Последователи имама Ахмада, как сегодня, так и в старину, не переставали передавать его слова из этой книги.




Ссылался на нее и аль-Байхаки, относя ее авторство к имаму Ахмаду.

Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя подтвердил принадлежность этой книги имаму Ахмаду и неизвестно, чтобы кто-либо из ранних или поздних последователей имама был не согласен с этим…»

 

 

9. Шейхуль-ислям Ибн Теймийя. (729).

 

Шейхуль-ислям Ахмад Ибн Теймийя удостоверяет и ссылается на «ар-Радд аля аль-Джахмия » имама Ахмада,в многих своих книгах, таких как: «Минхадж ас-Сунна ан-Набауийя», «Ар-Рисаля ат-Тадаммурийя», «Иктида ас-Сырат аль-Мустакым ли мухаляфати Асхаб аль-Джахим», «Даръу Та’аруд аль-‘акль уа ан-Накль», «Баян Тальбис аль-Джахмийя фи таъсиси бида’и-хим аль-Калямийя» и других.

 

 

10. Абу Я'ля ибн аль-Фарраъ (458) и его сын.

 

Абу Я'ля ибн аль-Фарраъ судья Багдада: «Ахмад написал в книге «Ар-Радд ‘аля аль-Джахмийя »»

 

Сказал Кады Ибн Аби Яъла: «Хадыр ибн аль-Мусанна аль-Кинди передал от Абдуллаха сына нашего имама Ахмада [ибн Ханбала], да будет доволен им Аллах, некоторые вещи; и из них: «ар-Радд аля аль-Джахмия » («Табакат аль-Ханабиля », 3/86).

 

 

11. Абу ан-Наср ас-Сиджзи. (444).

 

Имам Абу ан-Наср ас-Сиджзи в своем послании к жителям Зубейда «… и это упоминает АбдуЛлах Ибн Ахмад от своего отца в книге «Ар-Радд ‘аля аль-Джахмийя »»

 

 

12. Ибн Надим (438).

 

Историк Ибн ан Надим в своей книге: «Ахмад ибн Ханбаль – он же Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль. Его перу принадлежат следующие книги: «Аль-‘Иляль», «Ат-Тафсир», «Ан-Насих уа аль-Мансух», «Аз-Зухд», «Аль-Масаиль», «Аль-Фадаиль», «Аль-Фараид», «Аль-Манасик», «Аль-Айман», «Аль-Ашриба», «Та’ату ар-Расуль», «Ар-Радд ‘аля аль-Джахмийя » («Опровержение взглядов джахмитов»), «Аль-Муснад»… ». («Аль-Фихрист» Ибн ан-Надима, ред. Мазендарани, 6 ч./285).

 

 

13. Абу Бакр аль-Халляль. (311).

 

Сказал Абу Бакр аль-Маррузи, ученик имама Ахмада: «Эта (рукопись заключает в себе то) из Корана что приводил в довод Абу Абдуллах (т.е. имам Ахмад) против джахмитов. Он написал её своим почерком, а я записал это с его рукописи » («Сунна » аль-Халляль, 6/48).

 

 

14. 'АбдуЛла сын Ахмада. (290).

 

Сказал Абдуллах сын имама Ахмада ибн Ханбала: «Нашел я в книге моего отца написанной собственным почерок его рукой то, что он приводил в довод из Священного Корана против джахмитов » («ас-Сунна » Абдуллах ибн Ахмад, № 1202, 2/512).

 

15. Салих сын Ахмада. (265).

 

«Упомянул аль-кады Абуль-Хусейн ибн Аль-Кады Аби Яъла, сказав: Я прочитал в книге Абу Джафара Мухаммада ибн Ахмада ибн Салиха ибн Ахмада ибн Ханбала (т.е. у сына внука имама Ахмада): Рассказал мне мой дядя по отцу Зухейр ибн Салих, сказал он: Прочитал мне эту книгу мой отец Салих сын Ахмада ибн Ханбала. Сказал (Салих ибн Ахмад) также: Эту книгу мой отец (т.е. имам Ахмад ибн Ханбал) написал когда был на собрании (ученых) для опровержения тех, кто использует буквальный смысл Корана и оставляет то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, и чему необходимо следовать » («Табакат аль-Ханабиля » Ибн Аби Яъла, 3/122).

 

 

Имам Ибн Батты аль-‘Укбари (ум. 387 г/х.) тоже много приводит цитат в своей книге «Аль-Ибана». Так же приводили аль-Бейхаки (ум. 458 г/х.), ибн Акыль (ум. 513 г/х.), Ибн аль-Джаузи (ум. 597 г/х.) как это было указано выше, и многие другие.

 

Аз-Захаби (ум. 748).

 

В китаб аль Арш аз Захаби говорит « и сказал имам Ахмад в своей книге «Ар-Радд ‘аля аль-Джахмийя », и передал его сын АбдуЛлах от него». Т.е. в своей более ранней книге аз Захаби явно утверждает принадлежность.

Имама аз-Захаби сказанные им в книге «ас-Сияр»:

«И книга «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия» сфабрикована на Абу ‘Абдуллаха, он был слишком богобоязненным и благочестивым чтобы высказать такое, но возможно он говорил это ». (См. «ас-Сияр», 11/286-287).

Сказал имам Ибн аль-Джаузи: «И его перу – т.е. Абу Абдуллаху (Ахмаду ибн Ханбалу) – принадлежат следующие книги: … «ар-Радд аля Занадика (ва аль-Джахмия), «аз-Зухд» … » (Источник: «Сияр а’лям ан-Нубаля», аз-Захаби, 11/329-340). А здесь как мы видим имам Захаби в своей книге не говорит, что Ибн аль-Джаузи ошибся или тому подобное.

Так же в другом месте в книге «ас-Сияр» имам Захаби сам приводит книгу «Ар-Радд ‘аля аль-Джахмийя » с непрерывном иснадом до Абдуллы.

Как видим, в более поздней книге «ас-Сияр», аз Захаби лишь в одном месте засомневался, но никаких явных причин для сомнений не приводит.

 

И так, у нас 5 цепочек:

1. То что приводит аз Захаби, со своим иснадом до Хидра, тот от Абдуллы, тот от имама Ахмада.

2. Ибн Аби Яъля от книги Мухаммада от Ахмада от Салиха от Ахмада ибн Ханбаля.

3. Халляль от Хидра от Абдуллы от имама Ахмада.

4. Халляль от Абдуллы от имама Ахмада.

5. Халляль от книги Абдуллы от имама Ахмада.

 

Ашариты говорят что мол Хидр неизвестный передатчик, и потому передачи через него не принимаются. (цепочка 1 и 3)

 

Так же и передача аль Халляля в которой он передает из книги Абдуллы. Мол это «аль-виджада» и не принимается. (цепочка 5)

 

И передачу ибн аби Яъля от Мухаммада. Мол это «аль-уиджада» и не принимается. (цепочка 2)

 

Но остается цепочка 4, в которой аль Халляль явно говорит что слышал от Абдуллы, и это в его книге «аль-Джами`».

 

Да и то что передается это книга как «аль-виджада», то это не говорит о слабости передачи. Такую «аль-виджаду» в котором достоверный передает от того кого застал, то такая «аль-виджада» принимается у джумхур, это принимал аш Шафий, ан Навави и др.. По этому поводу можно обратиться к книгам: Ибн Саляха в разделе «аль-виджада», Хафиза в шархе на «нухбу» и в «ан нузха», ан Навави «такъриб».

 

Потому цепочки 2 и 5 тоже принимаются.

 

Что касается неизвестности Хидра (Хадыра), то для аль Халляля он был известным и достоверным, потому имам аль-Халляль также передал от Хадыра ибн аль-Мусанны еще ряд вопросов, о чем сам имам аль-Халляль упоминает в книге «аль-Джами`» и «ас-Сунна».

 

Имам Ибн аль-Каййим аль-Джаузия сказал: «Хадыра знал имам аль-Халляль и передавал от него, также как он передавал слова Абу Абдуллаха от его сподвижников и от сподвижников его сподвижников. И его неизвестность здесь не вредит » («Иджтима аль-Джуйуш », с. 319).

Имам Ибн аль-Каййим разъяснил причину неизвестности аль-Хадыра. Сказал имам: «Аль-Хадыр был еще маленьким мальчиком когда слушал (книгу) от Абдуллаха, и он не был одним из известных ученых и не был шейхом » («Иджтима аль-Джуйуш », с. 319).

 

Потому передача от Хадыра ибн аль-Мусанны тоже принимается, а это цепочки 1 и 3.

 

Итог, все 5 цепочек принимаются, все ученые приняли эту книгу как книгу имама Ахмада. То что имам аз Захаби, в одном месте своей книги засомневался в принадлежности книги имаму Ахмаду, да и то без веских оснований, никак не влияет на достоверность книги.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: