За время своего короткого существования 1807-1814 годов батальон лишь однажды поменял форму, оставив при этом неизменным цвет своих мундиров и снаряжение. Замена униформы в 1813 году была связана с изменениями в рамках реформы А. Бардена, предложившего Наполеону более дешёвый и унифицированный вариант мундира для солдат и офицеров Империи. О наличии двух различных типа мундиров можно видеть по гравюрам XIX века. Первоначальный мундир был короче на столько, что был виден край жилета, обшлага были островерхими, «барденовский» мундир был длиннее и закрывал нижний край жилета, а обшлага изменили форму, на них стали пришивать клапаны.
Николя, карабинер батальона, в униформе на 1813-14 года |
Карабинерная рота.
Гренадеры (лучшие солдаты высокого роста) в Нёвшательском батальоне называлась – карабинерами |

Изображение карабинеров на дальнем плане портрета офицера батальона |
Мартинель. «Гренадер Нёвшательского батальона» Карабинер в мундире 1807-1812 годов на цветной гравюре изображен в кивере – есть предположение, что меховые шапки использовались только для парадов, а в походе карабинеры носили кивера. Однако скорее всего художник использовал заготовки рисунков, на которых раскрашивал фигурки в полковые цвета |
Бертье всегда был безупречно одет. Его признавали законодателем военной моды. Его свита блистала безупречной выправкой, идеально сидящими и поразительно чистыми мундирами |
Единственный сохранившийся мундир «канареек» |

Эльзасская коллекция и одна из цветных гравюр показывает и наличие налобной бляхи, но такой вариант маловероятен, учитывая, что батальон относился к легкой пехоте, а традиции крепить на шапки егерей блях во французской армии не было.
Есть предположение, что меховые шапки использовались только для парадов, а в походе карабинеры носили кивера. Подобное предположение основывается на рисунках из Эльзасской коллекции и планшета Мартинеля. Однако вероятнее всего Мартинель просто использовал некие заготовки изображения солдат и раскрашивал их в цвета конкретных воинских частей – отсюда и кивера у чинов карабинерной роты батальона. Документы так же не подтверждают подобное предположение: весной 1812 года батальон в Бордо прошел инспекторский смотр и в пункте 3 отчета отмечались сильно изношенные шапки карабинеров.
Мундиры были желтого цвета, окрашенные краской «индийская желтая» – этот натуральный краситель быстро выгорал и мундиры приобретали светло-желтый вид. Возможно, что все дело не в ярком испанском солнце, куда был отправлен батальон в декабре 1809 года, а различная концентрация пигмента взятого для окрашивания сукна, придававшего различным партиям ткани неповторимый оттенок от желто-оранжевого, до светло-желтого.
В отличие от элитных рот французской армии, куда брали только лучших солдат, в Нёвшателском батальоне элитные роты комплектовались по росту – самые большие солдаты попадали в роту карабинер |
Чины карабинерной роты имели желтую выпушку по воротнику, лацканам и обшлагам. С переходом в 1813 году на «барденовские» мундиры вместо островерхих обшлагов, характерных для легкой пехоты были введены круглые обшлага с клапанами и 3-мя пуговицами на каждом. В карабинерной роте клапаны имели фигурную форму и желтую выпушку.
Пуговицы имели слегка выгнутую форму и отливались из латуни с последующим облуживанием, чтобы они могли приобрести серебристый цвет – цвет характерный для легкой пехоты Империи. Т.к. батальон не имел номера, то вместо характерного для армии Империи номера полка на пуговицах чеканилась надпись: «EMPIRE FRANCAIS / BATAILLON DE NEUCHATEL». Офицерские пуговицы целиком отливались из серебра или тонкая пластина серебра с отчеканенным текстом завальцовывалась на костяную основу пуговицы, как это сделано на мундире командира «канареек», хранящегося в Музее армии в Париже.
Жилет из белого сукна имел 9 малых мундирных пуговиц, летом разрешалось носить жилет сшитый их полотна по крою аналогичный парадному. Однако солдаты носили неуставные жилеты различных цветов, кроя и материала.
Не меньше разнообразия было и с длинными штанами – панталонами. Кроме парадных, из белого шерстяного трико, носили льняные походные летом и суконные цветные зимой. В Испании было захвачено в большом количестве коричневая шерстяная ткань, из которой солдаты Империи шили себе не только штаны и жилеты, но и мундиры, как изображает на своих рисунках известный французский художник Бикуа.
Неуставные жилет из ткани с узором и штаны из сукна коричневого цвета представлены в музее батальона в городе Невшатель на маникене, изображающего солдата во время Испанской компании Наполеона. Современная реконструкция суконных походных штанов батальона выглядит более элегантной за счет более узкого кроя и двойного лампаса по боковому шву.
При парадной форме на ногах носились короткие черные гетры из стамеда, черной тонкой шерстяной ткани, с фигурным верхнем краем, имитирующем верхний край сапога. Верх гетр имел красную шерстяную выпушку и украшался кисточкой высотой 45-50 мм из красной шерсти. Гетры, застегивающиеся на 10 маленьких оловянных пуговиц, плотно облегали ногу, а козырек гетр закрывал ботинки, предохраняя их от попадания в них воды и грязи. Для сохранности парадных гетр каждый солдат имел походные гетры из толстого льна, застегивающиеся на деревянные, костяные или обтяжные пуговицы.
Вольтижёр в неуставной одежде во время Испанской компании 1809-1812 годов |
Гарду пехотной сабли плотно переплетал темляк из красной шерсти.
В холодную погоду и на марше солдаты предпочитали носить шинели из серого сукна. Учитывая пристрастия князя Невшательский можно предположить, что шинели очень походили на шинели Старой гвардии Наполеона: мундирные металлические пуговицы, эполеты, клапаны по воротнику, а с 1813 года, после включения «канареек» в Императорскую гвардию, красная выпушка по воротнику и обшлагам. Клапаны кроились из мундирного сукна и украшались в карабинерной роте красной выпушкой. В центре клапана нашивалась малая мундирная пуговица.
Нёвшательский батальон в походе В походе солдаты снимали султаны и этишкеты с шапок/киверов и вместо парадный белых штанов предпочитали носить штаны свободного покроя: коричневого сукна зимой и небелённого льна летом |
Шассеры на киверах носили плоские помпоны, различающиеся по ротам: 1-я – темно-зеленый; 2-я – голубой; 3-я – авроровый; 4-я – фиолетовый |
Пуговицы были белого металла с надпись: «EMPIRE FRANCAIS / BATAILLON / DE / NEUCHATEL».
Жилеты и длинные штаны (панталоны) вольтижер из белого шерстяного сукна были аналогичны жилетам и штанам солдат других рот батальона.
Вольтижёр1807-1812 годов в летней походной форме (слева). На нем, кроме мундира, одеты льняные панталоны и походные гетры. Этишкет и султан убраны |
Снаряжение вольтижеров, капралов и унтер-офицеров роты включало в себя: ранцы из коровьей шкуры мехом наружу, пехотной сабли, патронной сумки уменьшенного размера, крышка которой изготовлялась из черненной кожи 235х165 мм и украшалась латунным рожком. Гарду пехотной сабли плотно переплетал темляк из зеленой шерстяного галуна с кистями и желтой гайкой.
Вольтижеры были вооружены драгунскими ружьями, а унтер-офицерам и офицерам предписывалось иметь нарезные ружья.
Нижним чинам роты предписывалось иметь шинели из серого сукна с мундирными металлическими пуговицами, эполетами, клапанами по воротнику из мундирного сукна, окантованными по краю зеленой выпушкой. В центре клапана имелась малая мундирная пуговица, а с 1813 года по воротнику и обшлагам шинели полагалось иметь красную выпушку.
Роты шассеров (егерей)
4 пехотные роты из 6 в батальоне имели название « роты центра»,т.к. в развернутом строю батальона размещались в центре построения. В линейной пехоте такие роты назывались фузилерными, от названия ружья – фузеи, а в легкой пехоте – егерские (по фр. «егерь» – «шассер»). Роты шассеров не являлись элитными ротами и во французской армии были лишены визуальных символов элитарности: эполетов, султанов и пехотных сабель с темляками.
Однако Бертье не мог согласиться со скромным внешним видом рот центра своего батальона. Поэтому сразу же при его создании шассеров украсили всеми атрибутами, присущими отборным ротам, включая пехотные сабли. Первоначально, согласно Эльзасской коллекции, шассеры носили зеленые украшения, в последствии, чтобы их не путать с вольтижерами – цвет их султанов, этишкетов, помпонов, эполет и темляков был заменен на белый. Возможно это произошло уже в 1809 году, т.к. Уртулль показывает на своем планшете «Невшательский батальон в Саламанке» шассера 1809 года с белым этишкетом, эполетами и султаном
Шассеры в униформе 1807 года. Эльзасская коллекция |

Шассеры в униформе 1813 года и барабанщик в бою |
При воссоздании батальона в 1813 году после разгрома в России, солдаты получили кивера «образца 1810 года» с трехцветными французскими кокардами и киверной бляхой в виде орла на полукруглом щите и надписью на нем: BATAILLON / DE / NEUCHATEL. На кивер с помощью крючков крепился этишкет с кистями из белого хлопчатобумажного или шерстяного шнура.
Адъютант унтер-офицер штаба (старший унтер-офицер) барон Дюфрен Эполеты старшего унтер-офицера напоминали по форме офицерские (бахрома на одном плече). Край козырька кивера отделан металлической полосой. Барон носит офицерский этишкет из серебряного шнура, хотя должен быть из красно-серебряного, как у любого унтер-офицера батальона |

Шассер Херисон и Николя, карабинер батальона, в осенней компании 1813 года Согласно традиции, установленной Императором, для генерального сражения солдаты и офицеры одевали парадную форму |
Шассеры в униформе 1813 года. Эльзасская коллекция |

1-я рота – темно-зеленый;
2-я рота – голубой;
Шассер в униформе 1813 года с помпоном зеленого цвета, показывающий, что он из 1-й роты |
4-я рота – фиолетовый.
Мундиры чинов рот центра не отличались по цвету от мундиров элитных рот и были окрашены в разные оттенки желтого цвета. Мундиры были отделаны красным сукном без желтой выпушки. Первоначально отвороты фалд украшались звездами из мундирного сукна, а после причисления батальона к Императорской гвардии 10 августа 1813 года – в течение одной ночи были заменены на имперских орлов, вырезанных из белого сукна.
С переходом в 1813 году на «барденовские» мундиры изменилась не только нижняя часть лацканов мундира, но и вместо островерхих обшлагов были введены круглые обшлага с клапанами прямоугольной формы и 3-мя пуговицами на каждом. Пуговицы из белого металла, жилеты, походные гетры и длинные штаны (панталоны) были аналогичны тем, которые использовались в элитных ротах батальона. Отличие было только в черных парадных гетрах, чей верх имел ровный край и не имел ни выпушек, ни кистей.
Снаряжение и вооружение чинов рот центра включало в себя: ружье образца 1777 года, ранцы из коровьей шкуры мехом наружу, пехотной сабли An XI, патронной сумки обычного размера без украшений до 1813 года. После причисления батальона к Императорской гвардии крышки стали украшаться латунными гвардейскими орлами. Гарду пехотной сабли плотно переплетал темляк из зеленого шерстяного галуна с кистями до 1808 года и белого в 1809-1814 годах.
Уртуль. Артиллерийская рота в Испанской компании Наполеона |
30 сентября 1808 года, А. Бертье издал приказ об организации при батальоне артиллерийской роты в составе 32 человек с ездовой секцией из 16 человек и инженерной – так же из 16 человек. Итого 64 человека и 2 орудия.
Была так же утверждена следующая униформа чинов артиллерийской роты Нёвшательского батальона с пуговицами белого металла, как на мундирах в пехотных ротах батальона.
Артиллерийская секция: мундир синий, на синих лацканах и отворотах фалд желтая выпушка, отвороты фалд украшены красными суконными гренадами. Круглые обшлага, застегивающиеся на 3-и малых мундирных пуговицы, и воротник желтые. Жилет из синего сукна с льняной спинкой и 9 малыми мундирными пуговицами. Панталоны из синего сукна с желтой выпушкой по шву. Гетры из черного стамеда без кистей и выпушек, застегивающиеся на 10 маленьких оловянных пуговицы. Чёрный кивер с имперской трехцветной кокардой, красным этишкетом и султаном, латунная киверная бляха ромбовидной формы. Белые кожаные перевязи, ранец, патронная сумка, украшенная латунной гренадкой, пехотная сабля с красным шерстяным темляком с кистями и ружьем образца 1777 года.
Инженерная секция: мундир синий, лацканы и отвороты фалд желтые с красной выпушкой, отвороты фалд украшены красными суконными гренадами. Круглые обшлага, застегивающиеся на 3-и малых мундирных пуговицы, черные с красной выпушкой. Воротник желтый с красной выпушкой. Жилет из синего сукна с льняной спинкой и 9 малыми мундирными пуговицами. Панталоны из синего сукна с желтой выпушкой по шву.
Кнотель. «Ездовой артиллерийской роты» Солдат артиллерийского обоза изображен в «барденовском мундире», который, не смотря на свое введение в 1812 года, поступил в войска не раньше 1813 года. Об отсутствии новой униформы в батальоне в 1812 году показывают находки на территории Российской империи киверных блях батальона старого образца |

Кнотель. «Невшательский батальона. Артиллерия». Солдат изображен в униформе 1813-1814 годов в т.н. «барденовском мундире» |
Джоб. Инженер артиллерийской роты батальона в мундире 1807-1812 годов |

Ездовая секция: мундир синий, на синих лацканах и отворотах фалд желтая выпушка, отвороты фалд украшены белыми суконными гренадами. Круглые обшлага, застегивающиеся на 3-и малых мундирных пуговицы, имели «железный серый» цвет. Воротник желтый, жилет синий. Чины ездовой секции носили кюлоты из кожи и ботфорты.
Офицеры имеют длиннополый мундир такого же цвета как у подчиненных, желтая выпушка на вертикальных ложных карманах фалд. На отворотах фалд были нашиты изображения пылающих гренад. Учитывая, что приборный металл батальона – серебряный, то и эполеты, и пуговицы серебрились. На груди офицеры носили серебристый горжет с золотым украшением в виде золоченного орла в венке. Обязательным для постоянного ношения были белые замшевые перчатки. Офицерам для выхода в город полагалась чёрная шляпа, украшенная серебристыми кистями в углах шляпы, на передней стороне нашивался серебряный 18 мм галун и серебристая пуговица диаметром 26 мм, имперская кокарда из раскрашенной кожи в синий, красный и белые цвета от центра. Все латунные детали шпаг золотились, так же темляк был изготовлен из золоченного галуна с кистями. Вместо ботинок офицерам полагались короткие черные сапоги с фигурным вырезом сверху.
Саперы. Небольшие отряды саперов были сформированы в каждом французском полку. Саперы вместе с музыкантами были «лицом подразделения» и на парадах, а саперы и в походах, шли в голове колонны – поэтому так и назывались – «голова колонны».
Саперы имели мундир традиционного для батальона цвета – желтые с красной отделкой. Саперы носили шапки, как карабинеры. Только красный суконный круг, диаметром 130 мм, украшался крестом, выложенным не из белого, а из серебряного галуна шириной 22 мм (у капрала саперов – золотого).
Основным оружием саперов был топор, носимый на перевязи на спине. Кроме топора саперы были вооружены тесаком длиной 1 м с зазубренными краями, который носился только при парадной форме. Правда в походе саперы Великой армии предпочитали носить пехотные сабли с гардой, перевязанной красным темляком с кистями. Также в вооружение сапера входил карабин, длинной 112 см и весом 4,2 кг.
Капрал сапёров Нёвшательского батальона. Отделка мундира – красно-золотая. На плече видна одна нашивка, указывающая на 10 лет службы |
Обязательным условием для зачисления солдата в саперы была густая борода
Парадная форма саперов Нёвшательского по отделке напоминала походную форму саперов 1-ого полка пеших гренадер Императорской гвардии. Воротник и обшлага мундира была украшены серебряным галуном, украшения мундира в виде скрещенных топором и пылающих гренад над ними были вышиты серебряной нитью. Эполеты, кисти на гетрах и этишкет были красно-серебряными, как у сержантов.
А.Пижар отмечает такую особенность мундира саперов, как то, что он был длиннополым, как у офицеров батальона.
Сапёр Нёвшательского батальона в Лейпциге |
Создания научно достоверных композиций
На историческую тему
В ходе создания научно достоверных композиций на военно-историческую тематику, в которых используется изображение военной униформы, нужно стараться передать мельчайшие подробности отделки и материал, из которого пошит изображаемый им мундир, особенности движения человека в нем с учетом правил поведения в обществе того времени. Как это происходит и что нужно знать студенту для достоверного изображения фигуры человека в униформе мы рассматриваем в данной работе.
А. Темников «Второе сражение за Полоцк» |
Как мы уже отмечали, данная вспомогательная историческая дисциплина отличается огромным вниманием к деталям и требует от художников пристального внимания к каждой мелочи. Невнимание к самым мелким деталям может привести к емкому определению, которым наградил Александр II одного швейных дел мастера, отступившего от регламента: «Передайте этому портному, что он дурак!» – Государь-император был знатоком униформы и не терпел «творческого подхода» к шитью военных мундиров.
При создании композиций на военно-историческую тематику художнику не обойтись без изображения людей. Отсюда и возникает важность достоверного изображения человека как, например, на рисунке Темникова А.В. «Трагический случай на параде. Россия, 1812-й г.», где художник изобразил фигуры французских солдат в динамике.
На что же нужно обратить внимание студентам при изображении человека?
Важная составляющая рисунка фигуры человека – это передача пропорций, для измерения которых используется определенная величина – размер головы.
А. Темников «Бивак французских кирасир под Смоленском. Август 1812-го г.» |
Нужно помнить, что выразительность фигуре человека придают складки одежды, которые подчеркивают пластику каждой изображенной фигуре. Складки зависят от плотности материала. На рисунке «Бивак французских кирасир под Смоленском. Август 1812-го г.» выразительность изображения солдат в боннетах, головных уборах для лагеря из толстого сукна, и в тонких льняных рубахах и штанах, получено художником Темниковым А.В. именно благодаря отбору наиболее характерных складок этих таких разных материалов, активно используемых в пошиве мундиров эпохи Наполеоновских войн. В данном рисунке художник не забывает и про движение складок, отбирая только те, которые подчеркивают пластику и показывают выразительность пластики фигуры человека.
При изображении военного мундира важное значение имеет точное изображение его элементов: обшлагов, клапанов, воротников, лацканов, отворотов фалд и т.п.
При изображении мундиров армий в стиле ампир, художнику необходимо учитывать быстро меняющуюся моду этого главенствующего в начале XIX века стиля. На мундирах той эпохи, в различные годы изменялась форма воротника, ширина и длина лацканов, обшлагов, головных уборов, особенность кроя отворотов фалд – знание регламентов, на основании которых происходили эти изменения позволит художнику показать в рисунке особенности мундиров разных годов Наполеоновских войн (например, воротники русской армии во времена Шенграбенского сражения 1805 года имели треугольный вырез без застежек, а во время Бородинской битвы 1812 года этот вырез отсутствовал и воротник застегивался на крючки).
Часто рядом с фигурой человека, повернутой лицом к зрителям, художники-униформологи изображают человека со спины. Рисунки людей со спины позволяют показать особенности кроя и декорирования мундира, что необходимо для составления наиболее полного представления об изучаемом объекте униформы. В рисунке «Французский лагерь на р. Чернишня, октябрь 1812 г. Ковка лошадей» показан со спины солдат одетый в куртку для работы на конюшне, которую шили из старых суконных мундиров и украшали маленькими мундирными пуговицами, на изображенной художником куртке можно хорошо разглядеть ее крой.
Умение выполнять художественные композиции, связанные с изображением человека, в сочетании с основами знаний по истории костюма помогут студентам художественных факультетов, по мнению декана факультета Изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета П.Д. Чистова, установлению «такого опорного пункта художественного образования, в котором создаются условия для формирования и развития профессиональных компетенций».
Вопросы для повторения:
1. На что требуется обратить внимание для создания научно достоверных композиций на военно-историческую тематику?
2. Что вы можете сказать о пропорциях фигуры человека?
3. Что придает выразительность фигуре человека в одежде и какую роль в этом играет структура материала?
Практическое задание:
Начать выполнение рисунка фигуры человека в полной парадной униформе одного из кавалерийских полков Императорской гвардии.
К. Рокко «Кавалерийская сшибка во время Аустерлицкого сражения» |

В годы ранней Империи обычно кавалерийский полк состоял из четырех эскадронов, двухротного состава (в боевом построении рота имела название «дивизион»). Впоследствии количество эскадронов увеличивалось на столько, что полк фактически представлял бригаду и им командовал бригадный генерал.
На марше кавалерийская колонна обычно двигалась со скоростью 6 км/ч, с десятиминутными остановками каждый час. На труднопроходимой местности кавалеристам полагалось спешиваться и вести своих коней на поводу.
Во время боевых действий гвардейская кавалерия придерживалась тактики, которая в эпоху революционных и наполеоновских войн не претерпела значительных изменений в сравнении с серединой и концом XVIII века. Это было связано с тем, что в кавалерию, традиционно считающуюся более привилегированной частью армии, по мнению Соколова О.В., вербовался более качественный солдатский материал. «Более высокое жалование и вообще престижность службы в конных частях удерживали солдат от дезертирства и позволяли надеяться, что на поле сражения на них можно будет положиться куда больше, чем на пехотинцев». Таким образом, кавалерия всегда себя позиционировала как элита армии.
Все это привело к тому, что Французская революция, ставшая поворотным моментом в эволюции пехотного боя, круто изменившая облик, численный состав и настроения в пехотных частях армии, мало отразилась на тактике действия конницы в бою. Именно благодаря настроениям элитарности в кавалерийских полках удалось сохранить практически без изменений не только униформу, но и, что очень важно, командные кадры, сохранившие верность тактическим приемам конца XVIII века, когда повсеместно господствовала линейная тактика.
Начиная с эпохи Фридриха Великого эскадроны кавалерии строились в две шеренги. Как замечает Соколов О.В. «если линейный боевой порядок пехоты наряду с выгодами имел и массу недостатков, то развернутое сомкнутое построение конницы с середины XVIII в. ни у кого не вызывало сомнений в своей целесообразности. Дело в том, что «давление», которое оказывают в пехотной колонне задние шеренги, обеспечивая превосходство глубокому боевому порядку в рукопашном бою, фактически отсутствует в кавалерийском строю. Лошади задних шеренг почти не увеличивают силу удара передних, особенно на быстрых аллюрах».
В каждой из двух шеренг развернутого строя, размещенного на расстоянии 200-300 м от противника, кавалеристы стояли очень близко друг к другу – колено к колену. То есть, на одного всадника в строю приходилось меньше метра пространства. Эскадрон тяжелой французской кавалерии в 100 рядов (т. е. состоящий из двух шеренг, в каждой по 100 человек) должен был занимать не более 100 метров по фронту. Глубина построения составляла примерно 6 метров. Эскадрон в строю, согласно исследованию Соколова О.В., делился на два «дивизиона», «каждый из которых подразделялся на два взвода – итого четыре взвода в каждом эскадроне. В действительности эскадрон организационно состоял из двух рот, но необходимость уравнять количество людей в строевых подразделениях приводила к тому, что дивизион не соответствовал в точности роте. «Избыточных» кавалеристов либо отправляли в другой дивизион, если там не хватало людей, либо отряжали в отдельный взвод застрельщиков, строившийся в резерве за линией эскадронов».
А. Ежов «Аустерлиц, 2 декабря 1805. Атака конногренадер на кавалергардов» |

Р. Кейт. «Гвардейские драгуны французской армии в сражении под Монмиралем, 1814 г.» |

справедливо замечает Соколов О.В., «стрельба с коня применялась, конечно, не с целью разгрома неприятеля. Описанный маневр использовался в тех случаях, когда нужно было прикрыть основные силы эскадрона от назойливых вражеских стрелков или, наоборот, попытаться вызвать противника на активные действия».
Главнейшим маневром кавалерии, ради которого делались все подготовительные эволюции, была решительная атака сомкнутым строем с саблями наголо.
По приказу командира ряды кавалерии начинали движение. Примерно в 100-150 м от противника следовала команда «Sabre a la main!» («Сабли наголо!») и тут же «Au trot! Marche!» («Рысью! Марш!»). Над строем взлетали клинки, вынимаемые из ножен, дивизионы трогались с места, медленно набирая скорость.
Через 150 шагов после начала атаки раздавалась команда: «Au gallop! Marche!» («В галоп! Марш!»). Поэтому приказу всадники, храня молчание, давали шпоры лошадям. И вот, когда до противника оставалось примерно 60 м, командир привставал в стременах и выкрикивал одно лишь слово: «Chargez!» («Атакуйте!»). Трубачи полка громко трубили атаку. Кавалеристы привставали в стременах, переходили на полный галоп, сабли первой шеренги наклонялись острием в грудь врага, сабли второй приподнимались для удара.
Громовое «Vive l'Empereur!» («Да здравствует Император!») сотрясало воздух. И вся несущаяся во весь опор масса людей и лошадей обрушивался на неприятеля. Так в действительности тысячи раз ходили в бой эскадроны Великой Армии.
Заключение
|
Стремясь помочь студентам художественных факультетов – будущим художникам, которые захотят воспроизвести в своих работах одну из героических эпох в истории человечества, автор написал данное пособие.
В пособии не только отразилась история эпохи Наполеоновск