Вахитов Р. «5 методов гитлеровской пропаганды, которые применяют российские «демократы» против оппозиции». Красноярская газета.




Примеры на этом не заканчиваются, однако данные, наиболее точно и обширно могут проиллюстрировать силу пропаганды. Ведь благодаря этому методу политические лидеры укрепляли свою позицию и привлекали массы.

Методы пропаганды

Прослеживая его прохождение сквозь историю, можно предположить, что способы и методы пропаганды были различными, но её функция осталась неизменной и по сей день: воздействие на общественное сознание. Рассматривая и анализируя методы, способы пропаганды, следует обратиться к «Энциклопедии методов пропаганды». В. Сороченко популярно и обширно описывает наиболее распространённые приёмы.

1. «Анонимный авторитет». Повсеместно известная фраза «Британские учёные выяснили…» как нельзя лучше характеризует данный метод. Фраза давно приобрела шутливый оттенок и редко когда воспринимается всерьёз, но такие клише как «по мнению учёных; исследователи выяснили; и пр.» всё ещё вызывают у аудитории доверие, хотя «сообщаемая таким образом информация в большинстве случаев является ложью». «Ссылки на несуществующий авторитет придают ей солидность и вес в глазах обывателей. При этом источник не идентифицирован и никакой ответственности за ложное сообщение журналисты не несут».

2. «Будничный рассказ». «Такой прием позволяет СМИ сохранить иллюзию объективного освещения событий, но, в то же время, девальвирует значимость произошедшего, создает у массовой аудитории представление о данном событии как о чем-то малозначительном, не стоящим особого внимания и, тем более, общественной оценки». То есть серьезные и страшные происшествия сообщаются журналистами достаточно спокойно и буднично: «если нужно приручить людей к насилию, крови, убийствам, злодеяниям всякого рода, то благообразный телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, как бы походя, сообщает Вам ежедневно о самых тяжких злодеяниях».

. «Голодовка». В этом пункте В. Сороченко говорит о том, что массовые организованные голодовки на самом деле подготовлены и воплощены профессионалами (как реклама, где «все трюки выполнены профессионалами, не пытайтесь повторить это самостоятельно»). «Эффективный прием эмоционального влияния на электорат и психологического давления на власть».

. «Держи вора». Цель приема - смешаться с Вашими преследователями. Ярким примером является опыт ЦРУ периода У. Колби (1970-е годы). Когда эту организацию стали уличать в терроризме, убийствах, взрывах, свержении правительств, наркобизнесе, агентурных провалах, то ЦРУ во главе с Колби побежали впереди разоблачителей и стали так рьяно себя разоблачать, что сами разоблачители их еле успокоили. Так У. Колби сохранил ЦРУ. Этот же прием используется и для дискредитации, когда виновные, чувствуя провал, первыми поднимают крик и направляют гнев народа в другую сторону. Этим приемом часто пользуются «правозащитники» и «борцы с мафией», задачей которых является дезорганизация общественности.

. «Забалтывание». В этом приёме чем больше слов- тем лучше. В. Сороченко приводит несколько примеров, которые раскрывают этот метод: надо много говорить о противнике (во время выборов), о важном событии, чтобы преуменьшить значение события, отодвинуть его на второй план или выработать раздражение к какому- либо лицу, чрезмерно часто упоминая его имя.

. «Эмоциональный резонанс». Из названия ясно, что данный метод влияет по большей части на эмоциональную сторону. Когда становятся, задействованы чувства человека, его рациональная оценка изложенного журналистом или кем- либо другим уступает место чувственной оценке.

Автор упоминает очень интересный приём под названием «эмоциональная подстройка под ситуацию», то есть использование разных интонаций в зависимости от ситуации, от сообщаемого события. «Таким нехитрым способом можно формировать эмоциональное отношение массовой аудитории к тому или иному событию».

. «Обратная связь». Аудитории предлагается якобы вступить в обсуждение: сделать звонок в студию, задать вопрос эксперту, порой даже высказать своё мнение. Таким образом, создаётся иллюзия участия в информационном процессе. Используется это, потому что «люди, выступающие в каком-либо действе в качестве участников, в большей степени меняют свои взгляды в пользу мнения, рекомендуемого ее сценарием, чем пассивные наблюдатели происходящих событий».

. «Очевидцы события». Может быть призван для помощи в создании эмоционального резонанса, то есть, воздействуя на чувства.

«Классическим стал пример времен войны в Персидском заливе. В октябре 1990 г. мировые СМИ облетел рассказ пятнадцатилетней девочки о том, что она видела, как иракские солдаты вытащили пятнадцать младенцев из роддома и положили их на холодный пол умирать. Имя девочки демонстративно скрывалось из соображений безопасности ее семьи. Президент США Дж. Буш использовал рассказ о мертвых младенцах десять раз в течение сорока дней перед началом вторжения в Ирак. Сенатское обсуждение по одобрению военной акции так же неоднократно возвращалось к этому факту. Позже выяснилось, что этой девочкой оказалась дочь посла Кувейта в США, члена кувейтской правящей семьи. Еще позже стало известно, что большинство остальных «свидетелей» были подготовлены и выставлены известной фирмой по паблик рилейшнз «Hill & Knowlton». Но это уже никого не волновало».

. «Переписывание истории». Название метода говорящее. Для формирования определенного мнения у общества, исторические события попросту излагаются неверно. Этот способ эффективен, когда требуется постепенно менять мнение некой отдельной массы. В истории есть довольно яркие примеры успешного использования этого метода: «Все видели американские боевики «Рэмбо» и «Рэмбо-2», поэтому знают, что Америка, позорно проиграв войну во Вьетнаме, с успехом выиграла ее на киноэкранах».

. «Повторение». «Человеку всегда кажется убедительным то, что он запомнил, даже если запоминание произошло в ходе чисто механического повторения рекламного ролика или назойливой песенки. При этом надо воздействовать не на идеи и теории противника, а на обыденное сознание, повседневные «маленькие» мысли, желания и поступки среднего человека». Это один из самых часто используемых ныне методов. И один из самых эффективных и приносящих очевидные плоды.

. «Смешение акцентов». Считаю необходимым процитировать лишь единственный отрывок: «Хорошо вооруженные кулаками палестинцы напали на мирно сидящих в танках израильских солдат. Солдаты получили тяжелые моральные травмы. Палестинцы отделались легкими смертями».

Так же классификацию основных принципов представил А. Гитлер в уже упомянутой небезызвестной книге «Моя борьба»:

«1. избегать абстрактных идей и апеллировать к чувствам;

. постоянно повторять несколько идей и использовать стереотипы;

. останавливаться только на одной стороне аргументации;

. постоянно критиковать врагов;

. выделять одного врага для постоянного поношения».

Классификация А. Гитлера призывает воздействовать на бессознательные механизмы, воздействовать на то, что сложилось в головах достаточно давно и прочно.

пропаганда информация политический сознание

 


Глава 2.«Другие времена - другие нравы»

 

2.1 Пропаганда в современности

 

Менялись эпохи, менялись лидеры, идеологические установки и прочие аспекты политической, общественной жизни. Мощная пропагандистская машина функционировала на протяжении всех этих лет, выполняя свои цели: укрепляя позицию политического лидера; формируя движение, деятельность массы, для достижения поставленных задач; воздействуя на отдельных индивидуумов и прочие. Однако стоит отметить, что пропаганда прошлого века отличается от современной пропаганды.

Можно заметить, что вновь становится актуальной тема здорового образа жизни. Эту идею продвигают в СМИ повсеместно: начиная от радио и заканчивая интернет- изданиями. В центре города устанавливают красочные баннеры, призывающие заниматься спортом, не употреблять алкогольные напитки и так далее. Словом, пытаются спасти уже спившуюся молодежь и не дать «погибнуть» подрастающему поколению. Телевидение является мощным рычагом воздействия на массы: с помощью рекламы нам дают понять, что вождение автомобиля в нетрезвом виде это плохо, это аморально и ведёт к непоправимым, трагическим последствиям. Не могу не вспомнить скандальный баннер размещённый ночью 26.10. 2013 года в Москве на Ленинском проспекте, который, не стесняясь (а точнее нецензурно выражаясь) выражал негодование выпивающим водителям. Разумеется, утром баннер сняли, но в памяти интернет пользователей он остался и вызвал резонанс. Кто-то одобрял радикальные меры по борьбе с пьянством за рулем, кто-то был против таких методов, не приемля нецензурную брань. "Понятно, что это чей-то самодел, но тем не менее это гораздо эффективнее той унылой социальной рекламы, что висит на улицах нашего города: "Выпил - за руль не садись", - пишет Александр Попов (блогер). Важно то, что ситуация дошла до критической отметки и само общество берет на себя роль пропагандиста. Эту интересную, ответственную роль общество ежедневно примеряет на себя в интернете: создаются группы в социальных сетях, блогеры пишут тексты, другие их комментируют, третьи пересылают их друзьям и всё впоследствии обсуждается большим количеством людей. Социальные сети на данный момент невероятно популярны, ответственность «пропагандистами» зачастую не осознаётся, а интернет это свободное поле для деятельности. Порой и не всеми журналистами осознается вся тяжесть бремени, лежащего на их плечах.

Некогда в интервью в программе под названием «На ночь глядя» Л. Парфёнов сказал о том, что не стоит возлагать на телевидение тех функций, которые ему не присущи (то есть оно не должно выполнять образовательную функцию). Вероятно, он прав: не стоит возлагать на телевидение функций образовательных, не стоит слишком критично относится к малому проценту высокоинтеллектуальных передач, не стоит бранить развлекательные шоу на телевидении. Но осуществлять негативную, пагубную, вредную людям пропаганду СМИ не в праве. А телевидение, безусловно, должно проявлять повышенное внимание к тому, что оно выпускает, что показывает людям (каждый пятый). Нельзя не сказать о рекламе, ведь она несет на себе налет пропаганды. Положительным примером служит реклама спортивных товаров «Nike». Ролик не содержит ярких слоганов, восхваляющих одежду известного бренда, в рекламе представлены фрагменты из жизни спортсменов и простых людей, занимающихся спортом, которые стремятся к своей цели, к результату. На главном месте жажда победы, жажда достигнуть успеха. «Nike» рекламирует не бренд, а образ жизни.

А. Гитлер воспринимал прессу как воспитателя поколения, нации. А чтобы воспитание было эффективным, приносящим плоды, руководить прессой должно государство, которое не должно давать ни малейшего послабления средствам массовой информации. Можно ли считать это утверждение основополагающим, единственно истинным? Можно ли говорить об эффективности пропаганды в СССР, когда государство контролировало СМИ?

Понятие «цензура» было известно со времён принятия «Стоглава» 1551 года и в СССР всё подвергалось проверке. Не разрешалось писать, говорить и показывать лишнего. Над СМИ был установлен контроль, государство чётко проводило свою основную идеологию, не допуская возражений в прессе и на телевидении. Основные идеи и задачи были ясно оформлены и преподнесены массам, пропаганда была цельной, не разрозненной: она работала в направлении одной идеологии. Можно предположить, что пропаганда была тесно сплетена с агитацией, что усиливало эффект. Таким образом, и пресса и телевизионные программы, радио передачи работали на одну идею, не спорили друг с другом и не давали спорить народу с властью на страницах еженедельников и на экранах.

Сегодняшним журналистам все двери открыты: у любой организации, социального института, учреждения можно запросить информацию, её или дадут или откажут. А отказать они должны в том случае, если это военная, врачебная, государственная или производственная тайна. То есть практически любая информация доступна и, представляя интерес, будет освещена в СМИ. А не получится добыть, можно додумать. Этим методом, к сожалению, пользуются. Отсутствие цензуры породило как повсеместную осведомлённость населения, увеличение объёма полезной и интересной информации, так и свободу слова, в прямом и переносном смыслах. Сейчас принято говорить практически обо всём и обо всех. В советское время «само- (или авто-)цензура уже вошла в плоть и кровь всех пишущих. "Внутренний цензор" становится неотделим от цензора "внешнего", причем первый из них нередко еще более строг, чем второй», а сегодня мало у кого возникает внутренний запрет, в приоритете сенсация, скандал. Многочисленные шоу обсуждают личные проблемы гостей студии, гости студии рассказывают о своей жизни, приводят примеры (не всегда положительные), на аудиторию это производит впечатление. Получается, если обсуждается тема неравного брака, если это одобряется (звёзды шоу - бизнеса сами служат примером), складывается определенное общественное мнение: молодой девушке приемлемо принимать ухаживания мужчины на 20, 30 лет старше её самой. Возможна, конечно, и другая сторона: кто- то сочтёт это неправильным и ещё раз укрепится в своих убеждениях.

М. Киселёв выделяет пропаганду конструктивную (позитивную) и деструктивную (негативную). «Цель позитивной пропаганды - способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную, информационную, разъяснительную функции в обществе. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда не преследует манипулятивных целей, не допускает ложь и сокрытие фактов». Можно сделать вывод о том, что такая пропаганда действует лишь на благо и преследует цель улучшить общество, воздействуя на сознание, дабы побудить, мотивировать на положительные действия. «Цель негативной пропаганды - разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе. Основная функция негативной пропаганды - создание иллюзорной, параллельной реальности, выгодной пропагандисту, с перевёрнутой системой ценностей, убеждений, взглядов. Негативная пропаганда активно пользуется низкой критичностью и внушаемостью масс с целью манипулирования ими в интересах узкой группы лиц».

Эффективность пропаганды.

Вопрос эффективности современной пропаганды и пропаганды СССР - спорный вопрос. Конечно сосредоточенная, контролируемая, чётко выстроенная пропаганда советских властей была в чём- то действенна: главенствующая идеология была ясно представлена массам. Плюрализм мнений 21 века даёт возможность освещения любых событий с разных сторон, люди до этого остававшиеся в стороне, теперь принимают участие в жизни всего общества в целом, в жизни отдельных групп, в политической жизни. Сейчас всё чаще прибегают к активной агитации, невероятно сильный напор пропаганды порой «сбивает с ног». Стало меньше запретов (общечеловеческие пока ещё действуют) и вот уже в парке Нижнекамска вывешивают плакат со свастикой. В ход идут самые различные методы, чтобы достигнуть результата, воздействовать на сознание пропагандисты играют на чувствах аудитории, апеллируют стереотипами, ссылаются на мнение кумиров. «Практика создания нужных событий и нужных образов в сознании миллионов людей распространена очень широко». Главной задачей остаётся достижение политической, общественной целей: «Воздействуя на эмоционально-волевую сферу целевой аудитории, пропаганда отключает у объекта воздействия логическое мышление и порождает фальш-цели, уводя от подлинных целей коммуникатора».

 


Заключение

 

«Пропаганда тяготеет к упрощению и созданию двухмерной картины мира, не допуская, кроме чёрного и белого, других цветов, оттенков и полутонов. Пропаганда передаёт получателю не сообщение, а «ключ» к определённой программе действия, который лишь активирует уже записанные в его сознании программы. Т.е., любые формы и технологии пропаганды, которые побуждают нас к какому-либо действию, всего лишь соответствуют нашим глубинным надеждам и чаяниям».

Вывод состоит в том, что пропаганда - один из сильных и действенных методов влияния на массовое сознание. Так же можно утверждать, что пропаганда является мощным двигателем идей. При чём независимо положительно или отрицательно направленных. Стоит сказать так же, что ясно, последовательно и грамотно построенная пропаганда способна достигнуть поставленной цели в короткие сроки, сделав это качественно, ощутимо отпечатываясь в сознании общества.

 


Библиографический список

 

1. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

. Егорова Е. - Гантман и Плешаков К.

. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. 2004.

. Гогун А. «Черный PR Адольфа Гитлера СССР в зеркале нацистской пропаганды».

. Скуленко М.И. «Журналистика и пропаганда». Киев, 1987

6. Болотов С.В. «Антисоветская агитация и пропаганда в зарубежной печати накануне Великой Отечественной войны <https://pish.ru/blog/articles/articles2010/915>». М., 2005

Вахитов Р. «5 методов гитлеровской пропаганды, которые применяют российские «демократы» против оппозиции». Красноярская газета.

8. Блюм А. «Советская цензура эпохи большого террора». 1997

9. Киселев М. «Психологические аспекты пропаганды» //Пси-фактор

10. Бернейс Э. «Пропаганда».1928

. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М.: 2000

. Сороченко В. «Энциклопедия методов пропаганды». М.: 2002

. Бессонов В. «Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения»

. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления - М., 1978

. В. Бритков, С. Дубовский. «Информационные технологии в национальном мировом развитии». - Общественные науки и современность. №1, 2000

. Аронсон Э., Пратканис Э. «Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление». 2003

. Гитлер А. «Моя борьба». 1992



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: