В соответствии со ст. 7 УИК основной из задач в деятельности исправительных учреждений выступает исправление осужденных. Однако ее реализация будет зависеть от ряда факторов, а именно: снижение или рост преступности в местах лишения свободы, уменьшение или рост количества грубых нарушений порядка отбывания наказания, проявление конфликтных ситуаций среди осужденных или между осужденными и администрацией учреждения и т.д.
В исправительных учреждениях не исключен риск совершения преступлений различного характера. Осложняют криминогенную обстановку такие традиционные явления, как конфликтные отношения между враждующими группировками осужденных, распространение азартных игр, наличие у отдельных лиц возможности приобретать деньги, спиртные напитки, наркотики, существование неконтролируемых администрацией связей осужденных с криминалитетом, находящимся вне зоны. Беспокоят администрацию и преступления, требующие длительного разбирательства, терроризирование осужденных, ставших на путь исправления, совершение противоправных деяний в процессе борьбы за лидерство группировок осужденных отрицательной направленности, распространенность воровских традиций, открытое неприязненное отношение к законным требованиям по исполнению и отбыванию наказания. Доходит нередко дело и до противодействия администрации, сопровождаемого неповиновениями различных видов (массовые невыходы контингента на работу, голодовки).
На руководителя, специалиста системы исполнения наказаний, возложен широкий круг функциональных обязанностей. Реализуя их, он должен сочетать принципиальность, высокую требовательность к осужденным с доверием и уважением к ним, постоянной заботой, помощью в затруднительных ситуациях. Современные условия требуют от сотрудников исправительного учреждения (ИУ) овладения конструктивными подходами и продуктивными методами психолого-педагогической подготовки. В настоящее время специфика труда работников пенитенциарного учреждения заключается в усложнении условий их деятельности. Контингент осужденных стал более криминогенным, чем раньше. В сочетании с рядом экономических и социальных проблем исполнения уголовных наказаний это требует постоянного поддержания у сотрудника психических и физических ресурсов, обеспечивающих сдерживание отрицательного влияния на психику, которое может привести к неадекватности поведения и психическим срывам, нередко – к профессиональной непригодности.
|
Психологическая подготовка сотрудников ИУ к служебной деятельности предполагает формирование у них профессионально значимых качеств, навыков общения в служебном коллективе, выработку психологической устойчивости в стрессовых ситуациях.
Деятельность воспитателя направляется на оказание воздействия н каждую конкретную личность, на коллектив осужденных в целом. Она должна обеспечить оптимальное использование самого коллектива осужденных в целях как воспитания отдельных осужденных, так и всей группы(отряда).
Это определяет развитую систему и специфичность тех методов воздействия, которые должны применяться в ИУ.
В работе с осужденными приоритет отдается психологическим методам воздействия, установлению доверительных отношений между персоналом системы и осужденными. Психолог должен использовать свое мастерство и в беседе с осужденным ориентировать его на психокоррекцию или психотерапию в зависимости от прогнозируемых негативных способов поведения. Причем уже в ходе самой беседы опытный психолог может незаметно перейти к этим методам (НЛП-консультирование, эриксонианский гипноз.
|
Психологическая практика как вспомогательное направление при реализации методов уголовно-исполнительного права включает следующие элементы: императивный метод (принятие психологом социального заказа, учет профессиональных и этических требований); диспозитивный метод (предоставление выбора диагностических и психокоррекционных методик); метод поощрения (составление рекомендаций с использованием специфических методик).
Воздействие на коллектив, использование коллектива для воздействия на отдельную личность не исключает и целенаправленного личного воздействия воспитателя на каждого отдельного осужденного.
Для этого применяются следующие основные методы.
Метод убеждения. Чаще всего он реализуется в ходе проведения индивидуальных бесед. Как и любое психическое общение, беседа сочетает в себе цели изучения личности и воздействия на нее. Во время бесед разъясняется сущность и конечная цель действий администрации, чтобы осужденные поняли, что цели администрации полностью совпадают с их собственными интересами. Осужденные должны знать, какими путями они могут облегчать себе переходный период к жизни и деятельности в общем коллективе граждан. Эти знания будут способствовать направленности их деятельности, развитию волевых и интеллектуальных способностей, достижению промежуточных целей. Убеждение направлено и на пробуждение у осужденного чувства совести.
|
Метод регулирования межличностных отношений. Воспитатель имеет большую возможность влиять на сферу межличностного общения, регулировать те из них, которые складываются у осужденного с работниками колоний, с другими осужденными, с родными.
Метод передачи информации. Специально и целенаправленно отбираемая информация, поступающая к осужденному, должна способствовать восполнению его социального опыта, получению и переработке им сведений, которых он раньше не получал, и т.д. Опыт многих воспитателей показывает, что очень важно собирать сведения о том, как живет семья осужденного в настоящее время, как ей оказывают помощь государство, коллектив, где он раньше работал. На наглядных примерах осужденный видит, что хотя и причинил вред государству, коллективу, они оказывают помощь его семье, делают все, чтобы его дети росли нормальными гражданами. Такие факты существенно влияют на выработку твердого решения исправиться, повысить активность в труде, скорее вернуться к нормальной жизни.
Метод внушения. Как и метод воспитания, он всегда должен основываться на авторитете лица, которое применяет данный метод.
Метод внушения ( суггестии ) с его основным средством воздействия – словом – может помочь осужденным в подготовке к жизни в новых условиях. Внушение, в отличие от убеждения, – это психологическое воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие осужденным воспитательной информации в силу авторитетности личности воспитателя.
Внушение может осуществляться только в бодрствующем состоянии. Воспитатель не имеет права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методы внушения могут применять только врачи – психотерапевт или психиатр. Выделяют два способа проведения внушения: словесное – путем прямого речевого воздействия на осужденного и косвенное, опосредованное каким-либо предметом или действием.
При определенных условиях и качестве воздействия применяется метод « взрыва », т.е. мгновенное воздействие, переворачивающее все желания, стремления человека. Этому методу должна предшествовать длительная работа по накоплению определенных предпосылок для достижения результатов «взрыва», или непосредственно за «взрывом» должна следовать длительная работа по закреплению возникшего при «взрыве» чувства. Сам по себе отдельно примененный метод «взрыва» не может достигнуть целей перевоспитания.
Для того чтобы определить наиболее правильные пути воздействия на конкретного осужденного, рекомендуется широко применять в отношении его психолого - педагогический эксперимент. Такой эксперимент позволяет наиболее полно вскрыть все свойства личности осужденного, помогает формировать его интеллектуальные и волевые качества. Тщательно организованные психолого-педагогические эксперименты, наблюдения позволяют создать правильное представление об отношении данного осужденного к мерам воспитательного воздействия.
Возбуждение стремления к самовоспитанию у осужденного – процесс очень сложный. Для этого воспитательное воздействие предполагает создание таких условий, при которых у осужденного возникает желание добиться каких-либо навыков и знаний. Перед осужденным надо открывать какие-то горизонты, которые он реально может достичь. В процессе работы осужденного по достижению поставленной перед ним цели надо акцентировать его внимание на уже достигнутых результатах, поощрять его, что укрепляет его желание добиться еще больших результатов. Укрепление и воспитание положительных качеств личности возможно только в том случае, если у осужденного постепенно создаются новые перспективы, идеалы, возможности, если у него вырабатывается понимание путей и целей достижения этих перспектив.
Изменению личности осужденного способствует реализация имеющегося у него стремления показать своим коллегам по работе, своей семье, как изменилось его отношение к ним, к своему прошлому поведению. Это желание еще более укрепляется сообщениями в письмах, при личных свиданиях о том, что его стремления правильно поняты, что его ждут, верят в изменение его отношения к прежним условиям жизни, в изменение его интересов. Практика работы ИУ показывает, что именно в подобных ситуациях осужденные начинают активнее трудиться, их труд становится более производительным, сознательным.
Применение совокупности методов воздействия, условий режима, труда, обучения должно учитывать и конкретные особенности личности осужденного, что обеспечивает действенность процесса исправления.