Русская культура в XIV – XVI вв.




 

Влияние монголо-татарского ига на развитие культуры.

Монголо-татарское нашествие и иго нанесло двоякий удар по русской культуре.

Во-первых, была подорвана материальная база развития русской культуры. Разгрому подверглись наиболее развитые политические, экономические и культурные центры Руси. Множество ремесленников было уведено в неволю.

Во-вторых, удар был нанесен собственно по культуре. Погибли многие памятники архитектуры, письменности. В ряде центров прекращается летописание. На полвека прекращается каменное строительство. Исчезли навсегда или возродились только через 150-200 лет белокаменная резьба, фресковая живопись, скань, чернь, эмаль и т.д.

В результате было задержано поступательное развитие русской культуры и положено начало ее отставанию от культуры передовых европейских стран.

Главной задачей было на первых порах сохранить те культурные памятники, которые не погибли в годы монголо-татарского нашествия. В 1247 г. во Владимире состоялся церковный собор. На нем было принято решение о сборе уцелевших от гибели рукописных книг. Ведущая роль в деле сохранения культурного наследия принадлежала Новгороду и Пскову. Здесь сохранились и продолжились традиции древнерусской письменности, архитектуры, живописи.

 

Летописание.

Летописание продолжает сохранять ведущую роль. После временного упадка оно возобновилось во всех крупнейших политических центрах.

Со второй половины XIV в. наибольшее значение приобретает Московское летописание. В Московских летописных сводах конца XIV – начала XV в. проводилась идея о ведущей роли Москвы в государственно-политическом объединении русских земель и доказывалось право московских князей на главенство на Руси.

В 1442 г. выходец из Сербии Пахомий Логофет составил “ Хронограф ” – краткую всемирную историю с включением сведений из русской истории.

Наиболее значительные летописные памятники XVI в.: “Воскресенская летопись”, “Летописец начала царства…”, “Никоновская летопись”.

 

Устное народное творчество.

Ведущие темы устного народного творчества: борьба с монголо-татарами; борьба за государственно-политическое единство страны. Перерабатывались старые былины: врагами в них выступали не печенеги и половцы, а монголо-татары.

Хорошо известен цикл новгородских былин. В них воспевались богатство и могущество “вольного города”, мужество его защитников. Это былины о Садко, о Василие Буслаевиче.

В XIV – XV вв. появляются народные поэтические и исторические песни. В них воспевались героические подвиги русских людей, защищавших родную землю:

Повесть о битве на Калке;

О Рязанской княжне Евпраксии;

О разорении Рязани Батыем;

Песня о Щелкане (восстание в Твери в 1327 г.);

О русских богатырях Евпатии Коловрате, Меркурии Смоленскои и др.

 

Литература. “Задонщина”.

В традициях народных плачей было написано “ Слово о погибели Русской земли ”. Автор прославлял величие русской земли, могущество князей накануне монголо-татарского нашествия.

Историческая победа на Куликовом поле вызвала подъем народного самосознания, что отразилось и в литературе. На рубеже XIV – XV вв. появляется “ Сказание о Мамаевом побоище ” и “ Задонщина ”.

Автор “Задонщины” Софоний Рязанец широко использовал художественные образы и приемы “Слова о полку Игореве”. Но “Задонщина”, в отличие от “Слова”, не пронизана болью и тревогой за судьбу Руси. Она полна радости и гордости за победу, уверенности в скором освобождении от ордынского ига. Прославляются Москва как новый государственный центр и князь Дмитрий Иванович, объединивший силы для борьбы с врагом.

Из других произведений литературы можно выделить:

Повесть о Петре и Февронии Муромских ” – о любви муромского князя и простой крестьянской девушки. В жанре путешествий написано “ Хожение за три моря ” тверского купца Афанасия Никитина.

 

Начало книгопечатания.

Крупнейшим событием середины XVI в. было начало книгопечатания. Инициатива принадлежала Ивану IV и митрополиту Макария. Первоначальная цель – распространение единообразных церковных книг.

В 1553 г. было отпечатано 9 пробных книг, но они мало чем отличались от рукописных.

В 1563 г. в Москве была открыта типография. Ее возглавили Иван Федоров и Петр Мстиславец. Книгопечатание стало государственным делом.

В 1564 г. отпечатана первая книга – “ Апостол ”. В 1565 г. - “Часословец”.

Всего во второй половине XVI в. отпечатано около 20 наименований книг.

Книгопечатание стало важным средством распространения грамотности и книжности в России.

 

Общественно-политическая мысль XVI в.

В общественно-политической мысли две главные темы.

Первая. Церковные споры иосифлян и нестяжателей. В этих спорах зародилось русское богословие. Нестяжатели и иосифляне – два течения внутри русской православной церкви. Главным пунктом разногласий иосифлян и нестяжателей был вопрос о церковно-монастырском землевладении.

Главным идеологом иосифлян был настоятель Волоцкого монастыря Иосиф Волоцкий. Иосифляне считали, что церковь должна иметь населенные деревни. Только так она сможет выполнять свои пастырские обязанности, заботиться о нищих, обездоленных, готовить “кадры” духовенства.

Главным идеологом нестяжателей был заволжский старец Нил Сорский. Нестяжатели считали, что церковь не должна владеть населенными деревнями. Она должна воздействовать на паству личным примером аскетизма и нестяжательства монахов.

Вторая. Становление самодержавной идеологии.

Сочинения Ивана Пересветова. Автор обосновывает необходимость сильной царской власти, опирающейся на служилое сословие – дворянство.

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Иван IV отстаивает самодержавную власть, свое право казнить и миловать подданных в полемике с бывшим членом “Избранной Рады”, сбежавшим в середине 1560 г. от преследований царя за границу.

 

“Домострой”.

Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI вв. был “ Домострой ”. Его автором (или редактором) являлся, возможно, духовник Ивана IV Сильвестр.

В “Домострое” много практических советов по ведению домашнего хозяйства в городе. Немало места уделено морали и воспитанию. Сочинение проникнуто духом религиозного благочестия.

“Домострой” является в тоже время образчиком норм семейного права. В нем провозглашается всевластие главы семьи, беспрекословное подчинение ему домочадцев, рекомендуется наказание за ослушание.

Женщине в “Домострое” отводится важная роль в управлении домашним хозяйством и воспитании детей.

 

Живопись. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Конец XIV – первая половина XV в. – период наивысшего расцвета церковной живописи. Центральной темой творчества живописцев – Феофана Грека, Андрея Рублева, Симеона Черного, Даниила Черного, Прохора с Городца – становится человек, его внутренний мир (микрокосм).

В творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева древнерусское искусство достигло своей вершины.

Для Феофана Грека Россия стала второй родиной. Он соединил лучшие традиции византийского искусства с достижениями русской живописной школы.

Наиболее известные работы Феофана – фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине и часть икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.

Андрей Рублев был мастером лаконичной и выразительной композиции, мягкого и гармоничного колоритов. Он стремился соединить индивидуальные черты характера с обобщенным идеалом нравственного совершенства, передать тончайшие душевные переживания.

Наиболее известные работы Андрея Рублева – “Троица”, “Спас”, “Благовещание”, “Рождество”.

Живопись рубежа XV-XVI вв. связана в первую очередь с деятельностью известного мастера Дионисия. Со своими помощниками он расписывал стены и своды соборов Пафнутьева и Ферапонтова монастырей, часть Успенского собора Московского Кремля и др.

Мастерская Дионисия изготавливала так называемые житийные иконы: в центре находилось изображение святого, вокруг – маленькие “клейма” с изображениями отдельных эпизодов его жизни строго по “житию”.

 

Архитектура.

В XIV – XV вв. развивались местные архитектурыне школы, среди которых все большее значение приобретала московская архитектурная школа. Она вобрала в себя архитектурные традиции местных школ.

При Иване Калите в Москве началось каменное строительство. При Дмитрие Донском выстроен белокаменный Кремль.

При Иване III и Василие III завершено строительство соборного ансамбля Московского Кремля. В 1472 г. русские мастера начали строить Успенский собор Кремля. Обрушился. За дело взялся итальянский инженер и архитектор Аристотель Фиорованти. Построен в 1479 г. До начала XVI в. итальянскими и русскими мастерами в Кремле были возведены Благовещенский и Архангельский соборы, Грановитая палата, новые стены и башни.

Для московских зодчих было характерно стремление использовать в каменном строительстве элементов деревянной архитектуры. Это создавало предпосылки для появления в храмовом строительстве особого шатрового стиля. Здания завершались уходящим ровными гранями вверх шатром. В 1532 г. в Коломенском построена шатровая церковь Вознесения.

Венец архитектуры XVI в. – Покровский собор (Храм Василия Блаженного). Построен в честь взятия Казани в 1560 г. 9-главый собор увенчан большим шатром, вокруг которого теснятся яркие купола приделов, расположенных на одном уровне и связанных галереей.

 

Русская культура XVI в. это культура великорусской народности. В это время формировались предпосылки появления новой русской культуры XVII в.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: