новации трудового законодательства, иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.




Татаринов Александр Алексеевич – канд. юр. наук,

доцент кафедры трудового и предпринимательского

права Волго-Вятского института (филиала)

Московского государственного юридического

университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА )

Цифровая экономика, цифровое государство, цифровизация – эти понятия до недавнего времени довольно экзотические становятся для нашего общества привычными, постепенно входят в повседневный оборот, во многие сферы жизни. Принципы, цели и задачи, заложенные в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" и принятой следом Правительством РФ Программе "Цифровая экономика Российской Федерации" (28.07.2017) распоряжение N 1632-р от 28.07.2017 года), реализуются в конкретных нормативных актах и активно воплощаются в жизнь. Самым непосредственным образом изменения коснулись и такой социально значимой сферы, как рынок труда, общественные отношения в сфере наёмного труда. Здесь за прошедшие четыре с небольшим года в нормативном регулировании произошли весьма значимые и заметные для многих граждан Российской Федерации изменения. Правда, говорить об этом в духе победных реляций не получается, скорее, приходится констатировать, что мы в этой сфере опоздали лет на пятнадцать. В рамках данной статьи о причинах говорить не будем, отметим только, что они коренятся, на наш взгляд, не в технологических и технических аспектах процесса, а всецело в ментальной сфере.

Все эти изменения и новации сориентированы на три направления: первое – рынок труда, занятость и трудоустройство; второе – правовое регулирование нетипичных трудовых отношений; третье – приведение в соответствие с современными требованиями оформления и документального сопровождения трудовых отношений.

Серьёзным катализатором развития первых двух направлений стали события, связанные с распространением коронавирусной инфекции, достаточно вспомнить, как стремительно и драматически развивались события в первой половине 2020 года. 08.04.2020 Правительство РФ принимает Постановление N 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными". В нём органам государственной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано принимать решения о возможности дистанционного режима работы государственных учреждений службы занятости населения или личного приема граждан государственными учреждениями службы занятости населения и об организации дистанционного режима работы или личного приема граждан государственными учреждениями службы занятости населения исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки в субъекте Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции. Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации. Действие "пандемийных" временных правил в дальнейшем было продлено. При этом в правила внесен ряд уточнений. Поправками предусмотрено, что решение о формате работы служб занятости с гражданами (личный прием или дистанционный режим) органы госвласти субъектов РФ будут принимать в зависимости от эпидемиологической ситуации в субъекте Федерации. Да

27 мая 2020 года Президент поручил Правительству подготовить комплекс предложений по внесению поправок в трудовое законодательство об использовании цифровых технологий при трудоустройстве и развитии системы занятости, внедрение цифрового оборота документов о трудовой деятельности, а также поправки в законы, призванные «упростить регулирование режимов удаленной занятости». В развитие этих поручений в 2021 году вносились изменения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". И, наконец, принимается Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", которое пришло на смену временных Правил, действие которых прекращается 31 декабря 2021 года (в г. Москве 31.03.2022 г.).

В соответствии с данным Постановлением постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала. Гражданину направляются предусмотренные Правилами уведомления (о ходе постановки на регистрационный учет, ведения регистрационного учета и снятия с регистрационного учета, иные). При этом допускается использование различных платформ: а) в случае направления заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (далее - заявление) с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - единая цифровая платформа) - путем автоматизированного формирования и передачи текстовых сообщений на адрес электронной почты гражданина, указанный в заявлении; б) в случае направления заявления с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) - через единый портал; в) в случае направления заявления с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (далее - региональный портал) - через региональный портал.

Заявление и резюме в электронной форме подписываются гражданином, обратившимся в центр занятости населения, простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с Правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг", или усиленной квалифицированной электронной подписью, или усиленной неквалифицированной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в устанавливаемом Правительством Российской Федерации порядке.

Гражданин вправе обратиться в центр занятости населения или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг за содействием в подаче заявления и резюме в электронной форме путем личного посещения по собственной инициативе или по предложению центра занятости населения по вопросам, связанным с получением государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Им, обеспечивается доступ к единой цифровой платформе, единому порталу и региональному порталу, а также оказывается необходимое консультационное содействие. Документы, предусмотренные частью 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", зарегистрированный гражданин представляет лично.

Не позднее следующего рабочего дня со дня постановки гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет центр занятости населения запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России". Центр занятости населения не позднее 2 рабочих дней со дня поступления сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях на единую цифровую платформу направляет гражданину информацию с использованием любой выбранной им платформы.

Таким образом мы можем констатировать реальное воплощение в действительность идей цифровой экономики в социально значимой сфере занятости и трудоустройства: развитие сетей связи, российских центров обработки данных которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями, предоставление доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных, внедрение цифровых платформ для обеспечения потребностей общества, каждого гражданина, создаётся эффективная система сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям актуальной и достоверной информации.

В условиях пандемии новый импульс получила такая форма трудоправовой связи наёмных работников и работодателей, как дистанционный труд. Это понятие было введено в Трудовой кодекс РФ ещё в 2013 году, но не получило широкого распространения, рассматривалось как некое нетипичное, далёкое от реальных запросов трудовое отношение. Всё резко изменилось в 2020 году, когда эпидемиологическая ситуация всерьёз вмешалась в привычный социально-экономический уклад и стала жёстко диктовать свои требования, здесь-то и проявилась востребованность и многие преимущества дистанционного труда. Однако, практика его широкого применения сразу же выявила очевидные пробелы и недостатки в правовом регулировании. К чести Правительства и законодателей, они довольно оперативно среагировали на вызовы, подготовили законопроект и приняли Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ, которым были внесены изменения в главу 49.1 Трудового кодекса.

Дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей связи общего пользования (ст. 312.1 ТК РФ). Новые положения Кодекса уточняют, дополняют и детализируют права и обязанности обеих сторон трудового договора. Стали возможны различные варианты дистанционной работы:

а) на постоянной основе, когда трудовой договор заключен именно для того, чтобы работать дистанционно;

б) временная дистанционная работа (на определенный период);

в) комбинированная дистанционная работа — сочетание, чередование занятости на рабочем месте и работы онлайн.

Кроме того, появилась возможность перевода на такой режим без согласия работников на определенное время в случаях соответствующего решения органов государственной власти или местного самоуправления, когда жизнь или нормальные жизненные условия населения или его части находятся под угрозой (например, в случае эпидемии). Работодатель, реализуя данное решение, принимает локальный нормативный акт с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В нем указываются причину, срок перевода, перечень работников и другое. Если специфика работы не позволяет перевести персонал на дистанционный формат, то период, в течение которого не осуществляется деятельность, будет оплачиваться как простой по независящим от сторон причинам.

Нормы Кодекса во многом по-новому регулируют взаимные права и обязанности работника и работодателя, взаимодействующих в специфических условиях удалённого труда, это касается, прежде всего, обмена документами, призванными оформлять трудовые отношения, те или иные аспекты этих отношений. Работодателю нужно использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, а работнику — аналогичную или усиленную неквалифицированную подпись. Она потребуется для заключения, изменения или расторжения в электронном виде трудового договора, договора о материальной ответственности, ученического договора на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, дополнительных соглашений к ним. В остальных случаях возможно взаимодействие любым способом, закреплённом в локальном нормативно акте, в трудовом договоре. Введены два дополнительных, специфических именно для удалённой работы, основания для расторжения трудового договора.

Опыт технологического и правового решения проблем удалённого труда послужил толчком к решительным шагам к масштабному внедрению и дальнейшему развитию электронного оформления трудовых отношений. Начало этим изменениям были положены отказом от оформления бумажных трудовых книжек, внедрением так называемых электронных трудовых книжек.[1] Электронная трудовая книжка — это сведения о трудовой деятельности работника, начиная с 2020 года, которые хранятся на информационных ресурсах Пенсионного Фонда России. С 1 января 2020 года все работодатели обязаны формировать такие сведения на каждого работника и передавать в ПФР по форме СЗВ-ТД. Электронная трудовая книжка содержит:

информацию о работнике;

даты приема, увольнения, перевода на другую работу;

место работы;

вид мероприятия (прием, перевод, увольнение);

должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение;

вид поручаемой работы;

код выполняемой функции;

основание кадрового мероприятия (дата, номер и вид документа);

причины прекращения трудового договора.

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю сведения о трудовой деятельности в бумажном или электронном виде вместе с трудовой книжкой или взамен ее.

Предоставить сведения о трудовой деятельности застрахованного лица работодатель может через Кабинет страхователя, специализированного оператора связи или обратившись в Клиентскую службу территориального органа ПФР. Просмотреть сведения электронной трудовой книжки застрахованные лица могут также через Личный кабинет гражданина или портал Госуслуг, а также через соответствующие приложения для смартфонов.

При необходимости сведения электронной трудовой книжки могут предоставляться в виде бумажной выписки. Предоставить ее может нынешний или бывший работодатель (по последнему месту работы), а также управление Пенсионного фонда России или многофункциональный центр госуслуг (МФЦ). Услуга предоставляется экстерриториально, без привязки к месту жительства или работы человека.

На основе организованного и проведённого в 2020-2021 годах масштабного эксперимента[2] было принято решение о введении в России электронного кадрового документооборота. Федеральный закон от 22.11.2021 N 377-ФЗ дополнил ТК РФ новыми статьями об электронном документообороте в сфере трудовых отношений, а также внес изменения в части оформления приказа при приеме сотрудника на работу. Большинство новых положений вступило в силу с 22 ноября 2021 года.

Электронный документооборот – это создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе.

Положения об ЭДО применяются к документам, которые согласно ТК РФ и другим НПА в сфере трудового права должны быть оформлены на бумаге и/или с которыми работники должны быть ознакомлены в письменной форме, в том числе под роспись (например, трудовой договор, ученический договор, договор о материальной ответственности и другие). Новые правила не применяются к следующим документам:

– трудовые книжки и сведения о трудовой деятельности работников (для них установлен особый режим, о котором указывалось выше),

– акт о несчастном случае на производстве по установленной форме,

– приказ (распоряжение) об увольнении работника,

– документы, подтверждающие прохождение инструктажей по охране труда.

При приеме на работу соискатель по согласованию с работодателем может предъявить документы в электронном виде.

Вести ЭДО работодатель сможет с помощью одной из двух информационных систем: платформы «Работа в России» или собственной информационной системы (должна обеспечивать подписание и хранение электронных документов, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений). Обе информационные системы будут взаимодействовать с Порталом госуслуг в порядке, который определит Правительство РФ.

Расходы по созданию и эксплуатации собственной информационной системы для кадрового ЭДО ложатся на работодателя. Затраты на получение сотрудником электронной подписи (если ее нет) и ее использование тоже несет работодатель.

Для перехода на ЭДО необходимо письменное согласие работников. Отсутствие согласия приравнивается к отказу, при этом работник может дать такое согласие в дальнейшем. Принимаемые на работу могут дать согласие в электронном виде. С 2022 года не требуется получение согласия на использование электронного формата от лиц, которые впервые будут приняты на работу после 31 декабря 2021 года (на дату 31 декабря 2021 года у них нет трудового стажа). В новой статье 22.3 ТК РФ указано, какие виды электронных подписей может использовать работодатель и работник в зависимости от вида подписываемого документа при использовании собственной информационной системы работодателя или платформы «Работа в России».

Отказ работника от перехода на ЭДО или отсутствие у него электронной подписи не может быть причиной отказа в приеме на работу либо увольнения.

С 22 ноября 2021 года внесены изменения в ст. 68 ТК РФ, которыми установлено, что прием на работу оформляется трудовым договором. Приказ о приеме на работу работодателю в обязательном порядке издавать больше не нужно.

С 1 марта 2023 года будут применяться единые требования к составу и форматам электронных документов, которые установит Минтруд.

Указанные изменения, безусловно следует приветствовать, ведь достаточно соотнести цифровизацию производственно-экономических процессов современных предприятий с архаичной структурой традиционного кадрового документооборота.[3]

Как видим, цифровизация экономики, государства отразилась на отношениях в сфере наёмного труда, потребовала серьёзного обновления нормативно-правового регулирования данной сферы, однако следует заметить, что это только начало, впереди решение ещё более сложных задач, проблем, которые уже сейчас заявляют о себе.[4] Речь идёт о повсеместном внедрении различных форм занятости в сфере оказания услуг, реализации товаров и результатов работ на основе взаимодействия бизнеса и граждан на интернет-платформах.

Уже сейчас можно отметить кардинальные изменения на российском рынке труда. Произошли существенные изменения в востребованности профессий, например, в сложных технологических производствах перспективными профессиями будущего являются: оператор беспилотных машин, инженер по предиктивной диагностике, удаленный оператор-технолог, инженер апгрейда оборудования, геймификатор промышленного обучения, рециклинг-технолог и др.

Среди приоритетных направлений трансформации традиционных подходов следует выделить и охрану труда. Так, цифровая система контроля безопасности позволяет отслеживать все важные показатели в онлайн-режиме, с помощью датчиков систем контроля, установленных в том числе на спецодежде рабочих и технологическом оборудовании, фиксируется положение людей и механизмов, опасное поведения работников и опасные зоны, аккумулируются потоки информации, поступающие от различных контролирующих систем. Анализ динамики собираемых показателей позволяет заблаговременно распознать и предотвратить возникновение критических ситуаций. Всё это требует технического совершенствования, обучения, соответствующего правового оформления и пока далеко от оптимальных параметров, о чём свидетельствует серьёзный разговор Президента в ноябре 2021 года с владельцами шахт и руководителями горнодобывающей отрасли после трагедии на шахте в Кузбассе.

Указанные проблемы и перспективы диктуют острую необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, которая должна строиться на принципах научности, актуальности, гибкости, оперативности, заинтересованности, производиться в условиях технологически и технически оснащённых современных учебных центров.

 

 


[1] Переход на электронные трудовые книжки предусмотрен следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», которым внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации и установлена возможность ведения информации о трудовой деятельности в электронном виде» В ТК РФ введена ст. 66.1 «Сведения о трудовой деятельности»;

-Федеральным законом от 16 декабря 2019 № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», которым введена обязанность работодателей с 1 января 2020 года представлять в ПФР сведения о трудовой деятельности;

-Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», которым Правительству Российской Федерации дано право устанавливать особый порядок и сроки представления в ПФР сведений о трудовой деятельности.

[2] Правовая основа эксперимента: Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 122-ФЗ «О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой».

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 885 «Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» (вместе с «Правилами формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России»).

Приказ Минтруда России от 14 мая 2020 г. № 240н «Об утверждении положения о порядке проведения эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой».

[3] Очень наглядно это можно представить, ознакомившись, например, с выступлением А. Коваля - заместителя генерального директора по стратегическому развитию «Концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей»Самый крупномасштабный проект — запуск двух новых заводов в Кирове и Нижнем Новгороде. Эти заводы полностью «цифровые», на них самое современное оборудование. Параллельно со строительством проектировалась полнофункциональная АСУ, которая охватывала все функциональные области: и ERP систему, и систему конструкторско-технологической подготовки производства, и мониторинг оборудования, и систему прослеживаемости, и систему управления качеством. В этой АСУ у нас использованы десятки разных решений, что потребовало огромной работы по интеграции, разработки интерфейсов.

Есть система управления качеством: в ней фиксируются и описываются точки контроля, накапливается статистика по фактическому состоянию контролируемых объектов. И если происходят какие-то отклонения, то система точно показывает, в какой точке они произошли. Накопленный свод данных позволяет проанализировать отклонения, найти причину, разработать меры их предотвращения.

Мы применяем цифровые инструменты и при подготовке производства: вся информация содержится в технологической документации, ее надо иметь в цифровом виде и уметь передавать в систему планирования. В конструкторской документации постоянно идут изменения, и цифровые системы помогают нам управлять актуальными конфигурациями, а это, пожалуй, самая большая сложность в управлении машиностроительным производство.

… мы хотим во всех взаимоотношениях работника и предприятия уйти от бумаг и хождений по кабинетам, перевести весь процесс в личный кабинет сотрудника в цифровой системе.

…мы сразу ставили условия для новых сотрудников — что они будут работать именно в этой системе и никак иначе. Все рассуждения о том, что «пользовательский интерфейс неудобен», «мы привыкли работать не так» пресекались. В результате внедрение состоялось.

// https://zyfra.vedomosti.ru/#z

 

[4] Как одну из наиболее интересных статей по данной тематике хотелось бы порекомендовать: Лушников А.М., Лушникова М.В. Трудовое право и цифровая экономика: российский опыт в контексте мировых тенденций// Ежегодник трудового права: сб. науч. статей. Вып. 10 / отв. ред. Е.Б.Хохлов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. С. 131-160



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: