Регулирование экспорта в Великобритании




 

Правительствостраны уделят первоочередное внимание развитию внешней торговли и инвестиционному взаимодействию страны с зарубежными государствами. При этом в качестве основных целей следует выделить следующие:

оказание содействия продвижению британских товаров на внешний рынок и привлечению иностранных инвестиций, в том числе путем предоставления соответствующих гарантий;

усиление координации политики правительства, направленной на повышение конкурентоспособности британской экономики (главная цель), с его мерами по оказанию содействия британским компаниям в продвижении их товаров и услуг на внешние рынки (сопутствующая цель);

помощь участникам ВЭД (преимущественно "новым").

Административно-организационные меры и нормотворческие функции, направленные на поддержку национальных производителей и экспортеров, осуществляет ряд государственных органов. Ведущим органом, ответственным за проведение политики в области внешнеэкономической деятельности страны, а также головным ведомством в экономическом блоке британского кабинета министров является Министерство торговли и промышленности Великобритании.

В настоящее время в целях поддержания конкурентоспособности всех отраслей экономики Великобритании на мировой арене и создания удобного и привлекательного климата для осуществления предпринимательской деятельности внутри страны для иностранных участников ВЭД при наличии сформированной правовой системы на уровне ЕС МТП реализует программу по реформированию в области внутреннего регулирования. Программа реформирования претендует на то, чтобы считаться одной из наиболее прогрессивных административных реформ в мире и нацелена на упрощение законодательства ЕС и снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности как внутри страны, так и в рамках ЕС.

Таможенное дело. Органом, уполномоченным в области государственного регулирования движения товаров, является Королевская служба налогов, сборов и таможни (HM Revenue & Customs, HMRC). Служба была создана в начале 2005 г. в результате объединения двух независимых служб - Королевской службы таможни и акцизов (HM Customs and Excise) и Налоговой службы - Inland Revenue и осуществляет свою деятельность согласно положениям Закона о уполномоченных по вопросам государственных доходов и таможенного дела 2005 г. Служба находится в подчинении Минфина Великобритании (HM Treasury). В число ее функций, наряду со сбором налогов и акцизов, входят: [6]

"взимание таможенных пошлин и охрана границ", включая "защиту британского общества от нелегального ввоза лекарственных средств, спиртных напитков, табака и табачных изделий, "ухода" от налогов";

применение тарифных мер от имени и по поручению уполномоченных министерств;

ведение ТН ВЭД;

осуществление импортно-экспортного контроля;

сбор статистических данных по внешней торговле.

Основой таможенного законодательства Великобритании является Таможенный кодекс Евросоюза 1992 года (Директива ЕС № 913/92 от 12 октября 1992 г., устанавливающая Таможенный кодекс Европейского сообщества) с последующими изменениями.

Экспортное регулирование. Законодательство Великобритании об экспорте основывается на общих правилах ЕС для экспорта (Common rules for exports) (Директива ЕС № 2603/69 от 20 декабря 1969 г. с последующими изменениями); правилах по гарантиям экспортного кредитования (Директива ЕС № 98/29/EC от 7 мая 1998 г), а также на ряде директив ЕС в области экспортного контроля.

Экспорт из Великобритании также осуществляется без ограничений, за исключением определенных товаров, попадающих под систему экспортного контроля и лицензирования, в числе которых:

промышленные товары, которые можно использовать в военных целях, хотя они первоначально не были специально предназначены для таких целей (например, компьютеры, оборудование в области электроники и контрольно-измерительные приборы, станки, оборудование в области связи, радиолокационные установки и гражданские самолеты);

военное оборудование, например, оружие, боеприпасы, бомбы, танки, оборудование в области тепловидения, военные самолеты и корабли, промышленные товары, специально предназначенные для военных целей;

товары, связанные с производством ядерного оружия, включая ядерные материалы, ядерные реакторы и оборудование для обработки ядерных материалов;

исходные элементы химических боеприпасов;

антиквариат и произведения искусства;

некоторые изделия из стали, экспортируемые в США.

Заявки на получение экспортных лицензий в ряд стран подлежат прохождению специальных процедур, которые отражают, в частности, озабоченность Великобритании в вопросах распространения ядерного оружия.

Перечень таких стран содержится в Положении об экспортном контроле и публикуется Службой экспортного контроля для распространения среди британских экспортеров.

Процедуры экспортного контроля основаны и осуществляются на основе Закона 1939 г. об импорте, экспорте и полномочиях Агентства таможен и акцизов с последующими изменениями и дополнениями (Королевская служба налогов, сборов и таможни).

Основными регулирующими органами в области экспортного контроля являются:

Служба экспортного контроля Министерства торговли и промышленности;

Королевская служба налогов, сборов и таможни - осуществляет контроль за трансграничным перемещением товаров и взимает соответствующие платежи;

Министерство по вопросам окружающей среды, продовольствия и развития сельских районов - отвечает за экспорт продуктов животного и растительного происхождения, а также растений.

Важным инструментом торговой политики Великобритании, применяемым в целях поддержки национальных производителей и экспортеров, являются антидемпинговые, компенсационные и защитные меры. При этом, учитывая, что Великобритания является членом Европейского союза, в соответствии с договоренностями, зафиксированными в Соглашении от 2 мая 1992 г. "О принципах создания единого внутреннего рынка ЕС", урегулирование торговых споров с третьими странами осуществляется в рамках этого объединения. Среди защитных мер, важная роль отводится также экологическим требованиям, стандартам и вопросам упаковки и маркировки товаров.

Меры по поддержке участников внешнеэкономической деятельности. Для оказания непосредственной поддержки участникам ВЭД в Великобритании была создана Британская служба торговли и инвестиций (UKTI). В целях координации деятельности двух основных ведомств, занимающихся вопросами внешних отношений - МТП и МИДа Великобритании, UKTI подотчетна как Госсекретарю торговли и промышленности, так и Госсекретарю иностранных дел Великобритании. Ее курирует Госминистр (второе лицо в ведомствах после госсекретаря), который одновременно входит в структуру обоих названных министерств.

UKTI была создана в ноябре 2003 года путём реорганизации Британской службы международной торговли (British Trade International). В результате реорганизации Службы произошло заметное усиление ее ориентации на оказание услуг по отраслевому принципу (ранее упор делался на региональное/страновое содействие).

На UKTI возложены функции:

продвижения британских товаров и услуг на внешние рынки;

содействия компаниям Великобритании при их выходе на внешний рынок;

привлечения иностранных инвестиций.

Свою работу UKTI осуществляет как в Великобритании, так и за рубежом.

Внутри страны служба занимается оказанием помощи британским экспортерам и инвесторам в части продвижения британского экспорта, поддержки и консультирования, в первую очередь, малых и средних фирм в регионах через региональные отделы по оказанию поддержки местным предприятиям, испытывающим трудности с реализацией своей продукции на внешнем рынке и заинтересованным в привлечении иностранных инвестиций. Эта работа проводится в тесном взаимодействии с Генеральным директоратом по вопросам развития регионов и оказания поддержки малым и средним фирмам МТП.

За рубежом UKTI ведёт работу через коммерческие отделы британских посольств и занимается продвижением британского экспорта на рынки зарубежных стран и привлечением иностранных инвестиций.

UKTI оказывает фирмам и компаниям следующие услуги:

предоставление информации и консультаций по торговой тематике (о товарных рынках и возможных конкурентах, страновые политические и экономические обзоры, тарифные ставки, принципы регулирования внешней торговли в различных странах и т.п.), в том числе подготовка секторальных докладов и обзоров рынков;

разработка программ выхода на внешний рынок для новых экспортеров, а также обучение, планирование и последующая поддержка их действий на зарубежных рынках;

предоставление интегрированного пакета содействия и консультаций для малых и средних предприятий для выхода на экспортные рынки с минимальными затратами; обеспечение функционирования информационно-консультационного центра;

содействие (в случае необходимости) частному бизнесу в установлении контактов с правительственными организациями иностранных государств;

помощь британским экспортерам путем организации специальных образовательных программ и передачи опыта работы на рынках иностранных государств от одних компаний другим;

финансовая поддержка частных компаний, участвующих в торговых выставках за рубежом;

информационная поддержка иностранных инвесторов по вопросам обеспеченности того или иного района Великобритании трудовыми ресурсами, рынками сбыта, сырьем, производственной инфраструктурой и т.п.;

разъяснение национального законодательства в области инвестиционной деятельности, а также помощь иностранным инвесторам в установлении контактов с органами власти на местах и с частными фирмами Великобритании, специализирующимися в сфере коммерческих услуг (бухгалтерские, консалтинговые и т.п.);

решение административных проблем, связанных с работой компаний (иммиграционные вопросы, разрешение на работу и т.п.);

поиск партнеров по реализации конкретных проектов.

Согласно отчету UKTI о результатах деятельности в 2004/2005 фин. г. г., организация достигла значительных успехов в области привлечения инвестиций, что привело к созданию более чем 40 тыс. и сохранению 35 тыс. рабочих мест, а также оказала значительную помощь более чем 5 тыс. британским компаниям в продвижении на внешние рынки.

В настоящее время перед UKTI в качестве целевых выдвинуты следующие задачи:

увеличение на 30% ресурсов организации в области оказания поддержки клиентам, особенно малым и средним компаниям-экспортерам;

повышение уровня взаимодействия с региональными британскими органами по экономическому развитию в области развития торговли и привлечения инвестиций;

поддержка, в том числе финансовая, в проведении международных выставок за рубежом.

UKTI имеет 9 региональных директоров по вопросам международной торговли - по одному в каждом из следующих агентств регионального развития: Лондонском, Юго-восточном, Юго-западном, Северо-восточном, Северо-западном, Восточно-центральном, Западно-центральном, Йоркширско-хамберском, Восточной Англии. Цель создания постов вышеупомянутых директоров - усиление роли местных властей в повышении эффективности работы государства по содействию ВЭД.

Каждый директор со своим штатом располагается в региональном агентстве по развитию. В круг его обязанностей входят:

разработка региональной внешнеэкономической стратегии;

оказание содействия малому и среднему бизнесу через консультантов по экспорту, финансируемых МТП (служащие так называемой "Business Link" - Служба связи с бизнесом) и входящих в структуру Службы поддержки малого бизнеса;

оказание содействия крупным компаниям.

Повышению эффективности ВЭД способствует деятельность UKTI, направленная на оказание содействия участию национальных фирм в торговых ярмарках и выставках. Важную роль в этом процессе играют организации-спонсоры, которыми могут быть только британские организации, представляющие определенный сектор промышленности либо предлагающие широкий спектр услуг (к последним можно отнести торговые палаты, деятельность которых не привязана к определенной отрасли).

В целях оказания содействия участникам внешнеэкономической деятельности в продвижении их товаров на внешний рынок, а также повышения привлекательности инвестиционной деятельности на территории Великобритании UKTI осуществляет разработку и реализацию ряда программ. При этом необходимо отметить, что, если ранее основное внимание уделялось вопросам содействия повышению эффективности ВЭД в страновом/региональном разрезе, то теперь приоритет отдан отраслевому направлению и уже потом для каждой отрасли определяются ее региональные приоритеты (так называемая "поддержка отраслей британской экономики при выходе на внешний рынок"). В числе программ, разработанных на 2005-2008 г. г., следует отметить такие, как:

программа поддержки участия британских фирм в выставках и семинарах, организуемых за рубежом;

программа поддержки зарубежных миссий британских компаний, поиск наиболее выгодных условий бизнес тура;

программа подготовки "паспортов успешной экспортной деятельности";

программа содействия выходу на внешний рынок;

инициатива повышения квалификации кадров в государственных структурах, занимающихся практическими вопросами повышения эффективности ВЭД и продвижения экспорта;

программа "Отраслевой фонд партнерства", предусматривающая развитие партнерства между государством и бизнесом на уровне торговых ассоциаций. Она способствует усилению потенциала отраслевых объединений, распространению лучшего опыта на основании таких критериев, как лидерство и обеспечение ресурсами, стратегия развития, работа по изучению рынков и продвижению товаров и т.п.

программа привлечения иностранных специалистов для работы в британских фирмах в целях установления коммерческих связей между британскими и иностранными бизнесменами.

Таким образом, в Великобритании создана эффективная и устойчивая к изменениям система регулирования внешнеэкономической деятельности, основанная на директивах Евросоюза и обязательствах, вытекающих из членства в ВТО и двусторонних экономических соглашений с третьими странами. В условиях развитого нормативного правового регулирования основной задачей Правительства Великобритании является деятельность по поддержанию конкурентоспособности национальных производителей во всех секторах экономики и на внешних рынках посредством проведения активной политики в области постоянного совершенствования организации системы органов государственной власти, снижение административных барьеров, содействие британским экспортерам по продвижению их продукции, товаров работ и услуг на внешние рынки и эффективное применение защитных мер во внешней торговле.

Выводы

 

В условиях открытой экономики экспорт и импорт влияют на производство, уровень доходов и занятость внутри страны, и, следовательно, с помощью внешних факторов можно влиять на макроэкономическое равновесие. Экспортируемые товары действительно потребляют иностранные граждане, но экспорт дает импульс росту национального производства, дохода и занятости. Синонимом процветания экономики является высокий экспортный потенциал страны, производство конкурентоспособной продукции.

Перенос ориентиров во внешнеэкономической сфере от задач, диктуемых государственным планом, к требованиям и запросам мирового рынка, при тяжелейшем кризисе на рынке внутреннем - задача необычайно сложная. Решать ее приходится в условиях развала прежних внешнеэкономических связей. Но необходимость нахождения путей активного взаимодействия с мировым хозяйством сомнения не вызывает. Трудности России лишний раз подчеркивают необходимость внимательно изучать мировой опыт. Тем более, что путь от экономики замкнутой к экономике открытой пришлось в разное время пройти многим странам мира, включая и те, которые в настоящее время являются лидерами мирового экономического развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: