Понятие логистического цикла. Полный логистический цикл - цикл выполнения заказа. Составляющие полного логистического цикла товара




Унификация логистических процессов, направленная на повышение качества обслуживания потребителей и снижение издержек, в значительной мере реализуется за счет типизации логистических технологий в части не только операционных, но и трансакционных составляющих.

Типизация хозяйственных связей в ЛС приводит, в известной мере, к повторяемости отношений, что упорядочивает процессы товародвижения и способствует снижению рисков. В этом случае можно говорить о наличии циклической связи между звеньями логистической системы, при которой выход одного звена служит входом другого, а выход конечного потребителя оказывается входом первичного поставщика. Циклическая связь, таким образом, не только предусматривает наличие обратной связи в системе управления каждым звеном, но и сама в целом представляет собой усложненную, опосредованную разновидность обратной связи.

Циклическая связь присутствует во всех логистических системах в различных формах и сочетаниях. Так, высокий уровень логистического обслуживания изготовителя продукции необходимыми материалами способствует нормальному протеканию производственного процесса, что, в свою очередь, ведет к созданию условий для высокого уровня поставок готовой продукции. Конкурентоспособность производителя возрастает, его рыночная позиция улучшается, что ведет к увеличению спроса с его стороны па материалы у первичного поставщика.

Подобные процессы изучает теория циклов - системная теория, исследующая закономерности в формировании структуры циклов в процессах функционирования различного типа систем. Среди специфических законов теории циклов следует отметить:

1) закон структуры, который определяет способ организации и обеспечения единства стадий цикла, связи которых существенны и необходимы. Последовательность стадий, требования к эффективности и уровню качества выполнения каждой стадии, повторяемость требований к стадиям цикла, к оформлению документации, приоритетности стадий являются составляющими закона структуры цикла;

2) закон функционирования, устанавливающий ведущую (целеполагающую) роль начальных стадий цикла, а также выражающий взаимодействие стадий в ходе цикла;

3) закон развития, характеризующий соответствие стадий цикла друг другу, а также переход от одной системы взаимоотношений к другой на различных стадиях цикла.

Логистические циклы образуются вследствие повторения во времени и пространстве необходимых и достаточных последовательностей логистических операций.

Полный логистический цикл является одним из основных понятий в логистике - это цикл выполнения заказа (order lead time) - интервал времени между подачей заказа и доставкой заказанного продукта или услуги конечному потребителю.

Составляющие полного логистического цикла товара: 1) время на формулирование заказа и его представление в установленном порядке. Заказ представляет собой предложение потребителя поставщик)' поставить (изготовить) продукцию с указанием ассортимента, количества,

качества, срока поставки или выполнить работу (оказать услугу). Термин "заказ" широко применяется в логистике в процессе организации кооперированных поставок, в поставках товаров широкого спроса и средств производства;

2) время на передачу заказа исполнителю (поставщику). Передача состоит в пересылке потребителем оформленного надлежащим образом заказа поставщику (производителю) по традиционным каналам связи или с компьютера на компьютер. Будучи значительным для традиционных каналов связи, это время пренебрежимо мало для современных информационных технологий по сравнению с полным логистическим циклом;

3) время постановки заказа на выполнение (от момента возникновения требования в логистической системе как системе массового обслуживания до момента начала обслуживания этого требования);

4) время выполнения заказа (комплектация) - состоит из технологического времени, межоперационных простоев и/или времени комплектации (если заказ выполняется из наличных запасов);

5) время отгрузки заказа потребителю - срок передачи изготовленной продукции перевозчик)' для доставки потребителю или непосредственно потребителю в месте изготовления. Датой отгрузки считается дата приема продукции перевозчиком, зафиксированная в перевозочных документах (накладной, коносаменте и пр.). или дата акта сдачи продукции потребителю в месте ее производства;

6) время доставки заказа потребителю продукции (услуги) - длительность процесса транспортировки груза в место назначения. Срок доставки зависит от таких факторов, как разновидность груза, категория скорости (большая, пассажирская, грузовая), вид отправки (вагонная, групповая, маршрутная, мелкая, многоместная, одноместная, поездная, укрупненная, контейнерная, судовая).

В структуре полного логистического цикла может также выделяться время на подготовку продукции к производственному потреблению (для промышленных предприятий) или подготовку продукции к продаже (для торгового предприятия). Для потребителя наиболее важно время выполнения четырех последних пунктов, так как для него они являются либо частично управляемыми, либо неуправляемыми. Устранению этого методического недостатка способствует построение фокусной корпорацией системы управления цепями поставок.

При управлении полным логистическим циклом (циклом выполнения заказа) следует учитывать вероятности случайных величин времени исполнения его отдельных этапов. Их распределение часто подчиняется нормальному закону распределения (в частности, возможны и иные случаи, например, подчинение закону логарифмического распределения) (рис. 5.1). Обращение к теореме сложения вероятностей позволяет определить размах временного интервала исполнения всего цикла путем сложения минимальных и максимальных граничных значений интервалов времени исполнения всех его этапов.

Рис. 5. 1. График плотности вероятности случайных величин времени исполнения полного логистического цикла

Схема на рис. 5.1 показывает, каким образом масштабы изменчивости могут сказываться на полном логистическом цикле. На рисунке представлены минимальные и максимальные сроки, необходимые для выполнения каждой операции, и итоговый диапазон продолжительности всего функционального цикла. Вертикальные пунктирные линии указывают среднее, или ожидаемое, время, требуемое для завершения каждой операции.

Неопределенность в каждом конкретном виде деятельности зависит от характера исполнения. Так, передача заказа исполнителю будет стабильна и надежна, когда выполняется с использованием электронных средств информационного обмена, но чревата сбоями, если производится по почте.

В постановке заказа на исполнение сроки и изменчивость определяются текущей нагрузкой, степенью автоматизации и политикой предоставления кредита.

При выполнении (комплектации) заказа скорость пропорциональна имеющимся мощностям, технологиям грузопереработки и наличными трудовыми ресурсами. В отсутствие требуемого продукта время на комплектование заказа должно включать период производства для пополнения запаса.

Окончательная доставка товаров потребителю зависит от установленных им сроков приемки, места (мест) назначения, наличия свободной рабочей силы и разгрузочного оборудования.

Задача управления полным логистическим циклом - обеспечить согласованность действий для соблюдения ожидаемых, или нормативных, сроков исполнения заказа. Задержка на любом этапе угрожает сбоями на всех остальных стадиях. Если же такие задержки случаются регулярно, это может потребовать создания буферных запасов для защиты от неопределенности. По и при выполнении той или иной операции раньше ожидаемого срока приходится приспосабливать к этому другие действия, чтобы создать возможности для храпения и обработки преждевременно поступивших заказов. Высокая результативность каждой из функциональных областей логистики хоть и важна, но только в том случае, если она не идет во вред общей интеграции.

Применение законов теории циклов в совокупности ведет к оптимизации полного логистического цикла как единого целого. Цикл выполнения заказа представляет собой повторяющийся закопченный замкнутый процесс, переводящий цель (удовлетворение потребности потребителя) в определенный результат (продукцию, предмет и объект) удовлетворения потребности.

При формировании системы управления предприятием с использованием логистического подхода открываются возможности повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, что позволяет существенно сократить интервал времени между приобретением сырья, материалов и полуфабрикатов и поставкой готовой продукции потребителю, способствуя значительному уменьшению материальных запасов. Применение данного подхода ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Отмечено, что у предприятий, построивших свою стратегию на основе логистической концепции, наблюдается значительное увеличение показателя, выражающего отношение прибыли, полученной от продаж товаров или услуг, к инвестированному капиталу. Результатом логистического подхода к построению системы управления является уменьшение издержек и увеличение доли компании на рынке.

Любая организация бизнеса, внедряя логистику и формируя соответствующую логистическую систему (ЛС), прежде всего, стремится оценить её фактическую или потенциальную эффективность.

Основные показатели эффективности функционирования логистических систем. Первым таким показателем является прибыль, в которой отражаются результаты всей логистической деятельности, объём логистических услуг, производительность логистической системы, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь.

Логистические затраты являются качественным показателем эффективности функционирования логистической системы. Уровень качества логистического сервиса напрямую связан с минимизацией потерь при обслуживании заказов потребителей.

Также важен интегральный критерий оптимальности или критерий минимума общих затрат системы. Таким образом, обобщающий показатель можно представить в следующем виде:

,

где:Qijk – объём логистических услуг по i-ой операции j-ой функции k-го заказа; З – логистические затраты.

Если перейти к удельным показателям, то эффективность функционирования логистической системы будет равна:

,

где:Эijk – эффект от выполнения логистических услуг по i-ой операции j-ой функции k-го заказа.

Данный расчёт не учитывает уровень качества обслуживания заказов потребителей. Если в систему оценки эффективности функционирования логистической системы ввести оценку обслуживания заказов по качеству (сервисного обслуживания), то она примет вид:

 

где Эk – эффективность функционирования логистической системы от обслуживания к-го заказа; Зk– затраты на качество обслуживания k-го заказа.

Так как уровень логистического сервиса повышает эффективность функционирования логистических систем, расчёт различных вариантов обслуживания заказов потребителей позволяет определить максимальную эффективность.

Таким образом, результативность логистической системы определяется доступностью запасов, производительностью и качеством деятельности, а величина общих затрат на логистику находится в непосредственной связи с желаемым уровнем результативности. Как правило, чем выше этот уровень, тем больше общие затраты логистики. Ключом к созданию эффективной системы логистики на предприятии служит умение поддерживать равновесие между уровнем логистического сервиса и величиной общих затрат.

С точки зрения потребителя, являющегося конечным звеном логистической цепи, эффективность логистической системы определяется уровнем качества обслуживания его заказа.

Логистические затраты выступают как инструмент управления предприятием. Определение состава логистических затрат способствует принятию экономически обоснованных управленческих решений. Анализ таких затрат может позволить руководству предприятия выбрать наиболее гибкую тактику по обслуживанию заказов потребителей. Снижение логистических затрат, рост на этой основе уровня прибыли повышает финансовые возможности хозяйствующего субъекта.

Логистическая система состоит из трех основных блоков производственного процесса: снабжения, производства, сбыта.

Снабжение заключается в транспортировке сырья и материалов, комплектующих, запасных частей, оформлении договора с поставщиками, выборе поставщика, оформлении заказа и др.

Производство — непосредственное изменение физико-химических и геометрических свойств материала с целью получения конечной продукции. Логистический подход к производству заключается в минимизации суммарных издержек на производство.

Сбыт продукции включает транспортировку продукции, выбор вида транспорта, выбор перевозчика (экспедитора), заключение договора с заказчиками (потребителями), сервисное послепродажное обслуживание и др.

Основной чертой современного бизнеса является идея о том, что конкурируют не фирмы, а снабженческо-сбытовые системы фирм. А провал, либо успех системы определяется на рынке конечным покупателем. Получение покупателем нужного продукта в нужном месте в нужное время не только требование чтобы преуспеть, но и чтобы выжить на рынке. Следовательно, удовлетворение потребностей покупателей и знание рынка являются ключевыми при выработке новой логистической стратегии. Только при полном понимании потребностей и ограничений рынка, предприятие может предпринять выработку стратегии, которая удовлетворит и участников логистической системы и покупателей.

Инициативы по улучшению показателей логистической системы направлены на сведение спроса и предложения путем снижения затрат и более полного удовлетворения покупателя. Это выдвигает требования сокращения неопределенности в логистической системы насколько это возможно, обеспечения предсказуемости спроса для предыдущих участков логистической системы. Тем не менее, иногда неопределенности трудно избежать из-за характеристик продукта. Например, если спрос на продукт весьма подвержен веяниям моды и менее зависим от внутренней полезности продукта, то он менее предсказуем. Следовательно, система должна смириться с неопределенностью, но в то же время требуется выработать стратегию, которая все же позволит сводить спрос и предложение.

Особенный интерес в последнее время был проявлен к концепции «стройного производства» и более широкой концепции «стройного предприятия». При таком подходе основная задача — устранение ненужных издержек. Большую роль в развитии этого интереса сыграла практика работы производственной системы Тойота с фокусом на устранение издержек и излишних запасов. В то же время, стройное производство становится заметным уже в производстве английского самолета Spitfire в период второй мировой, а Keiretsu приписывает начало этой практики машиностроению США 1915 года. В контексте данного эссе, во многих источниках указывается, что концепция «стройности» хорошо работает в условиях относительной стабильности и предсказуемости спроса и низкой неопределенности. Напротив, в условиях, где спрос и потребности покупателей сильно варьируют, возникает потребность в высоком уровне адаптивности логистической системы.

Адаптивность — это способность бизнеса в целом, которая охватывает организационную структуру, информационные системы, логистические процессы и в особенности сознание. Ключевой характеристикой адаптивности является гибкость. В этом отношении, происхождение адаптивности как концепции бизнеса основано на гибких производственных системах. Изначально считалось, что путь к гибкости производства идет через автоматизацию, что обеспечивает быструю переналадку оборудования, обеспечивая приспосабливаемость к изменениям ассортимента и объема выпуска готовой продукции. Позднее идея гибкости стала трактоваться более широко и появилась концепция адаптивности организации.

Адаптивность означает использование знаний о рынке и виртуальной корпорации для использования прибыльных возможностей в изменчивом рынке.

Стройность означает создание добавляющего стоимость направленного материального потока с устранением всех ненужных издержек, включая время, обеспечение работы каждого уровня по графику.

Как адаптивность, так и стройность предъявляют требования высокого качества продукта. Они также требуют минимизации общего времени удовлетворения потребности, которое определяется как время от подачи заявки клиентом до доставки товара. Общее время исполнения должно быть минимизировано для обеспечения адаптивности, поскольку спрос сильно вариативен и трудно предсказуем. Если система имеет долгие периоды доставки, то она не может достаточно быстро реагировать на потребности, чтобы завоевывать рынок. К тому же, эффективное реструктурирование сокращения операционных циклов всегда приводит к хорошей основе для сокращения производственных затрат и повышения производительности.

Сроки исполнения необходимо сократить в стройном производстве путем отношения к затратам времени именно как к затратам, а стройность предполагает устранение всех затрат. Суть разницы между стройностью и адаптивностью в отношении обеспечения добавления стоимости для покупателя в том, что уровень обслуживания (доступность) критичный показатель для адаптивности, в то время как затраты и следовательно низкая продажная цена тесно связана со стройностью. Тем не менее, там, где концепция сокращения общего времени цикла, при эффективном внедрении, является достаточным условием достижения стройного производства, это лишь одно из условий достижения адаптивного снабжения.

 

 

Тема 1.3.

Логистические издержки и способы анализа логистической системы

План

1 Понятие логистических издержек. Проблемы и особенности учета

логистических издержек. Требования к системам учета издержек в логистике.

2 Виды и источники возникновения логистических издержек. Классификация логистических затрат по различным критериям.

3 Транзакционные издержки в логистических системах. Пути оптимизации логистических издержек в цепочках ценности

4 Анализ логистической системы: суть, задачи, принципы.

5 Порядок исследования логистической системы. Случаи возникновения потребности в анализе логистических систем.

6 Логистический анализ: виды, методы и приемы, этапы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: