Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации





В проблеме исправления и перевоспитания осужденных, отбывающих наказание в ИУ, наряду с правовым и педагогическим аспектом важное значение имеют психологический и социально-психологический аспекты. Их значение объясняется своеобразием личности осужденного к лишению свободы, существенными внутренними изменениями, влияющими на процесс ее исправления и перевоспитания, а также последующую реадаптацию. Среди лишенных свободы немало лиц, оказывающих внутреннее сопротивление воспитательным воздействиям, что снижает эффективность процесса их перевоспитания; значительна доля тех, кто совершает повторные преступления в реадаптационный период.

Особенности психологии осужденных, прежде всего, проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения); состояние нетерпения. И то, и другое характеризуется повышенной напряженностью, что иногда приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние безнадежности, обреченности, которое вызывает апатию, пассивность во всех действиях.

Социальная изоляция усиливает угнетенное состояние. Оно является результатом фрустрации, следствием полного краха жизненных планов, целей, крушения надежд. У осужденного может появиться неверие в свои силы, в возможность снова обрести нормальную жизнь.

Определенная закономерность наблюдается в динамике психических состояний лишенных свободы. Обращают на себя внимание поворотные пункты (критические точки), в которых с неизбежностью возникает смена или яркое проявление типических психических состояний: арест, предъявление обвинения, судебное разбирательство, объявление приговора, решение кассационной инстанции, отправление в колонию, прибытие в колонию, первые 3 – 5 месяцев пребывания в колонии (период адаптации), изменение условий содержания в последние месяцы перед освобождением, освобождение, приспособление к жизни на свободе. Психические состояния могут изменяться и в промежутках между критическими точками. Ни одного осужденного, например, не могут оставить равнодушным факты предоставления свидания, расконвоирования, избрания в совет коллектива.

Психология осужденного во многом определяется его отношением к самому факту лишения свободы. Здесь можно определить несколько групп.

1. Лица, которые еще на предварительном следствии, в суде полностью раскаялись в совершенном преступлении, осознали вред, нанесенный обществу. Особенность подхода к данной группе правонарушителей определяется наличием у них сознания, что они совершили преступление и общество имеет моральное право их наказать. Это позволяет (при правильном воспитательном воздействии) обеспечивать их положительное влияние и на остальных осужденных.

Такая категория осужденных в основном довольно быстро приспосабливается к условиям жизни в ИУ, активно принимает участие в производственных, учебных, воспитательных процессах.

2. Лица, которые считают свое осуждение неправильным либо чрезмерно суровым, не рассматривают совершенные действия как преступление (ошибка или вполне нормальное поведение). Подобное отношение к наказанию может приводить к озлобленности, активному отрицанию правил режима, воспитательного воздействия. Может развиваться и определенная отрешенность от условий жизни и труда в ИУ, углубленность в свои переживания, что приводит к пассивности в деятельности, в восприятии воспитательного воздействия.

Работа с такими лицами требует убеждения их в правильности наказания, что облегчает привлечение их к активной жизни и деятельности.

3. Лица, имеющие в основном установку на определенный преступный образ жизни (например, расхитители). Ни о каком перевоспитании эти осужденные первоначально не думают, рассчитывая после освобождения вновь вести прежний образ жизни, учтя «ошибки», в силу которых, по их мнению, они оказались разоблаченными. Это определяет и их отношение к лишению свободы, которое для них только неприятный этап жизни («риск профессии»), не меняющий их общих взглядов на жизнь, их мировоззрения.

Главное для них – любыми средствами сократить время отбытия наказания. Этим определяется их отношение к режиму, воспитателю и к другим осужденным. Именно у этой группы осуждение вызывает мысль о необходимости быть осторожнее и хитрее, в том числе и в месте отбывания наказания. Это обстоятельство делает таких осужденных наиболее трудно поддающимися воспитанию.

Особенно жестоко колония травмирует неокрепшую психику подростков. Здесь возможны тяжкие, необратимые психические деформации личности. Криминальная субкультура блокирует или извращает воспитательные воздействия педагогов на учащегося, разрушает внутри-коллективные отношения, замещая коллективистские отношения отношениями круговой поруки, коллективизм – клановостью, товарищество –лжетовариществом, оправдывает и поощряет преступное поведение и преступный образ жизни .

Криминальная субкультура, как и любая культура, по своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее, девальвируя ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику.

Известно, что носителем культуры является язык. На сегодняшний день он оказался весь пронизан терминологией уголовного жаргона, на котором охотно говорят как подростки, так и взрослые .

При этом криминальные группы «втягивают» несовершеннолетних в преступную деятельность, прежде всего:

1) спекулируя на чувствах клановой принадлежности, ложного героизма, ложного товарищества, «воровской чести и благородства» – свыше35 % всех случаев;

2) путем поощрения и эксплуатации низменных инстинктов (жадности и скупости, примитивных влечений, создания доступа к азартным играм и запретным развлечениям) – 27 %;

3) демонстрацией ложной психологической защищенности, мнимого уважения и доверия, ложного покровительства – 15,5 %;

4) открытым психологическим (угроза компрометации, шантаж, запугивание) и физическим (избиения, телесные повреждения) насилием –12,95 %;

5) просьбами, советами, юмором, насмешками, заданиями, поручениями – 4,7 %.

Кроме того, используются и такие способы, как добровольное присоединение к группе, определение статуса доверенного лица лидера, подражание (заодно с близким другом), а также своеобразное «ослепление» личности, не отдающей отчета в своих действиях в результате группового аффекта [187, с. 327].

Все большее значение приобретает использование таких способов втягивания несовершеннолетних в преступную группу, как вовлечение в занятия престижными видами спорта, овладение компьютером, насаждение здорового образа жизни, отказ от курения, употребления алкоголя, оказание материальной помощи семье и т.п.

Семья для женщин играет роль сдерживающего от правонарушений фактора; семейные же конфликты несут в себе криминогенное значение.

Это в особенности характерно для тех осужденных женщин, социальные роли которых непосредственно связаны с жизнью семьи и воспитанием детей. Они более остро переживают утрату свободы, чем те, у которых нет семьи и детей. Огромное значение в таких случаях приобретает сохранение социальных связей осужденных женщин: свидания с родственниками, получение посылок и бандеролей, денежных переводов. Женщина неотделима от семьи. Женщина, лишившаяся семьи, заставляет себя страдать. Для тех, кто оказался в колонии, одна из самых главных и трудных задач – не потерять свою семью, не стать чужой собственным детям, родителям, мужу, а если уж это случилось, то найти в себе силы как-то преодолеть данный барьер.

Осужденные женщины острее, чем мужчины, воспринимают сам факт изоляции от общества. Особенности их психофизиологической организации обусловливают повышенную возбудимость, восприимчивость к отрицательному влиянию ближайшего окружения, плаксивость, раздражительность. У них чаще, чем у мужчин, происходят нервно-психическиесрывы, возникают стрессовые ситуации. Осужденная, семья которой сохранилась, испытывает меньше затруднений, связанных с вопросами устройства своей жизни на свободе. Эти женщины реже совершают правонарушения, чем те, у которых семья распалась за время отбывания наказания.

Чтобы ни один из осужденных в коллективе колонии не чувствовал себя обособленным и беззащитным, необходимо убедить всех в том, что в данной колонии никто не имеет права безнаказанно издеваться над другими и всякие попытки насилия сильных над слабыми здесь подавляются. Вызову нужных состояний способствует и установление воспитателем психологического контакта с лишенным свободы, умение расположить его к себе.

 





Читайте также:
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.