Глобализация, направляемая международными экономическими организациями на построение однополярного мира, привела к высокой степени централизации и концентрации капиталов и социальному расслоению мирового сообщества, взаимозависимости экономического развития государств и росту их долгов транснациональным корпорациям, ухудшению экологической безопасности цивилизации в целом. Одна из важных проблем глобализации состоит в том, что рост прибылей корпораций за счет роста монопольных цен и, следовательно, сокращения реальной заработной платы, воспроизводит условия кризиса неплатежеспособности во все больших масштабах. Другая проблема связана с ростом безработицы и локализацией бедности в определенных государствах, что «питает» развитие международного терроризма.
Масштабность и сложность объекта при отсутствии системности мер, предпринимаемых международными экономическими организациями для решения проблем глобализации, усиливает хаотичность в их действиях, что объективно ведет к разрушению глобальной стратегической стабильности. Задача ее восстановления значительно упрощается при переходе к многополярному миру, в котором крупным государствам (блокам государств) отводится принципиально новая роль – разработка и реализация социально эффективных стратегий, нацеленных на цивилизованное развитие глобализации. К таким государствам (блокам государств), способным обеспечить себя основными ресурсами, относятся Россия (СНГ), ЕС, Америка (Северная и Южная), Азиатско - Восточный регион (АТР) и другие.
Кому из государств (блока государств) предстоит быть первым в реализации социально эффективной стратегии? Понятно, что в ней могут быть заинтересованы, прежде всего, те государства, у которых национальной стратегией может быть лишь социально эффективная стратегия.
|
Сегодня корпоративная стратегия является национальной для тех государств, которые могут использовать международные рынки товаров и капиталов для перераспределения доходов, создаваемых в других государствах, в свою пользу. В условиях построения однополярного мира она, в конечном счете, становится национальной лишь для США. Однако данная стратегия, разрушающая цивилизацию в целом, становится в долгосрочной перспективе антинациональной для США.
У России есть все, чтобы стать пионерным государством, вышедшим на магистральный путь развития цивилизации. Она располагает огромной территорией с умеренным климатом, огромными запасами топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель и других природных богатств, высочайшим уровнем интеллектуального потенциала. Ее ресурсный потенциал на душу населения в 2 - 2,5 раза превышает ресурсный потенциал США, в 6 раз Германии и в 18-20 раз Японии. Существует потенциал высококвалифицированных ученых и специалистов, способный решать сложнейшие задачи в области науки, техники и производства. Созданная производственно-технологическая база военно-промышленного комплекса (ВПК) не уступает в ряде отношений технологической базе передовых стран Запада, в том числе и США, о чем свидетельствует существовавший паритет оборонной мощи СССР и США. Требуется лишь одно - разработка и практическая реализация долгосрочной научной программы социально эффективного развития.
|
Глава 2. Критерии классификации стратегий государства
и индикаторы их качества
2.1. Критерии классификации стратегий государства
Причины становления и развития того или иного типа стратегии государства и принципов государственного вмешательства в экономику на конкретном этапе развития кроются в интересах господствующих в нем социальных слоев. В предыдущем параграфе были рассмотрены критерии классификации стратегий на национальные и антинациональные, социально эффективные и корпоративные.
Возможны и другие критерии классификации типов стратегий государств.
Так, с точки зрения перспектив участия страны в международном разделении труда можно выделить экспортоориентированную и импортозамещающую стратегии, стратегию автаркии, или изоляционистскую стратегию. Экспортоориентированные стратегии можно, в свою очередь, классифицировать по видам превалирующей группы товаров или услуг в общем объеме их экспорта. Возможна классификация стратегий в зависимости от отраслевых (например, ВПК) и институциональных приоритетов (например, приватизация государственной собственности) развития национальной экономики, от преимущественно используемых инструментов – плановая или рыночная экономика, инфляционная или дефляционная стратегии, от принципов организации экономики или распределения доходов в государстве – капиталистическая или социалистическая экономика и т.д.
В зависимости от ослабления или усиления протекционистского характера деятельности государства можно выделить три типа экономических стратегий - либеральную, регулируемую и мобилизационную.
|
Либеральная стратегия означает, что экономика государства становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов. Если затем государство устанавливает контроль за движением товаров и капиталов, то его стратегия переходит в регулируемую. В случае необходимости выживания государство вынуждено усиливать прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи, и его стратегия становится мобилизационной. Возможен и обратный процесс – переход от мобилизационной стратегии к регулируемой, когда ослабевает прямое вмешательство государства в экономику, но сохраняется контроль за движением товаров и капиталов. Если затем контроль за движением товаров и капиталов постепенно снимается, то стратегия государства переходит из регулируемой в либеральную. Таким образом, регулируемая стратегия является промежуточной между либеральной и мобилизационной. Переход к ней от либеральной стратегии связан с усилением контроля за движением товаров и капиталов, а переход к ней от мобилизационной стратегии - с ослаблением прямого вмешательства государства в производство и внешнеэкономические связи.
Учитывая множественность критериев классификации стратегий, любая стратегия государства может характеризоваться множеством признаков. Так современная стратегия США является корпоративно либеральной и в то же время национальной стратегией для США, поскольку служит построению однополярного мира во главе с США. В то же время она является инфляционной, поскольку имеет место рост дефицита платежного баланса США. Напротив, корпоративно либеральная стратегия ЕС является дефляционной, так как в основе создания единой европейской валюты «евро» лежат принципы финансовой стабилизации. Мобилизационную стратегию СССР в период второй мировой войны, нацеленную на выживание государства за счет собственных ресурсов, можно считать социально эффективной, несмотря на инфляцию, которая тогда была необходима для военной перестройки экономики.