вверх) 8. Для ощущения работы маленького язычка и пропевания ультразвуков:

а) «Скулит щенок» - И - и - и - сомкнув губы в горькой улыбке;

б) «Пищит больной котенок» - жалобно Мяу - мяу - мяу.

9. Скороговорки

Задачи: а) четко проговорить текст, включая в работу артикуляционный аппарат; б) проговорить скороговорки с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос и восклицание);

в) проговорить скороговорки с интонацией, обыгрывая образ и показывая в действии.

 

Скороговорка на «н», «л»:

Няня мылом мыла Милу,

Мила мыла не любила,

Но не ныла Мила,

Мила молодчина.

 

Скороговорка на «с», «р»:

Сорок сорок ели сырок,

Рог носорог принес на порог.

Зачем он явился, кричат тараторки,

Его не хватает для скороговорки.

 

Скороговорки на «с», «ш»:

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

 

Скороговорка на действие:

Уточка вострохвосточка

Ныряла, да выныривала,

Выныривала, да ныряла.

 

Скороговорка на «т», «д», «р»:

На дворе трава,

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

 

Домашнее задание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: