ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ




План маркетингового исследования

План маркетингового исследования необходим для успешного его проведения. Он детализирует методы, которые требуются для получения информации, способной структурировать или решить проблему маркетингового исследования.

Хлеб и хлебобулочные изделияотносятся к продуктам повседневного спроса. В настоящее время хлебопекарный бизнес располагает большими возможностями для увеличения количества предприятий, создания развитой конкурентной среды, новых рабочих мест. Хлебопечение является социально значимой отраслью экономики. Большинство хлебозаводов, выпускающих основные сорта хлеба, решают важную стратегическую задачу обеспечения дешевым хлебом как можно большего количества человек. Сейчас на рынке хлеба присутствует как наследие СССР - традиционные виды хлеба – черный, белый, круглый, батон и буханка, так и формирующаяся в последние годы премиальная категория – хлебобулочные изделия с ограниченным сроком хранения, содержанием минералов и органических элементов, низкокалорийные сорта и т.п. Потребление хлеба и хлебобулочных изделий связано в первую очередь с благосостоянием населения, с ростом которого потребитель переходит от дешевой и калорийной пищи к более дорогим продуктам.

Несмотря на достаточно высокий ассортимент хлебобулочных изделий, с каждым годом сокращается число потребления. В связи с этим проведем исследования изучения спроса на хлебобулочную продукцию.

Целью проведения данного маркетингового исследования является получение информации, позволяющей оценить спрос на рынке хлебопродуктов. В связи с этим основными задачами будут:

- выявление потребительских предпочтений

- определение факторов принятия решения.

- разработка рекомендаций для проведения мероприятий по совершенствованию деятельности предприятий розничной торговли разных типов.

Для получения информации в ходе исследования необходимо изучить предпочтения потребителей по продукту, места покупок и факторы принятия решений о покупке, критерии выбора продукта, источники информации о продукте и другие факторы, определяющие потребительские предпочтения и влияющие на принятие решения.

В качестве метода исследования выбрано анкетирование потребителей. С его помощью можно определить какие факторы влияют на решение о покупке. Также в качестве еще одного метода выбран мониторинг электронных и печатных материалов, специализированных изданий, интернет. Преимущества мониторинга заключаются в оперативности получения данных, их объективности, низких затратах времени и финансовых средств.

Описание процесса исследования рынка хлебопродуктов представлен на рисунке 2.1.

 

Рынок хлебобулочной продукции
   
       
Выявление потребительских предпочтений
   
       
Факторы принятия решения о покупке

 

Рисунок 2.1 Описание процесса исследования

В категорию исследуемых потребителей попадают потребители различных торговых точек, за исключением организаций общественного питания и других объектов, где продукты питания реализуются для потребления на месте покупки.

Для организации исследования составляется анкета и график проекта (таблица 2.1), где определены временные параметры, в рамках которых должна быть выполнена каждая задача.

 

Таблица 2.1 График проекта исследования

№ п/п Этапы проекта маркетингового исследования Временные затраты
     
1. Разработка концепции исследования 7 дней
2. Разработка анкеты для исследования 7 дней
3. Сбор информации 10 дней
4. Предварительная обработка и подготовка собранной информации к анализу 2 дня
5. Анализ собранной информации   7 дней
     
6. Разработка выводов и рекомендаций по результатам исследований 2 дня
  ИТОГО: 35 дней

 

Подготовленная к обработке информация проанализируется с помощью электронных таблиц MS Excel.

Содержание и результаты исследования

Беларусь по праву гордится своим хлебом. Высококачественный, вкусный и крайне разнообразный продукт, давно ставший визитной карточкой страны, ценится и жителями, и гостями республики, а экспорт белорусского хлеба неуклонно растет.

Но, разумеется, рынок хлеба, как и любой другой рынок, меняется согласно предпочтениям потребителей.

Хлебопекарная отрасль наиболее восприимчива к рыночным изменениям и полностью зависит от колебаний спроса и предложения на этом рынке. Основная задача, стоящая перед отраслью – обеспечение населения качественной хлебобулочной продукцией в таком ассортименте и количестве, которые бы соответствовали его каждодневным запросам. Потребление хлебобулочных изделий зависит от ряда факторов, основными из которых являются традиции и привычки покупателей, цена, уровень денежных доходов населения, взаимосвязь с потреблением других продуктов питания.

Проведем анализ производства хлеба и хлебобулочных изделий за последние четыре года (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 Производство хлеба и хлебобулочных изделий, тыс.тонн

  Года 2011 г. в % к 2008 г.
       
Беларусь         85,2

 

Из данных таблицы 2.2 мы видим, что производство хлебных изделий прослеживает отрицательную динамику. В 2011 году по сравнению с 2008 годом производство сократилось на 102 тонны, что составило 14,8%

Для более полной картины рассмотрим потребление хлебной продукции на душу населения (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 Потребление хлебной продукции на душу населения, кг

  Года 2011 г. в % к 2008 г.
       
Беларусь         59,2

 

Данные таблицы 2.3 свидетельствуют о ежегодном сокращении потребления хлебобулочной продукции. В сравнении с 2008 годом потребление сократилось на 40,8%. Это объясняется несколькими причинами: оптимизация потребления хлеба, отказ от использования его на корм животным, рост цен и невысокая покупательская способность населения, и замена потребности другими продуктами.

Основная часть опрошенных потребителей составили в возрасте от 27 до 40 лет, 43% мужского пола и 52% - женского.

Хлеб и хлебобулочные изделия потребляет практически все население. Что касается кондитерских изделий, их большинство покупателей приобретают в основном для детей и гостей. Рассмотрим возрастные особенности приобретения хлебопродуктов (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 Сегментация покупателей по возрасту

Возраст, лет Особенности покупки
18-25 При покупке менее чувствительны к составу, дате изготовления, форме, больше привлекает красивая упаковка
26-35 Доверяют рекламе, смотрят на дату изготовления
36-45 Прислушиваются к рекомендациям продавцов, а также уточняют дату производства, упаковка не столь важна
46-60 Ориентируются на известность марки, более восприимчивы к рекламе, чаще учитывают дату изготовления

 

По данным таблицы 2.4 можно сделать вывод, что молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет делают импульсивные покупки, то, что понравится. Группа людей в возрасте от 26-35 лет, это как правило самостоятельная аудитория или молодые семьи, также делают покупки импульсивно, на ходу, но определенно знающие что хотят. Люди в среднем возрасте более ориентированы, и совершают покупки вдумчиво, ищут подходящий вариант.

В результате исследования выяснилось, что важными критериями при покупке хлеба являются: свежесть – 27,7%, вкус – 19,1%, внешний вид – 17,0%, полезность – 14,9%, цена – 12,8%, упаковка – 8,51%. Наглядно это представлено на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 Критерии совершения покупки

 

Что касается предпочтений покупателей по видам хлебобулочных изделий, то наибольшей популярностью пользуются: черный формовой – 27,7%, ржано-пшеничный хлеб – 25,5%, батон – 23,4%, булки и сдоба – 14,9%, подовый – 6,38%, диетический – 2,13% (рисунок 2.3).

 

Рисунок 2.3 Предпочтения покупателей по видам продукции

 

Многие торговые точки предпочитают хлеб без упаковки, отмечая потерю вкусовых качеств и «хрустящие корочки». Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы. Городской рынок хлеба насыщен и стабилен. Рынок хлебобулочных изделий имеет тенденцию к расширению за счет резкого повышения цен на прочие продукты питания.

Завоевание рынка следует проводить путем расширения ассортимента хлебобулочных изделий за счет разработки новых видов булочек и специфических хлебов, а также за счет усиленного продвижения с помощью рекламной компании уже разработанных видов продукции. Необходимо осваивать технологически новые виды хлебобулочных изделий. Для этого включить в план технического развития установку технологического оборудования для производства кондитерских изделий из слоеного теста. При сохранении стабильно высокого качества выпускаемой продукции рассмотреть возможность корректировки ценовой политики для сохранения высокой рентабельности товаров. Постоянно повышать качество и эффективность маркетингово – сбытовой деятельности.

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе выполнения данной курсовой работы можно выделить несколько основных тенденций развития отечественного рынка хлеба:

1. Он стабильно уменьшается. За последние несколько лет производство хлеба и хлебобулочных изделий ежегодно снижается.

2. Хлебный рынок Беларуси продолжает интенсивно обновляться. Конечно, существуют так называемые «сорта-долгожители» хлеба – они наиболее любимы покупателями и производятся белорусскими предприятиями в течении уже не одного десятка лет. Но в среднем, как свидетельствуют данные Департамента по хлебопродуктам Минсельхозпрода, ассортимент хлебозаводов обновляется за год на 50% и более. В целом ассортимент отечественной хлебопекарной промышленности насчитывает порядка 2 тысяч наименований, из которых обновляется примерно половина.

3. На структуру хлебного рынка Беларуси оказывают все большее влияние принципы здорового питания. Граждане уделяют все больше внимания здоровому образу жизни, поддержание которого невозможно без соответствующей диеты.

Наше бережное отношение к хлебу – это уважение к труду миллионов и миллионов людей. Труд воплощен в каждой ржаной или пшеничной буханке, которую мы кладем на стол. Популярность хлебобулочных и кондитерских изделий, благодарность и доброе слово покупателей – это и есть высшая оценка труда хлебопеков, признательность и поддержка.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Акулич, И.Л. Маркетинг / И.Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2009.

2. Аристрахова, М. Маркетинговые исследования коммуникационной деятельности / М. Аристрахова, Т. Матягина // Маркетинг.- 2005. - №1.

3. Барановский, С. И. Стратегический маркетинг: учеб. Пособие для студентов по специальности «Маркетинг» / С. И. Барановский, л. В. Лагодин. – Мн.: ИВЦ Минфина,2005.

4. Бурцев, В.В. Совершенствование системы управления сбытом продукции / В. В. Бурцев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - №6

5. Глубокий, С.В. Маркетинг / С.В. Глубокий.- Минск: Тонпик, 2007

6. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика /Е. П. Голубков. – М.: Изд-во «Финпресс», 2009.

7. Диксон, П. Управление маркетингом / П. Диксон.- М.: ЗАО Изд-во «БИНОМ», 2005.

8. Дурович, А. П. Основы маркетинга: учеб пособие / А. П. Дурович. – М.: Новое знание, 2006.

9. Зайцев, Н.Л. Экономика организации: учебник для вузов / Н. Л. Зайцев.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.

10. Ковальков, Ю.А. Эффективные технологии маркетинга / Ю.А. Ковальков. –М.: Феникс, 2006.

11. Котлер, Ф. Маркетинг/ Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2009.

12. Котлер, Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер.- М.: ИД «Вильямс», 2009.

13. Протасеня, В.Г. Определение подходов к распределению и сбыту белорусской промышленной продукции на российском рынке / В. Г. Протасеня. – Маркетинг. Реклама и Сбыт - 2008. - №5

14. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учеб. / Г. В. Савицкая. - М.: Новое знание, 2005.

15. Соловьев, Б. А. Маркетинг: учебник / Б. А. Соловьев. М.: ИНФРА – М, 2006.

16. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий. – М.: «Финансы и статистика», 2007.

17. Шнайдер, Д. Технологический маркетинг/ Д. Шнайдер. – М.: «Янус-К», 2003.

 

 


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 


 

Приложение 1

Уважаемые покупатели!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-02-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: