Впервые термин “проекция” в его психологич.значении был использован 3. Фрейдом для объяснения патологич. симптомов паранойи в 1896 г., а затем при разборе “случая Шребера” в 1911 г. В этих работах проекция понималась как приписывание другим людям социально-неприемлемых желаний, в которых ч-к как бы отказывает сам себе. В этом случае проекция рассматривалась Фрейдом как мех-м защиты против неосознаваемых асоциальных влечений. В работах последующих лет Фрейд вводит понятие проекции как нормального психологического процесса, участвующего в формировании нашего восприятия внешнего мира. Проекция интерпретируется им как первичный процесс “уподобления” окружающей реальности собственному внутреннему миру.
Проективные методики пред. собой спец.технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей л-ти, кот. наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Термин “проективные” был впервые использован Л. Френком в 1939 г. для объединения уже известных к тому времени методич. приемов как ассоциативный тест Юнга, тест Роршаха, ТАТ и других.
Многие полагают, что первым проективным тестом в привычном смысле этого слова был метод свободных ассоциаций К.Г. Юнга, созданный им в 1904–1905 годах. Именно К.Г. Юнгу принадлежит открытие и док-во феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возм-ть посредством косвенного возд-я на значимые обл-ти переживания и повед-я ч-ка («комплексы») вызывать изменения в экспериментальной д-ти. К. Юнг показал таким образом, что бессознательные переживания личности дос-тупны объективной диагностике.
Подлинный триумф проективной диагностики связан с появлением в 1921 г. «Психодиагностики» Г. Роршаха, опубликованной в Берне на немецком языке. Герман Роршах создал оригинальный метод – метод чернильных пятен, – ставший одним из самых известных в мировой психологии. Г. Роршах предположил, что чернильные пятна, адресованные зрительному воображению, растормаживают, оживляют моторные фантазии. Тест Роршаха позволяет установить общую направленность личности – «тип переживания», а также получить диагностические данные о степени реа-листичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей активность человека.
|
След.вехой в истории развития проективных методов является 1935 год, когда впервые в журнальном варианте, под двойным авторством, появилось сообщение о Тематическом апперцептивном тесте (ТАТ) как методике экспериментального изучения фантазии (Х. Морган, Г. Мюррей). Впоследствии методика становится более известной по имени Г. Мюррея, который внес весомый вклад в ее разработку. Стимульный материал ТАТ представляет собой стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица, на которой обследуемый может вообразить любую картину. В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию. По результатам ТАТ исследователь получает сведения об основных стремлениях, потребностях человека, воздействиях оказываемых на него, конфликтах, возникающих во взаимодействии с другими людьми, и способах их разрешения, и другую информацию
|
Отличительные признаки проективных методик:
1) неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;
2) деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормамии оценками;
3) проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением
Классификация проективных методик:
1. Методики дополнения. Стимульный материал:
o набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).
o Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").
o Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").
2. Методики интерпретации. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).
3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха, тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции).
|
4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).
5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное").
6. Методики катарзиса: психодрама, проективная игра.
Недостатки проективных методик:
1. Недостаточная стандартизованность проведения и подсчета показателей.
2. Недостаточная объективность процедур подсчета и интерпретации пока-зателей, зависимость результатов от мастерства диагноста.
3. Отсутствие нормативных данных.
4. Надежность оценщика.
5. Использования неструктурированных, или неоднозначных, стимулов.
Однако перечисленные недостатки нисколько не умаляют достоинств проективных методик. Бесспорно, что богатством получаемого материала проективные методики выгодно отличаются от других методов диагностики; замаскированность цели проективных техник уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести социально желательное впечатление; и, самое важное, использование проективных методов открывает перспективу проникновения в уникальный внутренний мир человека, что не позволяют сделать стандартизованные тестовые процедуры. Кроме того, некоторые проективные методики, в отличие от тестов и опросников, оказываются незаменимыми при работе с маленькими детьми, неграмотными или с людьми, испытывающими языковые трудности либо страдающими речевыми дефектами. Невербальные средства легко применимы ко всем этим категориям людей.