Глава 14. Формирование условий либерализации




мировой экономики …………………………………………208

14.1. Первый нефтяной шок и

переход к многовалютному стандарту……………………………..208

14.2. Второй нефтяной шок и

переход к политике высоких процентов …………………………..213

14.3. Монетаризм как доктрина либерализации

мировой экономики ………………………………………………….216

14. 4. Интеграция финансовых рынков развитых стран

с еврорынком ………………………………………………………..218

Глава 15. Либерализация экономики

В развивающихся странах и

странах с централизованной экономикой …………………..224

15.1. Открытие экономики развивающихся стран

для иностранных инвесторов………………………………………224

15.2. Радикальное реформирование стратегии СССР

и распад государства…………………………………………………233

15.3. Либерализация экономики стран Восточной Европы…………….239

Глава 16. Дефляционное развитие мировой экономики и

перспективы однополярного мира …………………………246

16.1. Депрессия и региональные экономические кризисы ……………..246

16.2. Дефолт в России и

предложения по трансформации стратегии…………………………259

16.3. Прогнозные сценарии развития мировой экономики …………….268

Краткие выводы …………………………………………………………..274

Рекомендуемая литература ……………………………………………...281

РАЗДЕЛ 5. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА (СНС) В РЕАЛИЗАЦИИ

СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВА ………………………………………288

Глава 17. Возможности использования СНС

в стратегическом планировании

национальной экономики ……………………………………288

17.1. Понятие, сущность и концепции СНС ……………………………288

17.2. Классификации информации в СНС ………………………………297

17.3. Повторный счет в расчетах ВВП. ………………………………….313

Глава 18. Межсекторный баланс (МСБ) как инструмент

социально эффективной стратегии ………………………………324

18.1. Концепции схем межотраслевого баланса (МОБ) и

межсекторного баланса (МСБ) ……………………………………..324

18.2. Концепции экономико-математического моделирования

МОБ и МСБ…………………………………………………………..332

18.3. Принципы социально эффективной политики для

реализации динамической системы МСБ ………………………….336

Краткие выводы …………………………………………………………..342

Рекомендуемая литература ……………………………………………...348

 

Краткое заключение ……………………………………………………..350

Приложение ………………………………………………………………355

ВВЕДЕНИЕ

История свидетельствует, что в мировой экономике лидирующие позиции занимали, прежде всего, те страны, которые были вооружены эффективной национальной стратегией. Ухудшение геополитических позиций нашей страны в 90-х гг. явилось следствием не только чисто экономических обстоятельств, но и результатом недооценки стратегических вызовов со стороны соперничающих держав. Отсутствие упреждающей подготовки к неблагоприятному развитию событий приобрело хронический характер. Реформирование российской экономики наглядно показало, что слепое подражание типовым рекомендациям либерализации национальной экономики сделало страну, по сути, банкротом. Стратегия, реализующая принцип «отдавать старые долги при помощи новых»,привела к деградации российской экономики, функционирующей за счет распродажи сырья и роста государственного долга, что приблизило доходы большинства граждан к физиологическому минимуму выживания.

Либерализация национальных экономик сопровождается построением однополярного мира во главе с США и развертыванием глобального экономического кризиса. Его индикаторами являются рост дефицита платежного баланса США, эмитирующих мировую валюту, рост долгов всех государств транснациональным корпорациям и усиливающееся социальное неравенство, ведущее к сокращению платежеспособного спроса на продукты первой необходимости. Бремя нестабильности в наибольшей степени несут развивающиеся страны, в число которых попали Россия и другие государства СНГ, за которыми все более закрепляется роль сырьевых придатков, кладбища промышленных отходов мировой экономики.

Согласно прогнозам нестабильность будет только возрастать, и смутные времена будут продолжаться десятилетия. Предпосылок для экономического роста - нет, что, учитывая опасности в экологической сфере и расцвет организованной преступности, вызывает беспокойство у человечества в начале третьего тысячелетия. В России, если не произойдет трансформация ее стратегии в национальную стратегию, являющуюся, по сути, социально эффективной стратегией, нацеленной на устойчивый рост качества жизни, то катастрофа будет неизбежна.

Находясь между Востоком и Западом, Россия никогда не стояла у обочины цивилизации. Ее высокое значение в глобализации определяется не столько статусом ядерной державы, обладающей богатейшими природными ресурсами, как статусом державы с огромным практическим опытом социалистического эксперимента и с высочайшим уровнем образования, полученного в СССР, позволяющим именно России найти новую стратегию глобализации, нацеленную на культурный прогресс. Учитывая значимость России в глобализации и долгосрочные последствия разрушения глобальной стратегической стабильности, нынешнее руководство России уделяет особое внимание определению национальной стратегии для построения нового многополярного мира, нацеленного на культурное развитие зональной и мировой экономической интеграции.

Для определения новой стратегии России, нацеленной на культурный прогресс, требуется соответствующий уровень экономических знаний в области разработки стратегии и экономической политики государства. При этом следует иметь в виду, что законы развития экономики остаются объективными, а конкретный выбор государством типа стратегии, приоритетов и механизмов ее реализации носит отпечаток субъективного и, следовательно, может способствовать или мешать успешному развитию общества. Успешные действия государства зависят от степени точности оценки реальной обстановки и уровня экономических знаний для определения потребностей развития общества и средств их реализации. При снижении уровня экономических знаний выбор стратегии государства приобретает все более субъективный характер. В дальнейшем ее субъективная реализация воспринимается как объективная и становится исходной в решении практических вопросов без научного анализа соответствия действий государства требованиям объективных законов развития экономики.

В настоящее время проблемы стратегий и экономической политики государств освещаются в основном в историко-политическом аспекте. Это учебное пособие является первым в мире по изучению закономерностей развития практики стратегий и экономической политики государств, как целостной системы формирования государственных приоритетов и механизмов их реализации. В нем изучается экономический аспект трансформации типов государственных стратегий в циклах «многополярный – однополярный» мир и «инфляция –дефляция», их взаимосвязь со стратегиями развития зональной интеграции и глобализации, возможности использования систем национального счетоводства в расчетах стратегического плана.

Так как любая стратегия государства предполагает формулирование его задач на достаточно большой период, то в основу изучения стратегий и экономической политики государств положен исторический подход.

Цельучебного пособия «Стратегия и экономическая политика государства» состоит в приобретении экономистами систематизированных знаний о приоритетах и инструментах стратегии и экономической политики государства в зависимости от фазы циклического развития мирового сообщества и о возможностях использования системы национального счетоводства для практической реализации стратегии государства.

Из указанной цели вытекают следующие задачи учебного пособия:

· приобретение экономистами необходимой методологической базы для оценки сложившихся тенденций экономического и социального развития регионов России, других стран СНГ, Восточной и Западной Европы, Ближнего и Дальнего Востока, ЕС, США, ЛАСТ, АСЕАН, АТЭС и др.;

· обучение методам выявления возможных стратегий государств и их региональной интеграции на основе анализа нормативных документов международных и государственных организаций, а также программ ведущих партий и движений в области экономической и социальной политики;

· получение знаний и навыков в области разработки антикризисных экономических программ и предложений по корректировке текущей экономической политики государства, организации управления экономикой и финансами с учетом стратегических интересов государства в развитии зональной и мировой интеграции;

· формирование у специалистов целостной картины единства всех экономических, социальных и финансовых процессов в государстве на базе систем национального счетоводства (СНС) и приобретение знаний для профессиональных заключений по состоянию бухгалтерского учета и организации банковского дела с позиции улучшения качества СНС;

· обучение творческому применению СНС и ее интегрирующего раздела - межсекторного баланса для целей государственного регулирования экономики в зависимости от выбранной стратегии развития.

На основе изучения учебного пособия студенты и преподаватели экономических вузов, а также все лица, интересующиеся экономикой, получат знания и навыки в области овладения концепциями стратегии и экономической политики государства, инструментарием их практической реализации для цивилизованного развития национальной экономики. Будем надеяться, что предлагаемый нами учебник внесет свой вклад в утверждение нравственности в экономической науке, прогресс человечности в России и мировой цивилизации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: