I Мотивация
Судьба Одиссея |
Средь ужасов земли и ужасов морей
Блуждая, бедствуя, искал своей Итаки
Богобоязненный страдалец Одиссей;
Стопой бестрепетной сходил Аида в мраки;
Харибды яростной, подводной Сциллы стон
Не потрясли души высокой.
Казалось, победил терпеньем рок жестокой
И чашу горести до капли выпил он;
Казалось, небеса карать его устали
И тихо сонного домчали
До милых родины давно желанных скал.
Проснулся он: и что ж? Отчизны не признал.
- О ком идёт речь в стихотворении?
- Вы что-нибудь знаете об этом герое?
Да, мы расстались с хитроумным Одиссеем, когда закончилась Троянская война. И вы помните, что именно Одиссей предложил план, погубивший троянцев.
- А хотите знать, как сложилась судьба царя Итаки?
Мы обратимся к культурному наследию Греции, а именно к поэме Гомера «Одиссея». На протяжении нескольких тысячелетий произведения древнегреческого поэта никого не оставляют равнодушным. Л.Н. Толстой писал, что поэмы Гомера – это «вода из ключа, ломящего зубы, с блеском и солнцем и даже соринками, от которых она еще чище и свежее».
- Как вы понимаете его высказывание?
II. Работа по теме урока
Одиссей находит приют у царя Алкиноя.
Война закончилась, и Одиссей мог возвращаться домой к своей семье-жене Пенелопе и сыну Телемаку. «Сладостней нет ничего нам отчизны и родичей наших»,- не уставал повторять Одиссей. Но встреча произойдет только через двадцать лет. Что же помешало ему вернуться вовремя?
В поэме Гомера говориться о том, что все корабли Одиссея и его спутники погибли. Только Одиссей чудом выжил. Он попал на остров, где обитали отважные мореходы, а их царем был мудрый Алкиной. Ласково принял царь гостя и устроил в его честь пир, на котором сказитель Демодок пел о подвигах Ахиллеса, о деревянном коне и падении Трои. И тогда Одиссей открыл Алкиною своё имя и поведал ему о своих многолетних скитаниях.
-Разделитесь на группы. Вы будете работать с текстом п.27 и дополнительным материалом. Первая группа подготовит рассказ о событиях, произошедших на острове циклопов, вторая – о встрече Одиссея с сиренами, третья о том, как проплывал Одиссей между Сциллой и Харибдой, а четвертая – о возвращении Одиссея на Итаку.
На острове циклопов.
- Слушая рассказ своих товарищей, отмечайте главные черты характера Одиссея.
(Выступление первой группы)
Встреча с сиренами
Покинув остров циклопов. Одиссей поплыл дальше и оказался в Тирренском море.
(Выступление второй группы)
Между Сциллой и Харибдой
Дальше путь морехода лежал через тесный пролив.
(Выступление третьей группы)
Одиссею и его спутникам удалось пройти узкий пролив. Однако после поднялась буря, которая разрушила их судно, и все, кроме Одиссея, утонули. Наш герой остался один, без корабля и друзей. Отныне Гомер называет своего героя многострадальным, несчастным скитальцем.
Через некоторое время Одиссей встречает нимфу Калипсо. (Нимфы являлись покровительницами лесов, рек, часто помогали людям в сложных ситуациях.) Он провел у нее в гостях семь лет. После этого Калипсо преподнесла Одиссею подарок: это был набор инструментов, с помощью которых он соорудил плот из двадцати сосновых бревен. Одиссей отправился в опасный путь. На восемнадцатый день плавания он наконец увидел землю. Посейдон, разгневанный поступком Калипсо, поднял бурю, и Одиссей едва не утонул. Тело его прибило к берегу. На песке Одиссея нашла дочь царя Алкиноя Навсикая. Она привела нашего героя к отцу. Это происходило на острове, на котором жили искусные мореходы феаки. Выслушав горестный рассказ Одиссея, они прониклись сочувствием к бедному страннику и снарядили корабль, чтобы доставить его на родную Итаку.
Возвращение на Итаку
(Выступление четвертой группы)
Дворец легендарного царя Одиссея обнаружен на острове Итака в Ионическом море профессором- археологом Танасисом Пападопулосом. На поиски он потратил шестнадцать лет жизни. Помогала ему в нелегкой работе его супруга. Она, как верная Пенелопа, всегда была рядом со своим мужем во время раскопок. На Итаке они обнаружили развалины трехуровневого дворца с лестницей, пробитой в скале, а также колодец, датируемый XIII в. да н.э. – периодом, когда мэр Итаки узнал о находке, он тотчас заявил, что открытие может стать одним из самых важных для современной археологии, ведь фигура Одиссея в истории имеет огромное значение.
IV. Подведение итогов урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие с Одиссеем по страницам поэмы Гомера.
· Чем вам понравилось это произведение?
· Каких героев и почему вы назвали бы благородными?
· Осуждаете ли вы поступки каких-нибудь героев?
· Какие положительные качества в людях ценили греки?
· Почему в «Илиаде» Одиссея называют хитроумным, а в «Одиссее» - многострадальным?